Подсознание и бессознательное.

Sep 20, 2010 16:57

      Эпохой подсознания, с легкой руки Фрейда, стал 20 век. Может быть единственная заслуга Фрейда в том и состоит, что он обратил внимание учёных и философов на проблему бессознательного. О бессознательном заговорили уже в 19 столетии, но тема находилась на периферии исследовательских интересов, чаще всего в связи с психиатрией и схожими специфическими областями. Психоанализ убедил всех, что подсознание не менее важно в поведении человека, чем сознание, и без анализа подсознания человека не понять.  Если говорить о степени религиозности, то психоанализ больше содействует вере, чем противодействует ей.  То, что считалось в старину голосом дьявола, а на самом деле восходит к инстинктам, к телу непосредственно, оказалось в психоанализе "подсознанием". Причем у преступных намерений якобы отыскиваются какие-то причины (в детстве и т.п.), чем отрицается естественность инстинктивного поведения. Вместо научного анализа мы получаем психологическую мифологию, дающую только видимость объяснения.  Чтобы разобраться в запутанном клубке взглядов на бессознательное, нужно четко определить о чем идет речь. Что такое подсознание и действительно ли оно есть в человеке?
       Обычно слова "подсознание" и "сознание" считают синонимами, для меня же они не только различны, но почти противаоположны. Подсознание (под-сознание) указывает на некую внутреннюю область, включенную в сознание или соседствующую с ним. Подсознание представляется нами как темная комната. И из этой комнаты выползают все те монстры, которые разрушают запланированную жизнь и взламывают "правильное" поведение. Но есть ли на самом деле внутри нас такая комната?  Перейдем к "бессознательному". Бессознательное есть не освещенное светом сознания, неотрефлексированное. Смысл, как вы видите, совсем другой, чем у "подсознательного". Бессознательное вовсе не обязательно представляет собой сферу, окружающую сознание, бессознательное вообще может не иметь границ. Но как тогда быть с сознанием? Уверен, что и у сознания нет границы. Сознание - как освещенное пространство комнаты (представьте себе свечу гна столе в темной комнате).  Сознание - не комната и даже не то, что освещается светом, а сам свет, который накладывается на предметы. Бессознательное - не область и не комната - это всё, что не осмысляется сознанием. К примеру, любое чувство будет однозначно бессознательным.
Инстинкты, всё связанное с телом - это всё бессознательное, потому что может влиять на поведение и даже мышление непосредственно. Страх огня - бессознателен. Таким образом в том, что мы по привычке считаем сознанием (совокупность мышления) есть очень много бессознательного. Бессознательное и сознательное переплетаются, у них нет никаких границ.
        Второй уровень бессознательного - культурное бессознательное. Кажется безусловным, что всё культурное относится к сознательному, осмысленному. Но это восве не так. Большая часть культуры усваивается и используется нами в виде готовых неизменных штампов, стереотипов. Само мышление оформляется с помощью языка, а язык не столько осмысляется, сколько выучивается.
Мало кто задумывается, почему он говорит именно так, а не иначе, и что же значит каждое употребляемое им слово.  Культура ослабляет влияние естественного бессознательного, часто подавляет его. Но в то же время вносит в мышление и поведение человека ещё больше бессознательного, к тому же органически чуждого индивиду. Путаница бессознательного, перемешанность сознательного и бессознательного делает их приниципиально неразделимыми.
Никто не может сказать, где начинается и где кончается сознание. Возвращаясь к метафоре темной комнаты, мы не только не можем сказать где кончается круг света, но даже не можем сказать что на самом деле есть свет, а что тьма. Мы не можем сказать, показывает ли свет предметы или искажает их. То что называется образованием - не есть ли это способ затемнения сознания? 
       Бессознательное - не тёмная комната, и монстры из него не выходят. Монстры рождаются из столкновения сознания и бессознательного. Грех появляется не из побуждения и желания, а из несоответствия действия правилам. Это подметил ещё апостол Павел - сначала завет, потом преступление. Закон предшествует нарушению - нет закона - нет нарушения.  Прелюбодеяние в культурной традиции считалось ужасным грехом, а в наше время, когда сила запретов ослабела, люди уже не понимают что же тут такого преступного. И они правы. Грех порожден запретом.
И чувство вины, мучительное переживание происходит от конфликта запрета и фактического действия (или даже явного намерения). Монстры порождаются культурой, осуществляя насилие над естественным поведением (а также и над более ранними культурными пережитками).  Бессознательно не стоит бояться, хотя неплохо было бы его хоть немного понимать. Я уверен, что изучение бесознательного нужно начинать с изучения сознания. Ключ именно в сознании, принципах его работы. Рассуждать о бессознательном не изучив сознания - значит просто сочинять сказки. 
       Сон - свалка сознания, это мешанина из зрительных образов, обрывков мыслей, неосознанных побуждений. Анализировать такой винегрет совершенно бесполезно. Почему же интересно слушать, как рассказывают сны, и даже можно узнать что-то о человеке? Потому что рассказ о сне - вовсе не само сновидение. Это некое сочинение по мотивам, и в нем действительно могут проявиться наклонности человека. Способ интерпретации много говорит об интерпретатре. Но сами сны - а их невозможно фиксировать никакими способами - для понимания человека бесполезны. 
       Бессознательное всегда предшествует сознанию. Сознание осмысляет и рефлексирует по поводу бессознательного. Бессознательное ежеминутно присутствует как вне сознания, так и в самом сознании.  Сознание не может расширить свои границы, потому что этих границ нет, и по той же причине не может сузить круг бессознательного. Развитие сознания не умаляет бессознательного, а дополняет его. Реабилитация бессознательного - необходимый шаг на пути к возрождению естественных начал жизни.

сознание, психология

Previous post Next post
Up