Иллюзия иллюзорности мира

Jun 02, 2010 00:20

      Почему-то когда речь заходит об изменчивости, текучести бытия, сразу вспоминают буддизм, принцип иллюзорности мира. Кажущиеся тождественными эти две "истины" на самом деле не только не близки, но полностью несовместимы. Принцип изменчивости бытия конфликтует с принципом иллюзорности.  Иллюзия - видимость, кажимость, принятие недействиетльного как действительного.
Мираж - иллюзия? Только отчасти, так как в выражении "оптическая иллюзия" слово иллюзия значит иное. Искаженное восприятие также будет названо иллюзией. По сути дела отражение в зеркале есть не что иное, как оптическая иллюзия. Ведь когда женщина смотрит в зеркало - она находится перед ним, а не в нем. Женщина в зеркале - иллюзия зрения. Но в философском смысле это совсем не иллюзия. Смотря на отражение, мы поправляем волосы. Мы с помощью отражения "видим" то, что видеть не можем. Можно назвать это вспомогательной картинкой. Чертеж, план, карта тоже не имеют соответствия в реальности, и тем не менее оказывают значительную помощь. Ни один дом не будет строиться без плана. Итак, иллюзией следует считать только обманчивую кажимость, за которой скрывается нечто иное или не скрывается вообще ничего (хотя обман без обманывающего и обманываемого я представить не могу). Человек строит много иллюзий, но речь ведь не о его сознании, а о восприятии мира. 
      Оценки и рефлексию оставим в стороне: что мы видим и воспринимаем? Мир, реальность. Сразу всплывает возражение - ведь мы видим не предметы, а отраженный свет! Да, ну и что? Это и называется видеть предметы. Сам предмет с глазом взаимодействовать не может. Знание мира основывается на данных различного рода локации (зрительной, звуковой и т.д.) и ощущениях. Если на то пошло сами вещи есть условность. Если гора меняется, то её как бы и нет? Да, слова не имеют значения. Но не стоит допускать принципиальную ошибку и выдавать изменчивость за иллюзорность. Непостоянство отсылает к постоянству, изменение - к неизменному. Человек растет, взрослеет, старится... Но мы не сомневаемся, что это тот же человек, а не считаем его совершенно новым существом. Любые красиво-печальные сетования на бренность мира на каждой строке указывают на имеющееся постоянство. Человек умирает - значит он жил. Выдавать сто лет (максимальный срок жизни) за миг, за промелькнувшее мгновение - просто софистика и передергивание. Разумеется, все временные сроки относительны. Посчитайте, сколько в срок жизни человека укладывается жизней поденки - и вы скажете, что человек живет очень долго - и будете правы. Все буддийские причитания о бренности мира - искусное внушение. Иллюзия не восприниый нами мир, а представление об его иллюзорности. Меняется сущее, оно непостоянно в одном и постоянно в другом. Не бывает жёлтых дельфинов и красного льда, если их не покрасить. Вся наука говорит о значительном постоянстве вещей, которое можно не только констатировать, но и изучать, применяя свои знания на практике.
        Ситуация точно такая же, как с солипсизмом - ни один из учивших об иллюзорности бытия не верил в это сам и не следовал этому. Отсюда могу сделать однозначный вывод - разговоры о том, что реальность - иллюзия, жизнь - сон, не более чем самообман и обман, пускай даже и несознательный. Ощущение потери реальности вполне понятно как следствие утраты естественной жизни. Мы не доверяем своим чувствам. Животные доверяют, лни живут в мире, а не сомневаются в нем. Иллюзорность свойственна мировоззренческим картинам, построенным человеком. Религии - огромные корпорации по производству иллюзий. Пытаясь замаскировать обман, они правду называют обманом. Конечно, не верьте своим чувствам - верьте чужим словам... И ведь многие верят... Рад "загробной жизни"человек готов умереть, и здравый смысл даже не подсказывает ему, что мученичество ничем не лучше самоубийства, которое им же осуждается как нечто недопустимое.
Сказки об иллюзорности подводят основу под фантастическую мифологию, под веру в чудеса и подверженность манипуляции. Следует сразу признать изменчивость мира, но решительно отвергнуть все попытки вывести из неё через "непостоянство бытия" выводы об иллюзорности.
Принимая расхожие штампы, многие не задумываются, а стоит ли что-нибудь за всеми этими глубокомысленными изречениями? В данном случае ответ прост: не содержится ни  капли. Мир не то, что мы видим, но таков, каким мы его видим. Наше видение явлений мира есть прямое следствие нашей включенности в этот всеобщий поток бытия. То что мы видим и ощущаем - реально, вопрос лишь в степени адекватности конкретных восприятий. Но это совсем другая тема, как вы понимаете, не связанная с идеей иллюзорности бытия. За "картинкой" стоит реальность, а не пустота.  

философия

Previous post Next post
Up