Mar 06, 2010 00:41
Верующие всерьёз воспринимают библейский рассказ о творении даже в наше время, а теологи вот уже более ста лет пытаются согласовать его с научными данными и даже доказать, что нет никаких противоречий физике, геологим и биологии. Такое рвение понятно, но совершенно непонятно, как можно воспринимать всерьёз подобные заявления. Действительно, книга Бытия не говорит, что земля покоится на трех китах, и даже пытается представить творение как последовательный процесс, имеющий внутреннюю логику. Однако уровень знаний и даже просто философского мышления в этом отрывке настолько низок, что иначе как мифом рассказ о творении не назовешь. Прежде всего следует сказать о "небе и земли". Нет никакого "неба и земли", есть только "небо" - космос. Земля есть песчинка космоса, и ставить эту песчинку наряду с целым только потому, что она нам родная - несколько опрометчиво. Да, в древности не знали, что земля на самом деле не большая (сравнительно), а звезды - не маленькие. Но по опыту не могли не знать, что при удалении предмет уменьшается - для зрителя. Если я сижу в лодке, то она большая, если удаляюсь от неё - становится маленькой. Понять, что Земля подобна лодке, по-моему, не так уж сложно. Если только не считать её всем существующим миром - земля как блюдо и небо как крышка. В общем, уже в первой строчке написана явная нелепость.
Далее. Земля была невидима, потому что не было света. На второй день и был создан свет, а светила... только на четвертый день. Причем сказано: "да будут светила на тверди небесной... и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю" (Быт.1:14-15.). Как оказалось, светила - они светила и есть, большие фонарики на небесной тверди. Нужно ли удивляться, что луна тоже названа светилом? Думаю и в древности можно было догадаться, что луна светит отраженным светом, если бы не воспринимали светила как мощные лампы. Мы знаем, что отраженный (даже в зеракале) свет тусклее, отсюда нетрудно понять, что яркие "светила" - источники света, тусклые - отражатели света, испускаемого первыми. Отражение лампы в зеркале. Современный научный уровень вовсе не требуется для таких выводов. Хорошо заметен и антропоцентризм библейского мифа. Он рассказан не просто человеком, а человеком, который осознает, что ради него всё создано. Почему же ради него - спросите вы? Ну а зачем солнце (как светильник) кроту, обитающему под землей? Древние люди, безусловно, знали кротов и прочих подземных тварей, полуслепых или полностью незрячих, как черви. Проанализировав библейский миф, сложившийся на основе более ранних вавилонских мифов, можно многое понять о мировоззрении людей древности, об их восприятии мира. Но вот о генезисе планеты и жизни на ней вы в нем ничего не извлечете. Разве что любопытный момент, что первыми были "сделаны" рыбы и пресмыкающиеся, потом птицы. Хронологически так оно и было. Возможно, это просто удачная догадка.
В заключение скажу, что рассмотренный миф уже явно земледельческий, на что указвает строка Быт 2.5 "И не было человека для возделывания земли". То есть земля изначально предназначена для возделывания её человеком. Возможно ли большее самомнение и умственная слепота? Древний человек ослепил себя вполне сознательно, сделав миф о генезисе мифом о появлении человека, причем человека-земледельца. Для мифотворца земля без человека ни на что не годна, это был бы "брак" творца, негодное изделие. Но творец (читай:космический человек) ошибок не допускает и его творения предельно целесообразны. И человек-земледелец был создан.
религия,
мировоззрение