Речь пойдет о зависимости, в том числе от интернета, но не в смысле аналога с алкогольной и наркотической зависимостью. Человек не психологически, а фактически, можно сказать физически, зависим от внешних факторов. Долгое время господствовало прогрессистское и антропоцентрическое мировоззрение. История виделась как покорение и преобразование природы на пользу человеку, как прогресс свободы. Чем закончилось это преодоление природы? Тем, что природу заменили артефакты, целый мир артефактов. Но если природа безразлична по отношению к человеку, и в ней возможно устроиться, приспособиться, то мир артефактов и жёсток и жесток (ударение на первом слоге и на втором). Человек не командует природой, но и природа не управляет человеком. Живя в обществе, в государстве, мы находимся в прямой зависимости 1. от системы; 2. от людей, имеющих ключевые посты; 3. идеологии; 4. непосредственно от самих механизмов и приспособлений.
Человек не может жить без воды, электричества, газа. А ведь всё это можно перекрыть. Человек не может без еды, а ведь её подвоз тоже можно прекратить. Если ничего не производить и жить в бетонной клетке, то мы полностью зависим от систем жизнеобеспечения.
Свобода человека от природы обернулась тотальным рабством. От природы независим не сам человек, а только человечество в целом. То есть отдельный человек независим от природы ОПОСРЕДОВАННО. То же самое, что поменять ноги на костыли. И считать это прогрессом. Жизнь большинства людей в развитых странах комфортна, но никто не задумывается о цене комфорта. Цена комфорта - идущее огромными темпами ограбление и разрушение природы. Необратимый и неостановимый процесс. Пока существует техническая цивилизация, природа будет уничтожаться. На месте травы будет асфальт. Да, «процветание» дается совсем не даром.
Но не даром дается комфорт и отдельному человеку. Многие страны и народы почти лишены благ современной цивилизации, но и старые обычаи и образ жизни безвозвратно разрушены. В цивилизованных странах и городах люди получают блага тоже не за просто так. «Двенадцать подвигов Геракла кажутся пустяками в сравнении с тяготами, которые возлагают на себя мои ближние.» - писал Генри Торо в своём знаменитом «Уолдене». Мне, если проводить аналогии, более вспоминаются Сизиф (и Сартр, соответственно) и Тантал. Обе муки как бы дополняют друг друга - бесполезный и бесцельный труд, и вечное ненасыщение, вечная погоня за счастьем.
Пойдем дальше - преодолел ли человек, человечество природу? Конечно, нет! Человек добился не полной автономии (это принципиально невозможно), но только автокефалии. Автономия означала бы независимость по сути, возможность конструирования и программирования самого человека и его желаний, победу над болезнями и смертью. Именно этого тайно или явно хотели религии, являясь выражением подспудных желаний всего человечества. Я имею в виду, прежде всего, буддизм и христианство. Выводы из невозможности осуществления этих чаяний могут быть разными. Но утверждать, что автономия достигнута или может быть достигнута, нет оснований. Пока, как я показал, мы только создали некий буфер, опосредующий природные процессы. Так что действительно мы имеем автокефалию - самостоятельное управление в рамках данного закона, под контролем. Человек становится не царем, не богом, но наместником, независимо от того, насколько самовольно он присвоил этот «чин». Автокефалия выдается за автономию, а это вредная подмена, рождающая многие заблуждения людей относительно их положения.
Сведя воедино все уровни анализа проблемы зависимости человека (индивида), мы с неизбежностью приходим к выводу об усилении, особенно в последнее время его зависимости, переход к прямому рабству в будущем. Рабству системе и цивилизации прежде всего, а не просто другим людям. Итог пути будет совсем не такой, каким его изображают. Мы не придем к свободе и счастью. И я пишу это, хотя мне грустно и тяжело об этом думать и рассуждать, ведь я не равнодушен к будущему…
П.С. Текст, возможно, будет дополняться и редактироваться, я не совсем доволен своим изложением.