Nov 02, 2010 20:03
Меня всегда удивляли разговоры о страхе смерти. Сейчас я хочу поговорить о страхе вообще, но в качестве примера взять именно "страх смерти". Часто говорят, что страх смерти вызывается зрелищем чужой смерти, смерти близкого человека. Был человек - и нет его. Или созерцанием разрушения и увядания. В разных странах, в разных культурах увядание ассоциировалось со смертью. Но давайте вдумаемся. Видит ли человек смерть? Нет, сам момент смерти другого скрыт, не случайно зачастую приходится проверять по дыханию, сердцебиению и другим признакам, жив ли ещё человек. Мы видим умирающего до смерти и затем видим труп, безжизненное тело. Выходит, нас пугает не то, что мы видим, а то, что не видим, резкий переход от жизни к не-жизни. Если же человек умирает от старости, сам давно готов к смерти, и готовы окружающие - и перескока нет. Увядание растений и разрушение - скорее указывает на изменчивость, текучесть мира во времени, непостоянство сущего, чем на смерть. Разве что дальше мысль двигается в сторону временности человеческой жизни, что не является страхом смерти в прямом смысле слова. Но наличие страха смерти отрицать нельзя. Что же это? Ответить на этот вопрос можно только поняв, что бывает страх двух типов. Один, идущий от инстинктов и чувств, другой - от разума и представлений. Под страхом смерти, как правило, имеется в виду второй страх. Страх смерти внушен. Человека можно приучить не бояться смерти, и сам он может до этого дойти. При этом нисколько не переставая любить жизнь и не принимая маску буддийского равнодушия.
Чувственный страх всегда имеет непосредственную причину, хотя может стать и навязчивым. Это страх чего-то конкретного (огня, тигра, змеи, холода, болезни, одиночества), переходящий в осторожность, страх, помогающий выжить. В литературе персонаж нередко произносит (или намекает): будь умнее - бойся. Полное бесстрашие - признак наивности и глупости. Проще всего было бы противопоставить два вида страха, но не стоит торопиться. Страх, внушенный разумом тоже не всегда ошибочен. Опасность может скрываться за углом - и тогда рациональный страх поможет её избежать, предупредить. Но, к сожалению, рациональный страх перерастает функцию помощи чувственному страху и становится мощной самостоятельной силой. Эту силу легко обернуть против человека. Человека можно не пытать, не мучить, а просто напугать словами - и подчинить этим, заставить сделать что угодно. Боязнь потерять работу или деньги - чисто рациональная. Нельзя чувствовать подобный страх. Таким же становится и страх смерти. Не потому ли многие утешаются, что их и совершенные ими деяния будут помнить? Смешно же считать это преодолением смерти. Ни одна религия не обещает бессмертия ("бессмертие души" - не в счет), но все подогревают рациональный страх смерти. И чем больше какое-либо учение изображает преодоление страха - тем больше страх нагнетается. Молодой человек не склонен думать о смерти - но его постоянно наводят на эту тему. Если сто раз сказать "не бойся" - кто угодно будет бояться. Чтобы преодолеть страх - достаточно всего лишь освободить свои чувства. Даже если я умру через год или месяц - чего тут бояться? Страх перед зубным врачом и то уместнее. Между двумя видами страха есть связь, они могут возникать одновременно, но никогда не сливаются. Чаще всего источник страха - в нашей голове, такой искусственный страх нельзя чувствовать.
чувства,
психология