Гносеология в тезисах.

Mar 05, 2010 00:42

1.  Гносеология опирается на онтологию, а не наоборот. Если мир един и неделим, то недопустимо рпзделять и тем более противопоставлять "познающего" и "познаваемое", поскольку их объединяет реальность. Именно благодаря взаимосвязи феноменов и возможны ощущения и другие способы получения знания о внешнем мире. Познание можно определить как узнавание мира, то есть оно включает обработку восприятия и создание единой картины, а также анализ, попытку разобраться "как оно устроено".

2.  Основой любого знания является опыт. Но опыт следует понимать широко - как любую взаимосвязь с феноменами и процесссами реальности. Знание может использовать даже неосознанный опыт. Но от опыта до получения знания - большая дистанция. С помощью языка и речи, с помощью текста и символов человек может извлекать знание из чужого опыта. Так же практикуется и прямая передача знаний, полученных другими (чаще всего учёными).

3. Язык не ограничивает познание, а обогащает его, правда накладывая на него свою специфику. Познание включает в себя описание как важный компонент, и в рамках него язык играет доминирующую роль.

4. Из сказанного следует, что познание зависит от изучаемых взаимосвязей и характера взаимосвязей (с феноменом реальности). Познание зависит от наших целей, намерений, характера, способа мышления, методологии.  Важно понимать, что деление познания на "объективное" и "субъективное" недопустимо. Познание ставит задачу разобраться в хитросплетениях реальности, а потому неизбежно стремится к большей адекватности.

5. БОльшую адекватность познания обеспечивает наука. Наука не вносит ничего нового в гносеологию, а потому эпистемологию нельзя считать заменой гносеологии. Это как бы "специальная гносеология". Наука дает познанию новую, незаменимую методологию. "Я знаю" и "мне кажется" после распространения науки перестали быть близкими по смыслу выражениями, иногда они даже противороставляются.

6. Гносеология изучает только существующее. Её методы обусловлены характером существования существующего. Потому изучение всегда должно быть согласовано с  опытом и здравым смыслом. Если познание опирается на метафизику или ложную онтологию - оно заходит в тупик.

7. Гносеология изначально прагматична. Любое знание родразумевает использование. Это похоже на бесконечную связку ключей, которые подходят ко всем замкам. Наука ради науки - уже не прагматична, и потому начинает подчинять деятельность себе. Знание из опыта выходит и стремится выразиться в новом опыте.

8.  Мир - не иллюзия, человек его часть, и он может довольно полно описывать и анализировать мир и его явления. Но всегда существует "непознанное" и "непознаваемое" - то, что не включено в орбиту знания. Однако непознанное не составляет какого-либо конгломерата, это просто указание на границы познания, передовую линию обороны.

/что-то в сон клонит, оставляю пост недоделанным, как есть.../

познание

Previous post Next post
Up