Миф.

Oct 31, 2010 15:10

       Попытка объяснить феномен мифа не должна начинаться с рассмотрения античной мифологии. Легко принять специфику мифологии данной культуры за признак мифа вообще. И легко отождествить миф с его формой. Зная, что мифология не умерла, что у 20 века было полно своих мифов, мы можем предположить, что у мифологии могут быть разные формы, и формы меняются . Миф есть комплекс устойчивых представлений (притом ценностно окрашенных), связанных с каким-либо образом или словом. К примеру, лес (и явление и слово) вызывает у разных людей разные ассоциации и чувства. Это естественно. Миф же предписывает, как воспринимать явление. Миф может сочинить явление, и человек будет думать, что есть нечто, чего нет на самом деле. Религия не могла бы получить такую силу и распространение, если бы не опиралась на мифологию.  Основным орудием мифа являются жесткие ассоциации, детерминированный комплекс мыслей. Можно охарактеризовать миф по своему существу как расширенный стереотип. Опасность, заложенная в стереотипе, достигает в мифе максимума. Вредны все мифы, все без исключения. Миф редуцирует картину мира, искажает адекватность познания, препятствует свободной мысли. Проблема не в самом по себе упрощении, а в сочетании предельной тенденциозности с полной статичностью. Сталин - деспот и людоед. Что это? Миф. Мне фигура Сталина вовсе не симпатична, но зачем её мифологизировать? Следует изучать. А если нет желания или возможности копаться в истории и заниматься настоящим познанием, то лучше вообще игнорировать упоминание мифологизированных фигур. Христос - такой же миф. Нам сказали, что человек по имени Иисус был самим воплощением доброты и любви  и все верят, не потрудившись даже внимательно почитать Евангелие. Миф может касаться не только человека, чего угодно. Мифологизированы прогресс, деньги, смерть, разум, время... перечислять можно долго. К примеру, выражение "время течет" (и "время идет") давно закрепилось в языке и культуре, порождая определенное отношение к времени. Без этого мифа все фантазии относительно машины времени воспринимались бы со смехом. Мифы встроены в культуру и окружают нас со всех сторон.
       Миф может служить удобным инструментом формирования сознания. Совмещение нескольких мифов создает основу идеологии, опорный каркас. В древности мифы служили главной опорой трона, источником легитимности. Огромные империи существовали только благодаря мифам. В Германии 30-х такими мифами являлись национальность, арийцы, расовая чистота, военная сила. Эти мифы создали не фашисты, они их эксплуатировали, сделав базовыми для агрессивной милитаристской идеологии. Миф влияет на массы, но сначала воздействует на индивидуальное сознание. Ребенок с детства окружен мифами, начиная с того же Санта Клауса. Разум впитывает миф не как рассказ о реальности, а как саму реальность. Миф становится суррогатом реальности. Само собой, что миф боится разоблачения. Если мифологизируется какой-либо человек, будет уничтожаться всё, что идет вразрез с мифом, источники, попытки докопаться до правды. Цензура - один из спутников мифологии. Религиозная мифология упорядочена и дополнена догматами. Если миф задает отношение к предмету, догмат указывает, как именно о нем допустимо говорить. Иначе говоря, догмат стоит на страже мифа. Возможность по-разному осмысливать миф в конечном итоге опасна для мифа.  Удивительный феномен богоборчества, например в книге Иова или в апокрифической 3 книге Ездры, объясняется именно специфическим восприятием мифа. Склеивая мифы между собой и создавая вокруг них защитную оболочку, религиозные и идеологические системы подавляют индивидуальное мышление. Следующим шагом может быть только программирование человека. Не случайно об этом в 20 веке заговорили на западе (Скиннер, Дельгадо). Другой путь усиления воздействия мифов - сделать их скрытыми. Посмотрите рекламу, и вы сразу увидите. как вокруг нас много скрытых мифов. Много денег - счастье, элитный дом - успех и т.д. Миф остается неопознанным, если человек принимает его как данное, как будто иначе быть не может. Миф как псевдоочевидное.
       Как работает миф? Исторически миф был рассказом. Повторяющимся рассказом, сказкой, легендой. С каждым деревом, с каждым животным связывались те или иные поверья. В исходном варианте миф был отчасти полезен как средство рассказать об особенностях разных животных, способом обосновать табу. Но именно достоинство и стало главным недостатком. По-настоящему живой человек не чувствует и не мыслит заданными схемами, это противоречит человеческой природе. Культура цивилизации имеет тенденцию к образованию мифов. По происхождению мифы могут быть различны, от фольклора до намеренной идеологической штамповки. Гномы - живут под землей, все бородатые, вооружены топорами. В сотнях книг вы встретите таких гномов. Причем в фантастике ведь нет ограничений на образы, чем же объяснить такую устойчивость? Миф продолжает работать. Давайте подумаем - а что, гномы не растут, у маленьких гномов тоже борода?
Удобно добывать драгоценные камни топором? Прототипом гномов служат рудокопы, топоров - кирки. Люди, которые буквально "живут" (и умирают тоже) под землей. Вполне обычное явление стало источником мифа. Каждый миф можно "раздеть", выяснить, из чего он зародился, что использовано в качестве заготовки. Но, наверно, важнее выявить тенденциозность мифа - зачем он. Вот тогда его можно обезвредить, вырвать жало.

культура

Previous post Next post
Up