Dec 24, 2010 19:12
Ни за что не согласился быть профессиональным писателем. Не завидую писателям, которые этим сейчас зарабатывают. Вроде бы конкуренция - явление универсальное, писатель так же конкурирует, как производитель обуви. Нет, совсем иначе. Каждый купит стиральный порошок той или другой марки. Конкуренция заключается в том, чтобы убедить как можно большее число потребителей приобретать именно этот порошок. Конкуренция у писателей в сто раз сильнее. Писатель конкурирует не только с писателями, сочинениями, изданиями сегодняшними, но и с писателями, сочинениями, изданиями прошлого. Значительное число произведений вновь переиздается. Помимо вполне понятного читательского интереса здесь играет роль и корысть издателей - не надо платить гонорары и соблюдать копирайт. Писатели прошлого - это огромная армия, читать-не перечитать.
Учитывая сколько тратят сегодня в среднем на чтение, у современного писателя мало шансов завоевать внимание читателя. Разве что стать знаменитым, но это удается единицам, притом известность уже не выступает гарантом высокого писательского уровня. Это же касается и премий с наградами. Свежий пример - русский Букер за "Цветочный крест". Скандал может обеспечить внимание к книге, даже шумный успех, но через пару лет о ней все забудут. А настоящие книги как читали, так и продолжат читать. Дело ещё и в качестве литературы, в языке. Сравнение старой и новой литературы не в пользу новой. Писать устаревшим языком - глупо, писать как это нынче принято - хорошо не выйдет. Тупик. А ведь эта серенькая литература под яркими обложками должна конкурировать не только с книгами, но и с компьютером и интернетом, журналами и газетами, телевизором, наконец. Досуг не резиновый, и не каждый предпочтет книгу.
Писатель конкурирует с "предками", с переводами, с халтурой (зачастую сразу не понять, халтура или нет). Писатель конкурирует даже сам с собой - со своими прежними работами. Постоянно обязан писать новое, хотя порой и сказать нечего. Найти неиспользованный ранее сюжет - задача, достойная изобретателя. Большая часть литературного потока - вымученная писанина, не нужная самому автору и имеющая лишь коммерческое назначение (плюс поддержание имиджа). Произведения выстраиваются в некий непрекращающийся бесполезный поток, бамбардирующий растерянного читателя. Писатель же поставлен в ситуацию вынужденной графомании, иначе не скажешь. Подобная конкуренция убьет литературу. Кончится тем, что будем читать старые книги на бумаге и в сети. Или жевать любую словесную жевачку, которую подсунут.
книги