Наше время можно назвать временем полного равнодушия человека к человеку. Отчуждение, атомизация, даже можно сказать изоляция личностей достигла предела. Что дало две тысячи лет распространения христианства? Ничего, в этом отношении точно. Более того, можно утверждать, что после повсеместного утверждения христианства и "европейской культуры" в межчеловеческих взаимоотношениях наблюдаются существенные ухудшения. В этом нет парадокса. Христианство призывало ко всеобщей любви. Но разве можно испытывать нечто ко всем людям? Разумеется, нет. Видимо, изначально под любовью подразумевалась доброжелательность к человеку, уважение к его сути, скрытой под внешними атрибутами социальных условностей. Казалось бы, вполне уважительный мотив для доброжелательности. Но это недостижимо - было бы наивно ждать отделения "сути" человека от его поступков. Наше восприятие говорит, что это одно целое - и оно нас не обманывает в этом. Мы сталкиваемся не со всеми людьми, и контакт имеет различный характер. Само собой, неизбежно разделяется отношение к разным людям. Вернемся к Иисусу - разве он одинаково доброжелательно относился к фарисеям, которых называл "прождениями ехидны" и к ученикам (которым он, кстати, тоже нередко выговаривал)? Ровное, одинаковое отношение ко всем людям возможно только на словах, но не на деле. Слова о всеобщей любви маскируют нежелание объяснять принципы выделения тех, к кому следует относиться доброжелательно. Даже советская мораль во многом сохраняла установку на универсализацию отношений. Дело же обстоит роано наоборот - главное в вопросе доброжелательности к людям - выделение немногих из многих.
В основе доброжелательности, которая в предельной форме является любовью, лежат инстинкты. Инстинкты по отношению к детям, по отношению к родителям, по отношению к братьям и сестрам. И - несколько шире - по отношению к родственникам, вообще привычному кругу людей. Сюда же относятся и друзья, и даже любимый человек. Привязанность и постоянство отношений, связанных с родительством, намного сильнее, чем изначально к любимому человеку. Со временем под влиянием силы чувств эти отношения могут выйти на первый план и больше не находиться под угрозой охлаждения. Врождено не конкретное чувство, но предрасположенность, критерии естественного проявления доброжелательности. Примерно так, как вкус и запах помогают изначально отличать съедобное от несъедобного. Итак, мы обнаружили, что доброжелательность избирательна от природы. Доброжелательность связана с доверием, благодарностью, привязанностью, влечением, удовольствием, радостью общения, желанием заботиться. Появление злых по отношению ко всем, а также "наглухо" закрытых людей явилось следствием скучивания, а также своеобразной реакцией на политику "всеобщей любви". Проще не "любить" никого, чем "любить" всех. Мизантропия логичнее, хотя и не соответствует нашим внутренним желаниям. Недоброжелательность к людям, лукавство, цинизм могут порождаться неуверенностью в себе и своём будущем. В этом плане будет справедливым выражение, что зло порождает зло.
Но ведь есть люди мягкие, добрые по характеру, которые почти ко всем доброжелательны. И это оказывается их слабостью, потому что они непрактичны, близоруки. Во всех смыслах слова, со всех точек зрения. Доброта в отношении злого человека может оцениваться со стороны как зло. Почти всегда добрые и мягкие люди страдают от этого своего качества, от невписанности в общество враждебных друг другу индивидов. В естественном сообществе подобные качества очень ценны, но в современных муравейниках они являются недостатком. Человек должен (ради самого себя) уметь закрываться, уметь выбирать из откружающих тех людей, которые достойны его заботы, на которых следует распространять свою доброжелательность. Массовость вынуждает не к полной закрытости, но к чрезвычайной избирательности. Мы как бы неосознанно пытаемся восстановить изначальный порядок, окружая себя людьми нам приятными. Только причина и следствие во многом здесь меняются местами. В нашем мире, хотя все и привыкли строго оценивать то, за что "платят", любовь к матери не считается следствием достоинств матери и её заботы. Как и любовь к детям - не следствие их достоинств. Но искусственный круг подбирается именно так. Он нестабилен, это шаткое множество. Чем меньше этот круг, тем легче его сохранить и тем безопаснее проявлять свою доброжелательность, не ожидая, что ей будут намеренно пользоваться.
В проявлении доброжелательности главное - искренность. Из-за этикета и лукавства люди часто делают "хорошую мину при плохой игре". И воин, и бизнесмен, и дипломат стараются обмануть, втереться в доверие. Показная любезность не только не свидетельствует о доброжелательстве, но может маскировать коварство. Как определить, доброжелателен ли к тебе человек? Посмотреть, как он реагирует на просьбы. Причем просьбы незначительные, которые не требуют от человека больших усилий. Большинство тех, кто заботливы напоказ, в эти моменты начинают раскрываться не с лучшей стороны. То человек готов был сделать для нас всё, что угодно, и оказывается, что трудно сделать малость, не требующую больших усилий. Поэтому важны не знаки внимания, а поведение в ситуации, когда тебе от человека что-то нужно. Или когда ты хочешь куда-нибудь просто сходить погулять. Серьёзные просьбы не показательны, потому что может быть много явных и скрытых причин. Вообще, по-настоящему доброжелательные люди всегда участливы, сострадательны, их интересует твоё. Проявление внимания к человеку есть важная часть доброжелательности. Хотя бы готовность уделить время. Не знаю, было ли у вас так, когда не с кем поговорить, поделиться чем-либо, когда ты никому не интересен? Очень тягостное чувство, мне оно хорошо знакомо, особенно по временам юности. Недоброжелательность угнетает, и ищешь хотя бы одного, кто был бы искренне доброжелателен к тебе. И это может оказаться совершенно посторонний и незнакомый человек. Такие люди драгоценны и их нельзя игнорировать. Ведь то, что мы называем одиночество в толпе - это проявление всеобщего равнодушия. Как будто тебя вообще нет, и твоё существование есть твоя же собственная иллюзия. Ощущение лишь описывает печальное положение вещей.
Не старайтесь быть доброжелательны ко всем. И не ждите доброжелательности от всех. В толпе человек для другого - не личность. Но найдя подходщих людей, в отношениях стоит быть искренними до конца. Тогда и мы получим того, чего ждем от других.
(на комментарии смогу ответить только в понедельник)