Считается, что христианство выступало против рабства и способствовало исчезновению рабства. Первое полностью неверно, второе верно только отчасти. Внешние рабы заменялись внутренними, соплеменниками. Нигде в Новом Завете рабство не осуждается. Иисус в притчах говорит о рабах, вовсе не выражая недовольства их положением. И уже там появляется интересная черта - рабовладелец выступает символом бога, раб - человека. В некоторых притчах человек - сын хозяина/бога, но положение сына имеет много сходства с положением раба. Полностью христианское учение о рабстве выражено в посланиях апостола Павла. Это не значит, что Павел говорил от имени всех христиан и выражал суть учения. Просто именно его учение легло, вместе с евангельским, в основу церковного устройства и церковной позиции. Павел почти в каждом послании увещевает рабов подчиняться господам. Что же значит выражение, говорящее - во Христе нет "ни раба, ни свободного"? То, что для веры не важно, какое место в обществе занимает человек и в каких условиях он живет. Перед богом все равны, а значит и протестовать против рабства не нужно. Но это далеко не всё. Верующим внушается, что они - рабы бога. Здесь нет уникального изобретения. На Востоке во многих странах человек считался рабом правителя. Христианство изображало бога как царя, а человека - как раба, требовало послушания и страха. Только бог - царь добрый, "отец" народа. Но почему же Павел приветствовал обычное рабство и заботился о его сохранении? Нигде не сказано, что есть прямое подчинение богу. Сама церковь - посредник. У бога есть наместники. Вот и власти "от бога поставлены". Как в армии - все подчинены верховному главнокомандующему, но приказы получают от вышестоящих командиров. С самого начала христианство помогало закреплению форм социального подчинения. Только не нужно забывать, что христианство приветствовало именно восточную модель рабства.
П.С. Я думал, что открыть Новый Завет и почитать, что пишет о рабстве Павел, несложно каждому. Но некоторые вычитывают только те фразы, которые им по вкусу или которые легко перетолковать. Поэтому даю подборку по теме.
Прежде чем читать Павла, обратите внимание на ветхозаветные верования, высказанные от лица бога. "Сыны израилевы - мои рабы; они мои рабы, которых я вывел из земли Египетской. Я Господь Бог ваш." Лев.25:55. Здесь все евреи названы рабами бога - в прямом смысле. Сначала они были рабами в Египте, но теперь стали рабами бога, сменили хозяина. И дальше хозяин дает свои повеления, грозя карами за неисполнение. "Сломлю гордое упорство ваше". Кто до сих пор верит, что "страх божий" - такая же метафора, как и "раб божий", прочтите внимательнее 26 главу Левит. Да, забыл напомнить, что господь = господин. Именно это обращение к богу было принято потом христианством. Сказанное в книге Исход регламентирует отношение к рабам (гл.21), сказанное в книге Левит поучает. Отношение к рабам-евреям мягче, "над братьями вашими, сыновьями Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью". Так же христианские проповедники учили рабоваладельцев, владеющих рабами-христианами. Только космополитическое христианство сделало всех "своими", исчезло обоснование жесткого господства над иноплеменниками (и добавилось господство церковных иерархов, помимо светских властей).
Рим.6:16-18,22.
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. /.../ Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец -- жизнь вечная.
/в резком противоречии с этой и другими итатами Рим.12-17 говорит о христианах не как рабах, но как сыновьях и наследниках бога ("вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления". Налицо попытка смягчить рабский пафос, неприемлемый для римлян. Не будь других цитат, можно было бы поверить, что модель "бог-господин, человек-раб" отвергнута. Так же противоречит общему учению фраза Гал.5 "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства". Подобные противоречия дают неплохое оружие для теологов. А ведь в данном случае речь конкретно о рабстве ветхозяветному закону. /
Рим. 13:2,5
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания,
но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим
самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому
оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Рим.14:7-8.
Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли -- для Господа живем; умираем ли -- для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, -- всегда Господни.
1Кор. 20-24.
Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Еф.6:5-9.
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
(ср. Кол. 3:22-4:1. Перефразированы те же повеления)
1 Тим 6:1-2.
Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных /то есть христиан - д.д./, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
Тит.2: 9-10.
Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Тит3:1.
Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям...