"Телохранитель" и "Цубаки Сандзюро" Куросавы.

Aug 04, 2010 23:43

      У великого Акиры Куросавы есть два фильма, не менее замечательные, чем "Семь самураев", но куда менее известные. Если говорить, к какому жанру относятся эти фильмы, то их можно отнести только к историческому боевику. Это правильно, и в то же время ошибочно. Схватки - только фон, только декорация для развертывания идеи. Интересно, как "Телохранителя" преподносит обложка диска с фильмами Куросавы, который лежит передо мной.  "Самурай по имени Сандзюро - откровенный наемник, готовый на всё, лишенный чувства долга и морали. Не задумываясь, он переходит на сторону тех, кто больше заплатит." Это не просто поверхностный взгляд, это прямой обман потенциального зрителя, так как дело обстоит ровно наоборот и весь смысл и пафос фильма уничтожается этими словами. Чем же примечательны эти два фильма и о чем они повествуют. И чему они учат - ведь почти в каждом фильме Куросавы есть поучение. Это маленький цикл из двух фильмов про самурая-ронина Цубаки Сандзюро, но, как и все остальные "самурайские" фильмы мастера, он скорее антисамурайский по духу. Смысл не всегда лежит на поверхности, но и не запрятан так глубоко, чтобы только избранные его постигали. Просто нужно смотреть внимательно, я бы сказал - тщательно, ведь снимались они более чем тщательно.
       Сюжет "Телохранителя" несложен - бедный самурай случайно забредает в городок, в котором процветают азартные игры, где всё подчинено вражде двух влиятельных людей и постоянно льется кровь. Этакое проклятое место, город из места где живут и трудятся люди ставший местом "криминальной разборки". Да, Сандзюро попал в это место случайно, но неслучайны его действия. Он ставит своей целью сделать город опять мирным, а для этого нужно стравить две банды и уничтожить оставшихся. Его замысел почти удался, но неожиданные обстоятельства сорвали его в последнюю минуту. Всё дальнейшее действие представляет воплощение решительным Сандзюро своего желания вопреки всему. Не раз нам демонстрируется, что главный герой - непревзойденный мастер меча. Но он также умный и доброжелательно относящийся к честным людям человек, не только сочувствующий чужой беде, но активно помогающий. Один раз такая помощь (в "Телохранителе") едва не стоила ему жизни. Доброта в сочетании с глупостью, или честность в сочетании с глупостью опасны - эта мысль подробнее развивается во втором фильме. Сандзюро выступает в роли обличителя глупости, он страдает от глупости тех кому он помогает, но не бросает своего благородного дела. Тем самым обличение глупости из упрека превращается в наставление зрителю. Если первый фильм во многом - о жадности, жестокости, коварстве, то второй прежде всего посвящен именно глупости, в этом его уникальность. И глупость не высмеивается - нет, она показывается опасной, как для самого глупого, так и для человека, который оказывается рядом с ним и помогает ему. Глупость состоит в том, чтобы не видеть последствия своих действий, действовать под влиянием порыва чувств. Сам Сандзюро всегда спокоен и нетороплив, он быстр, но не суетится. Неторопливость способствует преодолению глупости. 
      В фильме "Цубаки Санзюро" ему дают характеристику - "великий человек", и он действительно велик, именно как человек, а не как мастер фехтования. Он беден, можно сказать нищ, хотя ему предлагают деньги и службу. Всё что ему нужно - это пища, ничего лишнего, даже дома у него нет. За обликом странствующего воина скрывается странствующий мудрец. Он свободен, не привязан ни к чему. Его отказ остаться в клане, для которого он много сдалал, в конце фильма "Цубаки" - неслучаен.  Он вольнолюбив и независим, он стратег, который может направлять людей, но которому органически чуждо подчинение и служба. Он свободен и от условностей и правил. В "Цубаки" он произносит фразу с похвалой о другом человеке: "И его не волнует, что кто-то называет его глупцом. Превосходно!". Быть самим собой для него естественно, он не прикладывает к этому стараний. Возвышение над суетой и над условностями общества делает его необычным героем.
К примеру американцы в своих боевиках выводят обычных людей, даже их супермены поклоняются тем же ценностям и следют тем же правилам. Кстати, по мотивам "Телохранителя" сняты два фильма, но их даже римейками назвать нельзя, просто по мотивам. Упомянул я об этом для того, чтобы показать уникальность этих фильмов, где за боевиком кроется раздумье о жизни и людях.
Я мог бы здесь суммировать тот смысл, который я почерпнул в этих фильмах (а пересматриваю я их регулярно), но надеюсь что вы найдете время и возможность их посмотреть.
    Чуть не забыл упомянуть об одной немаловажной детали - в "Телохранителе" Сандзюро противостоит негодяю с пистолетом. Единственный пистолет введен как символ. Если меч служит и благородным и негодяям, то огнестрельное оружие как-бы изначально предназначено для бандитов. Если вы сомневаетесь в такой интерпретации - вспомните "Семь самураев". Там тоже ружья есть только у разбойников, и когда самураи отбивают два ружья, они не используют их. Поединок на мечах выявляет мужество человека, его мастерство, а пистолет вульгарен и им может пользоваться любой негодяй, у которого даже смелости нет. Но помимо всего это может символизировать мир старины и новый мир техники. Поэтизация старины, простоты деревенской жизни как идеала, воплощена Куросавой в предельной форме в последние годы жизни - в фильме "Сны". Куросава ясно видел ужасы прошлого, о чем свидетельствует изображение войн в исторических фильмах, но он не мог принять душой современную реальность. В чем-то сам Куросава похож на Цубаки - бескомпромиссный борец со злом.

PS. Подумал, и решил упомянуть всё же о сквозной мысли "Телохранителя", для тех кто его ещё не видел. В начале фильма Сандзюро видит уходящего из дому вопреки воле отца крестьянского сына, который решил податься к игрокам. Он произносит фразу: "Кому охота всю свою долгую жизнь питаться кашей? Мне больше по душе короткая и яркая жизнь". Зритель может и забыть эту фразу, но её не забыл Сандзюро. И в конце действия этот парень был единственным, кого самурай пощадил из всей банды. Отпуская вопящего от ужаса несостоявшегося бандита, он сказал ему, что лучше долгая жизнь и каша на обед. Дополнением к этому поучению служит обмен репликами между матерью и отцом юноши (возвращаясь к началу фильма). Мать: "Он бы всё равно меня не послушал. Все молодые посходили с ума." Отец: "Да и не только моложежь. Всем надо легких денег." Эти слова звучат как предостережение нам против соблазнов современности, как голос здравого смысла простых людей.   

кино

Previous post Next post
Up