Есть один вопрос, на который не сможет ответить не только неверующий, но и верующий. Почему люди приходят в церковь, становятся религиозными? С теми, кого крестили в детстве и кто религиозен по инерции - всё более-менее ясно, но вот каковы мотивы у обратившихся в сознательном возрасте? Теологи любят объяснять тягу к религии "естественной религиозностью" и "религиозным чувством". Никаких подтверждений наличию изначальной предрасположенности к религии у них нет. видимость объяснение прикрывает отсутствие объяснения. Объяснения атеистов не затрагивают главного, а потому недостаточны и не могут быть приняты. Социальные условия, психология - всё это не мотив. Должно быть нечто, что как бы толкает в храм. Да, стремление влиться в церковную организацию не менее важно, чем стремление верить. И ведущий мотив один. Но ошибочно было бы связывать этот мотив с содержанием религиозного учения, ответ лежит в другой плоскости. Думаю, что мой ответ на этот вопрос, каким бы убедительным он ни оказался, не понравится ни верующим, ни атеистам. Главным мотивом принятия религии я считаю стремление к устойчивому комплексу поведения. В условиях полного размывания старых норм данная функция религии становится для личности особенно важной, хотя почти никто не отдает себе в этом отчет.
Религия дает - в директивном порядке - основы мировоззрения и должного поведения. Догматы дополняются заповедями, которые не менее, а то и более важны. По крайней мере сам Иисус явно придавал заповедям особое значение. Но сила религии в том, что догматическая система дает заповедям оегитимность. Не Моисей сказал, а Бог через Моисея, устами Моисея. И готовая система взглядов, которая не подлежит анализу и сомнению, и подавление самостоятельного мышления во многом согласуются с побуждениями большинства людей. Почти никому не хочется глубоко задумываться над тем, что его окружает, да и над тем что составляет его жизнью. Естественное свойство разума включаться по мере необходимости служит здесь плохую службу. Принятие множеством людей религиозной системы взглядов служит для обычного человека почти гарантией её правильности. Особенно когда религия является официальной, и поддерживается властью, в свою очередь поддерживая её. Конечно, знания о существовании других религий сильно подтачивают доверие, но религиозные деятели стремятся представить другие религии как союзные, как близкую, но неполную истину. В конечном счете только данная религия признает саму себя исключительным монополистом, стоящим выше остальных. В случае численного перевеса акцент делается на "большинство", как это часто показывает сегодняшняя РПЦ. Так или иначе, этот механизм работает. Но дело не в традиционности, истине или распространенности, а прежде всего в удобстве. Удобно принять то, во что верят многие, и нен напрягать мозги. Жизнь становится проще, цели ясны. Человека не пугают даже неприятные стороны религии типа необходимости самоограничения (пост и т.д.).
Устойчивость взглядов - пусть самы диких и бредовых, дополняется наличием единой организации. Человеку нужны "свои", в государстве он чувствует себя чужим, и далеко не всегда семья компенсирует изоляцию в социуме. Религия дает ощущение единства, включенности в общее дело. Указывает, как именно и что следует делать человеку, что принимать, а чего избегать. Можно сказать, что религия служит способом программирования человека, мханической манипуляции. Конечно, это ужасно. Конечно, это разрушает личность и вредно во всех отношениях. Но многие на это идут добровольно. И побуждает их к этому жажда определенности, устойчивости среды, правильности собственного поведения. Религия как бы окружает человека оболочкой, служащей буфером по отношению к меняющемуся миру. Всё вокруг меняется, кроме храма, кроме веры. Эксперименты различных церквей по компромиссу с современностью нейтрализуют главную притягательеую черту религии и отталкивают от религии вместо того, чтобы притягивать. Секуляризированнная религия не интересна совершенно никому. Напротив, притягивает древнее, неизменное, загадочное, ритуальное. Молитвы на иврите или латыни звучат производят большее впечатление, чем те же слова на русском или английском. Церковь всегда цеплялась за старые обряды - и совсем не зря. Уже неизменность несет успокоение. Есть и другие проявления того же принципа.
Храм сам по себе создает у человека особое нстроение благодаря особым средствам. Росписи, иконы, фимиам, светильники, пение... Флоренскому принадлежит формулировка "храмовое действо как синтез искусств", но собственно искусства в храме нет. Нет украшательства, развлечения, красоты ради красоты. Всё в храме (и не только христианском) служит не столько для культа, сколько для воздействия на человека. Согласно основам веры, храм вообще не имеет значения. Но для верующего храм становится центром его религиозной жизни. Неизменность храма, постоянство священного действа (богослужения), ощущение единения с другими - всё это притягивает как магнитом. Религия во многом похожа на армию, но отсутствует явное принуждение, насилие, серость. Религия подменяет жизнь, но для тех, у кого жизнь тяжела - это кажется благом. Религиозный поведенческий комплекс облегчает выбор стратегии поведения в повседневной жизни и полностью диктует каждый шаг непосредственно в религиозном действе. Всё, что притягивает человека в религии - не достоинство религии, а её особенность. Не любой комплекс поведения хорош. Не любому правилу стоит следовать. Но на "безрыбье" и религиозный "рак" становится деликатесом. Возможно, если бы был выбор - люди тянулись бы к чему-то другому, не к религии, но где ещё ему предложат готовый комплекс поведения и бесплатно ему обучат?
Коммунистические режимы, в том числе СССР, кажутся религиозными, хотя вместо религии присутствовала светская идеология. Сходство объясняется тем, что комунизм тоже предлага комплекс поведения. Было ли сходство продиктовано заимствованием или логикой самого явления - несущественно. Даже после крушения СССР коммунизм для некоторых остался аналогом религии, поскольку придавал жизни устойчивость. Доказательством, что именно комплекс поведения притягивает в религиях и похожих на религию течениях, является популярность сект, даже самых диких. Люди отказывались от своей воли, продавали имущество, лишь бы полностью отдать себя секте. По большому счету, христианская церковь - та же секта, только старая и очень большая. Новые секты проще, их требования к адептам яснее. И в этом их особая привлекательность. Любой, кто скажет "Не думайте! Верьте мне! Делайте как я! Подчиняйтесь богу, от имени которого я говорю!" - имеет большие шанс на успех. Последним аргументом может служить то, что обрядовую и этикетную сторону религии воспринимают даже совершенно нерелигиозные люди. Возьмите любые обычаи и обряды, от наряжения ёлки до паскхальных куличей и яиц.
Выявление основной мотивации религиозных людей - только начальный шаг, стоило бы подробно проанализировать, чем различаются поведенческие комплексы, предлагаемые разными религиями, как эти комплексы изменяются, чем один комплекс предпочтительнее другого, как именно с помощью комплекса поедения осуществояется манипуляция человеком. Большую помощь может оказать исследование исторических событий, подобных выбору Владимиром веры. Если у вас есть какие-либо мысли по этому поводу - дополняйте мои наброски, поле пока остается непаханым.