Равенство.

Apr 30, 2010 01:43

      В социальной мифологии наряду со "справедливостью" важное место занимает "равенство". Для меня всегда было загадкой, почему равенство - это хорошо. У меня это слово ассоциируется с легендарным "прокрустовым ложем", Прокруст, как известно, тоже всех равнял... Да возможно ли вообще равенство, что стоит за этим словом?  Само слово означает отсутствие различий. Неужели сделать всех людей одинаковыми - это идеал? А по-моему, это казарма и утопия, котороя привлекательностью не отличается. Но мне могут возразить, что речь идет о равенстве прав. На самом деле равенства нет даже как декларативного тождества людей. По акону у разных людей равные права, и вы не можете то, что может президент.
       Если справедливость относительна и зависит от принятых правил, то равенство - это выдумка. Точнее есть равенство в пределах некой изолированной группы. Возьмем шахматы. Пешки равны, кони равны, слоны равны. Но пешка не равна коню и королеве. Так и в обществе. Говоря о гражданском равенстве, забывают, что гражданские права полкчают сравнительно поздно - в 18 лет, и то не все. То есть до 16-18 лет человек бесправен. Вот вам и равенство, о чем после этого можно говорить? Казалось бы, ну как детей можно приравнять к взрослым? Так вот в том и дело, что нельзя. А тогда к чему эти сказки о равенстве людей? В рабовладельческом обществе рабы никаких прав не имели есть и сейчас такие категории людей - не только дети. Это и заключенные, и "душевнобольные" и т.д. Те же солдаты не свободны и не равны тем, кто не служит, а ведь воинская служба до сих пор обязательна. Нет смысла упрекатьСистему, в том, что люди не равны. Они и не могут быть равны. Единственно кому выгоден идеал равенства - самой системе. Человек должен чувствовать себя таким же, как сосед - тогда людьми можно управлять как массой. Тогда что сказано - будут делать все, не рассуждая. Я говорю не только о том, что равенство недостижимо, но и о том, что это зло под маской добра. 
       Не защищаю ли я тем самым так называемый "капитализм"?  Вовсе нет. Отрицание равенства как принципа не означает одобрения неравенства. Одно дело - природные различия, другое - социальные слои, перегородки, деление на бедных и богатых. Сами подумайте - у одного человека больше денег на счете, чем у другого! Смешно, разве это делает людей разными? Это делает разным их социальное положение и только. Потеряв богатство, человек теряет и положение. Порой всё это богатство - нули на банковском счете. Считать того человека, который имеет деньги лучше того, который их не имет, а человека, заплатившего лучшим, чем не заплатившего - большая ошибка.
В итоге в тюрьму уклонившегося от налогов или нерадивого должника сажают рядом с убийцей и насильником. Государство может смотреть сквозь пальцы на уголовщину, но не будет терпеть нарушения своих экономических интересов. Социальные различия, таким образом, нивелируют природные различия. Два брата, по разному одетых и имеющие разные права - будут совершенно разными лоюдьми вне зависимо от ихз характеров. Это путь к превращения человека в функцию, лица - в маску. Почему некоторые уподобляют компьютер и человеческое мышление? Потому что мышление человека постепенно стало выполнять роль, которая сейчас досталась компьютеру. Служебный аппарат. Такие различия, которые присущи современному обществу, как и более ранним, одобрять не стоит. Личность уникальна не потому, что человек пишет стихи или ему присвоен уникальный номер.  Кто видит уникальность во внешнем - не понимает сути. Две кошки и две собаки различны, хотя внешне могут быть похожи. Сложные высшие существа никогда не бывают тождественны, как растения. И если мы не признаем различия - то потому что не видим их.         
     Уранительное общество было бы ещё хуже, чем старое несправедливое. Это я фантазирую, потому что, как уже сказано, равенство на практике невозможно - оно и в теории то неопределимо. Чем меньше человек скован социумом - тем меньше имеет значение социальное неравенство. Бунт против социального неравенства на самом деле в своих корнях есть бунт против принудительного общества, а не против несправедливости. Человек вспоминает о справедливости и равенстве когда ему это выгодно. А Системе выгодно поддерживать иллюзии равенства. Попытка нашего естества сбросить оковы извращается разумом, превращаясь в частности в стремление к иллюзии равенства. Отрицание равенства ведет нас не к неравенству, а возвращает к той развилке, где люди стали скованы правилами и зоконами и стали слугами государства, Системы. Равенство - неподходящий идеал для анархии и свободы. 

человек, общество

Previous post Next post
Up