Радость

Jan 30, 2009 22:12


Людям присуще радость искать - 
            так было и в старину.
Закон известный - его толковать 
        разве необходимо?
(Лу Ю)
 /Предисловие:/
      Опубликовав сегодня светлую притчу С. Григорьева, я решил продолжить хорошую тему. А то многие друзья и читатели наверняка решили, что я мрачный мизантроп, не люблю жизнь, не принимаю и не признаю ничего и только и делаю, что критикую. Вовсе нет. Просто я считаю, что со скепсиса и критики нужно начинать, чтобы расчистить место для созидания.
На самом деле я вполне позитивный человек, люблю радоваться, и во многом нахожу радость. просто в блоге не пишу про себя, такой вот принцип. если и будет обо мне и моих состояниях - буду через цитаты китайских поэтов говорить. :)
Радость очень важна в жизни. Я никогда не уважал и не принимал цинизм. чтобы полноценно критиковать, нужно иметь что-то в противовес, иметь то, что можно предложить людям. Этим постом я открываю серию "позитивных" текстов, в которых я буду не только критиковать негативное и вскрывать недостатки. Пост, который может помочь в борьбе с подавляющей нас жизнью, чем-то помочь в обретении радости. Итак, к делу.

      Что такое радость? Есть, наверно, сотни мнений и десятки определений.  Без путаницы не обходится, само собой. Прежде всего, ошибка начинается в определении к чему относится радость. Не к ситуациям нашей жизни, это надо понять сразу и не идти этим путём. А ведь логично, начав с того, что нас радует, перевести разговор о радости на ситуации, провоцирующие у нас рдостные состояния. Но уже в этой последней моей фразе просматривается правильное решение. Ведь ситуации не сами по себе. они в данном случае важны только тем, что они вызывают. что вызывают? Конечно, чувство! Радость - это чувство, одна из сильнейших эмоций, и очень позитивная. Радость дает как бы обоснование жизни. Именно радость, а не удовольствие. Удовольствие ценно для жизни не само по себе, а именно тем что удовольствие может рождать (не не обязательно рождает) радость. Таким образом, удовольствие не самоценно. А радость самоценна. Она дает силы для деятельности, силы для любви, силы для активной жизни. И в свою очередь является ответом на любовь и на проявления жизни. Попробуем разобраться в том, как возникает радость, как она проявляется, и - не в последнюю очередь - как её достичь.
      Чувство всегда носит личный характер, оно не может быть типичным, стандартным, как форма одежды. Оно рождается на пересечении воздействия на нас ситуации (точнее - индивидуального восприятия этой ситуации) и внутренних тенденций. таким образом, личностность радости обусловлена и индивидуальностью восприятия, и уникальностью внутреннего мира. Что одного порадует - другого огорчит, третьему будет безразлично. Но это не значит что источник радости - внутри. Радость всегда появляется из соединения внешнего и внутреннего. Беспочвенная радость - это всё же клиника, вы не находите?) Значит в радости нужно разделять внешний аспект - с учетом его восприятия, и внутренний аспект. Начнем с внешнего.
     Стоицизм, такой привлекательный на первый взгляд, имеет изнанку. Да, "Я"= дух, независим от мира, но ведь это будет обозначать независимость не только от плохого (с крайним "выходом" - рекомендуемым стоицизмом самоубийством), но и от хорошего. Эпикуреизм, который неверно интерпретируется как гедонизм - намного привлекательнее. Без радости и жизнь - не жизнь. Если понимать, что Эпикур называл радость удовольствием, акцентируя внешний аспект радости, его учение предстает в другом, весьма выгодном свете. Радость как один из главных смыслов жизни - вполне разумное положение учения, кстати, близкое даосизму. Стоицизм учит безразличию, непривязанности, и этому же учит чаще всего буддизм (не будем забывать, однако, о различиях школ буддизма).
Радовать может не только то, что происходит само и не зависит от нас, но и то, что в нашей власти. Когда мы выбираем спутника жизни, когда приобретаем вещи, когда читаем или смотрим фильм - разве мы не угождаем себе? Именно так. мы пытаемся получитьс радость. и оченьчасто этого не достигаем. Вопрос - "почему?" - вполне закономерный.
Потому что ничто автоматически не вызывает радость. радость - не просто отклик. У человека должна быть ГОТОВНОСТЬ к радости, он должен уже находиться вопределенном состоянии духа, настраиваться на радость. Иначе и секс не даст удовольствия, и чтения любимой книги - радости. Итак, создавая ситуации и делая то, что ведет к радости, не забудем что мы тут - не посторонний компонент. Неготовый радоваться радости не почувствует!
      И главная проблема современности - не столько в том, что она убирает то, что по-настоящему радует человека, а в том, что делает его неспособным радоваться. Итак, не столько наша жизнь безрадостна, сколько безрадостны мы сами. и человек становится злым, агрессивным, недружелюбным. Ладно было бы всё в жизни плохо. А то всё нормально, всё есть - нет только радости. Отсюда и скука. Когда есть радость - скука просто не появится, даже если человеку нечем заняться. Скука - это симптом, признак систематического отсутствия радости. Радость нуждается в естественности. Да, как и многие другие чувства и проявления чувств, такие как искренность, любовь, дружба. Но если другие можно хотя бы имитировать, обманывать других и даже (!) самого себя, то с радостью иначе. нет её - значит нет, никак себя не обмануть. Вам знакомо неприятное ощущение от праздника? Все типа радуются - а мне это никак. Чувствуешь себя как инопланетянин. Итак, радость не то, чтобы надо было искать "внутри себя", нет, совсем нет. Как раз надо открыться, находить радость в близком человеке, в общении, в еде, в сне, в игре... Да мало ли, в конце концов поводов радоваться?! Сама жизнь - уже повод для радости.  Так что радость следует искать не внутри, но и не вовне. Нужно открыться, впустить мир в себя. Но фильтрованно - потому что наш мир для радости мало приспособлен, ага.
и виноваты в том сами люди, человечество. Цивилизация дает комфорт, дает потрясающие возможности, но... убивает радость. Лишая естественности, цивилизация подрывает основу радости. Я уж молчу о том, что мы лишились возможности созерцания природы - одна из высших радостей, обладающая к тому же целебным для души свойством. Известный демократ Г. Форстер в конце 18 века был убежден в том, что никто не может лишить человека радости созерцания природы. Как же он ошибался... 
         Мы уже немало узнали о том, что такое радость. Настроив себя на радость, и выбирая в жизни то что нас радует, мы можем нередко испытывать это чувство, делая жизнь наполненной. Следует запомнить два принципа подлинных радостей - их следует искать в простом, а также и естественном, как бы то не было привычно и примитивно на первый взгляд. Например, искать в отношениях с парнем/девушкой не секса, а прикосновений, нежных касаний и поцелуев. На первый взгляд - пресно, примитивно. но ведь и это очень важные проявления чувств, непременно рождающие отклик и ведущие  радости. К тому же классу явлений относятся дружеские рукопожатия и похлопывания по плечу.
Если брать не взаимоотношения, а вещи - лучше для радости стараться не быть гурманом, найти удовольствие в простой еде, простой, но удобной одежде, не в роскошном интерьере, а в со вкусом подобранной гамме цветов и уместности предметов. Простоте не только легче радоваться, она сама рождает радость! Особенно если вещи приятные - и привычные.  Мы утеряли нормальную любовь к вещам. Не без влияния христианства, конечно, но оно тут сыграло не главную роль. Потребительская культура убивает радость вещей. какой бы хорошей не была вещь, если они меняются постоянно - то никогда не будут нас радовать. Сделав жизнь подобием смотрения в калейдоскоп с постоянной сменой картинки, мы убьем саму возможность радости. мелькание лиц и вещей - это ужасно. Как будто не живешь, а занимаешься просмотром бесконечного каталога... Не думайте, что это была просто критика. Наоборот - это были правила (ориентиры), которыми мы должны руководствоваться в поисках радости
       Да наполнится радостью ваша жизнь! Огорчения всегда будут, но они не отменяют то, что мы радуемся. кто испытывает в жизни радость и несёт её другим - живет не зря!
    
Previous post Next post
Up