Культ богоматери.

May 21, 2010 23:48

      Пожалуй, самое интересное, что есть в христианстве - это культ Марии. Это важнейшая часть христианства, и как религии, и как личной веры, и как комплекса ритуалов.  Христианство вообще не похоже на ту картинку, которую преподносят большинству в виде своего рода рекламы. В христианстве масса противоречий и несостыковок. Тем более много отличий от других религий, и прежде всего иудаизма. Парадоксально - для иудеев была характерна патриархальная религия и при том глубокое почтение к любой матери (это в еврействе сохранялось очень долго, вплоть до гашего времени).  Христианству изначально было присуще отрицание роли матери, и однако очень скоро в кругу святых женщины заняли высокие и почетные места. И выше всех, конечно, богоматерь. На тему культа Марии стоит писать огромные монографии, эту тему в кратком посте не только не исчерпать, но даже вкратце не наметить. Поэтому просто обращу ваше внимание на несколько ключевых моментов. Культ богоматери сравнительно поздний и не опирается на Евангелие. Знаменитые слова Иисуса "вот матерь моя и братья мои" показывают, что особого почтения к своей матери он не испытывал и намеренно отделял себя от семьи. Став человеком божьим он перестал быть человеком семейным.  Почитание богоматери совершалось и совершается можно сказать вопреки его воле и духу его учения. тем интереснее, почему и как возник и развился этот культ.
      Примечательно расхождение в почитании Марии между православными и католиками, котоое для многих остается езаметным. Оно не носит догматического характера, однако явно проявляется в эпитетах, которые прикладываются к Марии и начинают превоащаться в титул, заменяя имя. У католиков Мария - богоматерь, а мать это не столько та, кто родит, сколько та, кто растит, заботится, воспитывает. Поэтому всем понятно выражение "приемная мать". Обычно растит та, которая родила, но это не является непреложной нормой. Совсем иной акцент у православных - на самом факте рождения. Родив бога, Мария становится самой близкой к богу из людей. Поэтому к ней обращены почти все молитвы. Большинство древнерусских храмов посвящено не Иисусу, а богородице. С точки зрения христологического богословия, весь культ Марии не выдерживает никакой критики. Можно чтить Марию, но в ней нет ничего божественного. А ведь изображения на иконах с младенцем Иисусом ставят в центр именно Марию. Из того, что Мария родила Иисуса, не следует, что она причастна к его божественности и что он её слушает. Апофеозом нелепости становится превращение фигуру богоматери в верховную заступницу перед богом, предстательницу за людей.
       Как бы мне ни хотелось  написать свои мсли о культе богоматери подробнее, я завершу именно на этом моменте, который считаю самым важным. Вроде бы Иисус считается посредником между божественным и человеческим, воплотившимся для спасения людей богом. Неясно, как и зачем бог является посредником по отношению к самому себе, но уж никакой дополнительной фигуры тут явно не предусмотрено. Учение Иисуса и раннее христианство строились на прямом обращении к богу и Иисусу, или, иначе говоря, к богу в лице Иисуса. Но постепенно на иконах и в росписях храмов возникает Христос-пантократор, то есть вседержитель. Его образ приобретает имперские, царские черты и Спаситель становится из простого человека и друга бедняков верховным мироправителем, окруженным сонмом ангелов. Вот для такого, преобразованного Иисуса и нужен посредник, "свой человек".  И богоматерь возглавляет длинный список святых. С одной стороны, человеку не так боязно молиться - он не к царю идет, а к чиновнику, посреднику, который его выслушает и поможет, не бесплатно,конечно. Отсюда всякие "обеты", например обещание поставить богородице или святому храм, если он поможет. Своего рода договора о посреднической помощи. Бог по-прежнему остается недосягаем и далек, и характер христианства в итоге его двухтысячелетнего развития мало чем напоминает пророческое учение Иисуса. Я вижу в этом не столько проблему искажения, сколько закономерное преобразование. В культе богоматери и святых нет ничего случайного.

христианство, религия

Previous post Next post
Up