Поиски бессмертия.

Nov 16, 2010 16:05

      Стремление к преодолению смерти вовсе не "врожденное" у человека. Но следует признать, что с развитием цивилизации такая навязчивая идея стала распространяться всё шире. Религии так или иначе отвечали на вопрос о бессмертии. Под бессмертием часто подразумевалось нечто иное, так как сам страх смерти носит рациональный характер и основывается на предрассудках. То, что воспринимается как попытки достижения бессмертия, на деле всего есть попытки бороться со страхом смерти. Похоже на то, как будто искусственно начали эпидемию заразной и опасной болезни, а потом лечили её, одновременно получая над человеком контроль. Поэтому и призывы "помни о смерти". Выдуманную болезнь лечат выдуманными средствами, но вот переживания человека - вполне настоящие. Мне трудно понять такую слепоту. Как можно считать, что посмертная память есть бессмертие? Если в чьем-то сознании сохранится ваше имя или образ - это слабый след прежней жизни, даже не тень. Ничего не меняют ни книги, ни фотографии, ни даже памятники.
Продление себя в потомках естественно, но смерть не исчезает, да и против страха смерти средство слабое. Бессмертие души? Да ведь по древним представлениям это проклятин, а не благо. Душа бродит одна без тела. То, что оснований для веры в бесмертную душу нет, я сейчас не буду подробно раскрывать. Человек боится именно распада тела, потому бессмертие души не моджет считаться подлинным бессмертием. Остается весьма немного вариантов. 
       Настоящим бессмертием может служить только непосредственное отсутствие смерти, не-умирание. Вера в возможность такого бессмертия имела место только в Китае, в даосской религии (не древнедаосской философии!) и простонародных верованиях, связанных с ней. Ходили легенды и сказки о бессмертных, императоры тщетно разыскивали живых бессмертных и слушали шарлатанов.
Сказки так и остались сказками, как и можно было ожидать. Вера в возможность достичь состояния бессмертия весьма наивна (это состояние отождествляли с божественным). Трудно сказать, стоит ли рассмпатривать вознесение Илии на небо живым как бессмертие, ведь на Земле его уже не видели. В Европе трезвомыслие не победило, но в возможность достижения бессмертия никто не верил. Христианство гениально решило задачу обмана людей. Или самообмана людьми самих себя, если угодно. Человек умирает, а потом воскресает (воскрешается богом), после Страшного Суда. Правда в мифе заключена нелогичность - пусть даже грешники в своих телах будут обречены на мучение, они всё равно облагодетельствованы возвращением тела. По идее, воскреснуть должны только спасенные. Самым слабым месом мифа, который подрывает веру в него даже у вполне правоверных христиан, является полная расплывчатость того, каким воскреснет человек. Какое тело будет у умершего старика и какое у младенца? Будут ли они расти и нуждаться в пище? Будут ли они похожи на людей или на ангелов? Туман... На последнй вопрос четкого ответа нет, но в целом богословы склоняются к уподоблению ангелам. Но тогда действительно ли человек останется человеком? Вспоминается один пункт из анафематствования ереси последователей Оригена (7 век, если не путаю), которые якобы утверждали, что люди воскреснут в шарообразных телах. Подумайте,  можно ли воскрешение в виде идеального шара считать бессмертием? А ведь оригенисты всего лишь следовали логичке официального церковного мифа.
      Бессмертие через воскрешение - наиболее хитрый ход. Человек видит смерть и его не убеждают в возможности её преодоления. А страх смерти преодолевается (или якобы преодолевается) с помощью веры в воскресение. Не зря христианские проповедники всегда делали акцент на воскресении Иисуса как главном пункте христианской веры, признавая что без признания воскресения вера тщетна. Так как воскресение отодвинуто во времени на неопределенный срок - никто не может уличить в обмане. Дело выглядит так, как если бы нас всех убеждали, что мы живем внутри плохого фантастического романа, автор которого не удосужился прорисовать детали. Но страх смерти вынуждает людей принимать даже подобные нелепости. вера в переселение душ - ещё большая нелепость. Древние индусы в подобное, разумеется, не верили. Наследуется карма, а не какая-то душа. Сохранения "Я" не происходит. Под прошлой жизнью не имеется в виду именно моя прошлая жизнь, связь осуществляется через карму. Эта идея создана для объяснения несправедливости, которую трудно объяснть, как ответ на вопрос "за что страдает человек". В современном виде пришедшая из народных верований вера в ереселение души служит аналогом христианской, только без временного разрыва. Смерть так же неминуема, но после неё будет другая жизнь. Глупость, но верить никому не запретишь. 
       Самыми последовательными искателями бессмертия сегодня выступают трансгуманисты, о которых я ещё буду писать отдельно. Они ищут разные способы научного решения вопроса. На самом деле, в их заявлениях 99% фантастики и только один процент науки - у Лема, к примеру, науки было много больше. Поиск идет по двум направлениям - 1) трансформация тела, то есть приобретение биологическим телом новых качеств, 2) способность переноса сознания в другой "носитель", например, в мощный механизм робота или в киборга. И в первом и во втором случае вознкает вопрос - а если бы даже такое было возможно, остался бы человек человеком? Мне очевидно, что нет. Особенно во втором случае. Сделано сразу две грубейшие ошибки, хотя обе имеют тысячелетнюю предысторию. Человек приравнен к сознанию. Но разве я есть то, что я думаю? Очевидно, что нет. Во сне сознание бездействует, а человек не исчезает, продолжает жить. Заменить человеку тело - почти тоже, что лишить тела. Можно переносить сознание, записывать его и копировать. Такая возможность рождала бы ужасные, чудовищные перспективы, но к счастью, это невозможно. В том числе и потому, что сознание человека есть сознание организма, сознание живого существа. Сознание вообще не есть нечто статичное, его нельзя зафиксировать. Остается только одно - людей могут попросту обманывать, заявляя, что в некий суперкомпьютер скопирована их душа. Но варианты с обманом нам неинтересы. Трансформация тела более разумна, но тоже недостижима. Бессмертный человек оказался бы не человеком, или стал бы не человеком. Бы - потому что я фантазирую, не допуская возможность реализации подобных идей.
        Бессмертие не достижимо, потому что жизнь есть изменчивость. Смерть - проявление жизни, как это не кажется кому-то странным. Нужно вывести свое мышление за пределы дуализма и всё становится на свое места. Бессмертие, если бы его можно было достигнуть, так или иначе вело бы к гибели человека как такового.  Характерный пример - учение Фёдорова, где тоже делалась ставка на науку. Бессмертие и "воскрешение отцов" делает размножение ненужным. Жизнь перестает быть жизнью, но философ в запале своего безумия этого не замечает. Бессмертие не нужно и не полезно, все кто глубоко размышлял о бессмертии, боялись именно его, а не смерти. Сама идея бессмертия порождена болезненным воображением. Не нужно бороться со смертью. Да с ней никто и не борется, если разобраться. Борятся со своим страхом смерти. Но ведь этот страх внушенный! Значит проще избавиться от этого страха, вместо того, чтобы вытеснять его другим страхом или ложной надеждой. Принять природу и её законы как то, что определяет и должно определять жизнь каждого из нас - достаточно. Страх смерти отпадет сам собой. Небытие того что есть - мысль-монстр. Когда нечто исчезает или разрушается, то остается в прошлом, его уже нет и нельзя говорить даже о его отсутствии. не пытайтесь представить то, что представить нельзя - и страх уйдет.

религия, человек, бессмертие

Previous post Next post
Up