Mar 30, 2010 01:37
Вчера я упомянул об учебе как о своеобразной работе детей, хочется остановиться на этом вопросе подробнее. Нам кажется, что люди в прошлом были "негуманными", потому что допускали детский труд. Это, конечно, предрассудок. В детском труде нет ничего плохого, да и представление о возрастных, хронологических границах детства совершенно условно. Какую бы эпоху, до 19 века включительно, мы не взяли, обнаруживаются существенные отличия от нашего времени. Средняя продолжительность жизни была невысока, много молодых мужчин гибли на войне, а женщины оставались вдовами. Количество беднях и нищих было огромно, и никакое государство не обеспечивало им даже минимум пропитания. В таких условиях детский труд был совершенно необходим. Конечно, не маленьких детей, а после 7-9 лет. Им нужно было помочь взрослым прокормить себя. До появления фабрик дети на производстве не работали, они трудились на хозяйстве. С другой стороны, Руссо уже в 18 веке много в своём знаменитом "Эмиле" писал о необходимости и пользе детского труда, физического упражнения. И еще - дети не учились в школе.
Сейчас мы выдумываем зарядки, спорт для детей - а ведь это тоже своеобразный труд, замена старому целесообразному труду, только лишенная внутреннего смысла. Разумеется, работа на фабрике - зло, но чаще там трудились не дети, а подростки и вопрос вообще в условиях труда и благосостоянии семьи, а не в допустимости труда подростков. В советское время подростки работать не могли, но после падения советского строя некоторые начали подрабатывать. Я хорошо помню этот момент, сам немного летом подрабатывал. Иметь с свои карманные деньги, заработанные своими руками - что может быть приятнее? Хорошо конечно, не деньги иметь, а видеть результаты труда и быть хоть чуточку независимым. Как резюме: я против детской работы, но за детский труд, когда он вполне по силам, после 10-11 лет. Это может быть и домашний труд, помощь маме - но только не из-под палки.
Тот же вопрос с принудительностью - главный и для учебы. Не говоря о том, что ребенку трудно долго сосредотачивать на чем-то внимание. Да и какой толк, если большая часть зазубренного забывается, даже отличниками? Единственно, что действительно прививает школа - дисциплину, то есть умение подчиняться начальству, исполнять беспрекословно команды и бьояться наказания. И, что ещё более важно, школа порождает привычку к самопринуждению, которая потом необходима для "социальной" жизни. Обществу не нужны свободные люди, но печально, что и родители не хотят видеть своих детей свободными. Глупо было бы к чему-то призывать родителей, но пусть они задумаются - что вызовет к ним любовь их детей? Уверен, что не игрушки и подарки, а мягкость и внимание. Чем меньше ребенок работает (если уж этого не избежать и учеба необходима), пусть это будет по минимуму.
труд,
работа,
дети