"Матрица" - один из тех немногих фильмов, который я периодически пересматриваю. Вопреки своему нежеланию. Обычно считается, что два раза или больше смотрят понравившийся фильм, любимый фильм. Это верно если только относиться к фильму как к развлечению. Если воспринимать его и как материал для анализа, почву для размышлений, то отношение существенно изменится. Я не хочу сказать, что есть какая-то особая "философия матрицы" (хотя книги на эту тему выходят), при желании философию можно увидеть даже там, где её нет. Вернее было бы сказать, что "Матрица" затрагивает довольно много философских вопросов, но не рассматривает их пристально и, тем более, не дает полноценных ответов. Но при этом в "Матрице" сильно развита идеология. Это наполовину хужожественный и наполовину идеологический фильм. Учитывая его популярность (я имею в виду, конечно, всю трилогию), идеологическое содержание приобретает особое значение. Вкратце расскажу, как воспринимаю "Матрицу" и что я там вижу. Подробный анализ занял бы слишком много места, хотя, возможно, он бы оказался нелишним.
Матрица фильм в полном смысле слова постмодернистский, и фантастическим боевиком можно назвать его только отчасти. И всё же, если вырезать все сцены драк, в нем мало что останется. Замечу ещё, что далеко не все драки сюжетно оправданы. После встречи с Пифией на скамейке во дворе у Нео со "смитами" состоялся продолжительный и зрелищный бой. Что же в конце? Он взял и улетел, как супермен. Но почему он этого не сделал сразу, зная всю бесполезность этой драки? Либо он кроме драки ничего не умеет, либо без этих драк нечего особенно было бы смотреть. Так и есть, фильм бы сразу потерял большую часть своих поклонников. Если уж хотели вставить драки, нужно было сделать это сюжетно оправданно, а не чисто механически. Впрочем, в этом можно увидеть и один из главных идеологических посылов - сила добра есть сила кулака. Любопытно, что по поводу манеры Нео всё решать кулаками, когда можно поработать умом, - замечание ему однажды делает Смит. Действительно, далеко не самый эффективный способ решения проблем. Кроме того, он порождает много ляпов, которые присоединяются к прочим ляпам "Матрицы". Матрица переполнена нелепостями, ошибками, несостыковками разного характера, но зритель их не замечает.
Невозможно создать достоверную иллюзию мира, которая бы функционировала как настоящий мир или его сегмент ("мирок, надвинутый на глаза", как выразился Морфиус). Мы ощущаем, как известно, с помощью всего организма, а не только глаз. Можно подделать внешние ощущения (теоретически), но нельзя - внутренние, да ещё так, чтобы они с внешними согласовались. Весь фильм строится на психо-физическом дуализме, который в качестве научного объяснения психики устарел больше ста лет назад. Но создателям фильма было удобно, чтобы человек состоял из тела и души (то етсь чтобы в это верил зритель), а душа представляла собой духовную (по версии "Матрицы" - вертуальную) сущность. Мир - проекция иллюзии на душу человека. Как эти иллюзии непротиворечиво взаимодействуют - загадка. Тут я даже не могу говорить о противоречиях, так как это принципиально невозможно. Не говоря уже о том, что наше восприятие псевдореальности Матрицы удивительно выпукло. Опять же противоречие - нет разницы между восприятием обычного и иллюзорного мира. Матрица либо внушенная иллюзия, либо виртуальный мир, но в любом случае её восприятие не может быть таким же, как восприятие реальности. Но все противоречия вызваны единством идеологической линии. Не единством мировоззрения, а единством задачи, то есть предназначением внушаемых идей. При том, что весь фильм постоянно говорят о скрытой манипуляции, зритель почему-то не догадывается, что манипулируют в первую очередь им, а не персонажами.
Какие ляпы "Матрицы" бросаются в глаза?
- Почему выход из матрицы осуществляется через телефоны?
- Почему агенты всегда в форме людей?
- Почему Нео обладает сверхъестественными свойствами за пределами Матрицы (сам Нео задает этот вопрос, но ответ получает невразумительный)
- Почему в Матрицу все входят незащищенными и плоховооруженными, хотя нет никаких пределов для моделирования. Напомню, что нео и Тринити выручают Морфиуса, захватив вертолет и просто расстреляв агентов. Что мешало пользоваться подобными трюками чаще? Ну не обязательно вертолет, но можно опять же вспомнить, насколько сильнее стал Морфиус, вооружившись катаной. Всего-навсего меч, а разница существенная. Вопрос банальный, но возникает многократно при просмотре.
- По сюжету на дворе 22 век, Матрица создана лет сто назад. Однако Архитектор говорит о шестой версии и у нас возникает подозрение, что вся история человечества протекала в Матрице и даже мы с вами как бы тоже можем существовать в Матрице, а всё вокруг - иллюзия. Следовало выбрать либо вариант с Матрицей, созданной в 21 веке, либо с мистическим Архитектором (который не иначе как бог, так как он сам говорит, что он не человек, но и программой не является)
- Чем объясняются способности Пифии, да и самого Нео (вещий сон)? Учитывая, что Пифия - программа, наличие у неё сверхъестественных способностей выглядит странно даже для тех, кто мог бы поверить в мистику (то есть не для меня, разумеется).
Сокращенный перечень ляпов - все мне лень вспоминать, их слишком много - показывает, что акцент в фильме делается только на двух вещах - драках и идеологии, которая подаётся как философия. Бнз второго компонента фильм бы почти ничего не стоил. Итак, о чём же на самом деле говорит "Матрица"?
Матрица рассказывает не о борьбе человечества с машинами, как кто-то мог бы наивно подумать, а о войне хакеров с взбунтовавшимися программами. Ужасные машины, которые создают сильный дискомфорт у зрителя, как бы и непричем. Главные борцы - все поголовно хакеры (Нео, Тринити, Морфиус). Причем это весьма странно - зачем Тринити быть хакером иллюзорного мира? Но надо так надо. Нео воюет не с машинами. С машинами по глупости воевало человечество с самого начала появления искусственного интеллекта. Было сказано, что неизвестно кто ещё начал войну, но "вечный сумрак устроили люди". А машины вовсе даже не плохие, просто у них "машинная логика" (как говорится в фильме :) ) . Люди сами виноваты. И Нео не помогает борьбе против машин, напротив. В то время, как идет беспощадная битва между последними людьми и всемогущими машинами, Нео договаривается о мире с верховным Искусственным интеллектом. Окончание войны по сути есть акт доброй воли со стороны машин. Нео же победил Смита, дьявольскую программу, которая... Котороая до появления самого же Нео ничего особого собой не представляла и просто защищала Систему (то есть контроль Матрицы над людьми). Можно воспринимать Смита как чрезвычайно опасный вирус (самокопирование подтверждает его природу).
Вопрос о том, что само человечество совершило ошибку, создав такие машины и Искуственный интеллект, который потом взбунтовался - на протяжении трех серий так и не ставится. Вообще-то у героев фильма есть все основания для пересмотра привычного положительного отношения к техническому прогрессу и высокоразвитой цивилизации, но ничего подобного не происходит. Более того, никто даже не заметил исчезновения всего живого на планете. Кроме судьбы человечества героев вообще ничего не волнует. Что будущее этого самого человечества так и не показали - большинство зрителей, думаю, не заметило. Символично, что первый фильм заканчивается как бы призывом выйти из Матрицы, а третий, заключительный, завершается "хэпиэндом" в Матрице. Только между строк зритель может понять, что большинство людей по прежнему будет выращиваться на полях и служить батарейками для мира машин. И только те, кто захочет проснуться, смогут жить. Причем жить в в перенаселенном подземном городе.
Да, очень важно, что вся жизнь уцелевших под землей людей обеспечивается машинами. Есть хорошие (послушные) и плохие (непослушные) машины. Человек с помощью хороших машин защищался от плохих машин. Дикость такой мировоззренческой установки должна бвть очевидна, но видимо не очевидна для большинства зрителей. Для них амбивалентность техники - норма. То есть в принципе техника вообще благо, поскольку она дает огромные возможности. Не случайно даже "супермен" Нео в Матрице постоянно использует горы оружия. Так техницизм плавно переходит в милитаризм. Причем техницизм имеет не один аспект. Сати - девочка-программа и её "родители" (рожающие программы??) предназначены для того, чтобы вызывать у человека симпатию. Программы, оказывается, любят, как немногие из людей умеют. В итоге противопоставление реального мира виртуальному нисколько не ведет к отказу от Матрицы. Так кто против чего борется? Добро против зла, а остальное - несущественно. Зло воплотилось в вирусе Смите, добро - в "избранном" (явно намек на сына божьего, почитаемого христианами) Нео. Не думаю, что фильм будет по вкусу настоящим верующим, хотя некоторые даже его пытались "православным" окрестить. Никакой последовательной религиозной или философской позиции Матрица не соответствует. Зато весьма соответствует супу в головах.
Культ техники, силы, законной власти (ага, герои являются борцами с силами закона только в рамках Матрицы, но не в Зионе) - всё это характеризует "Матрицу", как апологию Системы. Более того, единственным подлинно симпатичным героем фильма для меня оказывается... Смит! Да-да, не удивляйтесь. Он постоянно размышляет и философствует, переживает и испытывает сильнейшие эмоции (прекрасно выраженные жестами и мимикой). Он живой и действует не по чужой указке. Есть и ещё одно, что мне в нем понравилось. Он единственный, кто всерьёз задумался о судьбе человечества. Есть эпизод, когда Смит высказывает Морфиусу свою "теорию" относительно человечества - что человечество не млекопитающие, так как сами уничтожали планету. Людей нужно защищать от них самих. Никто не опровергает рассуждения Смита. Да и зачем, он же "плохой", что его слушать? Так "Матрица", наряду с другими голливудскими фильмами, оказывается фильмом со скрытой антиэкологической идеологией. Об этом, впрочем, я ещё напишу, так как такая тема, насколько я знаю, ещё никем не поднималась.
Резюме: "Матрица" - один из самых "вредных" фильмов в истории кинематографа, и смотреть его можно только потому, что большое количество сюжетных ляпов заставляет при просмотре скептически относиться ко всему, что видишь на экране. Если вы смотрели - пересмотрите, если нет - посмотрите обязательно, хотя бы раз. Знать идеологию полезно хотя бы для того, чтобы разбираться в реальности цивилизации. Ведь идеология фильма не уникальна.