В некоторых книгах собраны афоризмы, посвященные морали и нравственности. Может возникнуть иллюзия сходства взглядов разных авторов, чуть ли не единомыслия. Независимо от времени и культуры. Часто в мнимом сходстве виноваты переводы, приглаживающие содержание под некую заданность. Но допустим, вы встретите простейшие поучения: "Никогда не лги, будь честным". Два человека, сказавшие эту фразу, могли иметь в виду совершенно разное. И никакая интуиция не поможет угадать, что именно, если рядом нет пояснющего контекста или комментария. В старину наивно считали, что правда - хорошо, а ложь - плохо. Полная ерунда, однако и сейчас многие так думают (если человек переворачивает эту формулу и считает, что ложь хорошо, а правда - плохо, он её по сути принимает). Поправка на относительность (хорошо, когда лгу я, но плохо, когда лгут мне), недалеко уводит от исходной дуалистической схемы. Если противопоставление правда-ложь (обман) стоит сохранять, то как сознательную условность. Давайте рассмотрим ложь в трех аспектах: ценностном, содержательном и поведенческом. Плохо или хорошо ничто не может быть безусловно, оценочные характеристики всегда ситуативны. Не всегда ложь плохо, а правда хорошо. Но и классифицировть какая ложь может считаться хорошей или плохой - тоже ошибка. Различение лжи и правды должно идти не по ценностному критерию, напротив, оценка обычно ложится поверх обмана как действия.
С содержательной стороны ложь есть сознательное введение в заблуждение, сообщение заведомо недостоверных сведений. Но тут много особенностей и нюансов. Укажу лишь на некоторые. Самообман. Если человек по-какой-либо причине заблуждается сам, он ненамеренно будет вводить в заблуждение других. Ложь может возникать, хотя никто никого не обманывает. К примеру, Некому человеку показалось, что мужчина А гулял по улице под руку с женщиной В. Он сообщает кому-то другому (к примеру, супругу А или В). А на самом деле он спутал. Путаница является источником ошибки, но если человек утверждает не подчеркивая малую достоверность ("мне кажется"), то его обшибка перерастает в ложь. Так и формируются все слухи, в которых действительность всегда в той или иной степени изображается с искажениями. Как вы понимаете, нередко в заблуждение первого вводят намеренно, чтобы он передал другому нечто ложное. Обманывать можно не только словами, но и действиями. Сказал одно - сделал другое, внушил действиями ложные ожидания и прочее. Отделить сознательный обман от несознательного (и неполностью сознательного) в целом невозможно. Ложь может быть полной или частичной. Быват, что обман связан с направлением и адресатом. К примеру, если слова, адресованные одному, выставляются как адресованные другому. Упомянутые особенности указывают, что нет четкого признака лжи. К тому же, никак не обойти огромную сферу лжи посредством умолчания, расставления акцентов, переключения внимания. Неочевидная ложь - такая же ложь, как и другая.
Где же искать единство признаков, по которым мы вообще можем выделить ложь? Только в сфере поведения. Ложь есть действие, словесное или несловесное, или аспект действия. При всём отмеченном разнообразии действий меньше чем конкретных форм и мотивов. Ложь можно расценивать как некий коммуникативный акт, в результате которого другой человек впадает в заблуждение. Причина при этом не важна. Здесь ложь рассматривается сама по себе, как упавший на голову кирпич. Мотивы вводящего в заблуждение - отдельная область. Но на практике для нас важнее всего мотивы и обстоятельства. Можно сказать даже больше: нас интересует, не то, говорит ли другой человек правду, а искажает ли он правду намеренно или нет. Хочет он ввести меня в заблуждение или нет. Здесь вопрос намеренной лжи сразу переходит в вопрос доверия. Намеренная ложь обоснованно считается признаком недоверия, неуважения, даже отсутствием любви. Как раз поэтому следует быть предельно осторожным. Нет ничего проще, чем любую ложь воспринимать как намерение обмануть. Уличив кого-то во лжи - не спешите считать негодяем. Чаще всего оказывается, что намерения обмануть и не было совсем. А даже если было - нужно разбираться, почему и зачем. Нередко ложь высказывается во благо человека. Это в науке ложь неуместна, а в жизни часто неуместна как раз правда. Полная правдивость и открытость - вредное качество, связанное с неприспособленностью к обществу и отсутствием развитого ума. Только ошибается тот, кто отождестаяет ложь и лицемерие. Лицемерие вредно почти всегда, ложь - когда как.
Обман есть действие, и одновременно способ определить чужое действие, повлиять на него. Чем больше лжи - тем меньше доверия. Несколько случаев намеренной лжи могут подорвать его полностью. Когда ложь заслоняет правду, становится бесполезной и правда. Стереотипы и штампы нередко служат формой лжи. "Класс капиталистов" - ложь. Религия стоит на лжи и пропитана ложью.
И самое плохое, что эта ложь намеренная и недоброжелательная. Знания не уберегают от идеологической и религиозной лжи сами по себе. Умение думать, анализировать, сравнивать - намного более значимое средство для выявления тотальной лжи. Нет универсального способа различать правду и ложь, потому что нет универсальной лжи. Ложь и обман выявляются как рациональными способами, так и с помощью чувства, интуиции и зачастую авторитета. Авторитет есть форма доверия. Наличие авторитета не гарантирует отсутствие лжи, но дает основания принимать менее критически. Для философов тотальный скепсис вполне допустим, в быту необходимо доверие окружающим людям, и проверять каждого и во всём невозможно. Всегда и везде остается возможность быть обманутым. Не стоит этого бояться, но осторожность не помешает.