ВСЕМУ, что говорят тебе - не верь,
Ведь разум не на шутку слаб.
Запри сильней сознанья дверь,
Иль будешь заблужденьям раб.
(с)
Этот пост про веру, но не про религию. И даже не буду оправдываться. Совсем не понимаю, почему некоторые слова узурпированы христианством (или шире - религией вообще). Никаких доказательств нигде не встречал, просто привычка - и всё. При этом забывают, что как раз раньше тоже слово вера часто употреблялось вне религиозного контекста. Всё сказанное не означает и того, что я здесь выступаю против религии и веры (в религиозном понимании слова). Это попытка философского осмысления того, что есть вера, и как она осуществляется. В христианстве - в том числе.
Вера обычно связывается с принятием чего-то некритично, по авторитету. Определено не точно, но в основе правильно. «Верую, ибо нелепо» Этот парафраз мысли Тертуллиана соответствует характеру веры. Но мы не можем сказать, что христианство призывало отказаться от разума и логики. Нет, речь шла об отказе от ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ логики и разумных доводов. Иначе говоря - нелепости и противоречия не должны мешать вере. Но это мы уже подошли к механизму веры, пропустив определение. Несомненно, вера - это доверие, принятие ЧУЖОГО В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО. Иногда принятое может совпадать с разумом и знаниями, иногда нет, но сомнения должны - как внушается - быть подавлены во имя веры. Логично. Скепсис подрывает веру. Повторюсь, речь не идет о религиозной вере - может быть вера идеологическая (как в марксизме). В основе своей вера естественное и полезное явление. Передача опыта старшими, любое обучение и воспитание базируется изначально на вере, даже если потом мы переходим к осмыслению предпосылок и скепсису. Итак, в вере нет ничего однозначно плохого, но есть польза. Повторяю - в вере как методе, одном из методов. И при учете что вера совмещается с личным опытом, познанием и мышлением. Если вера с ними конфликтует - это уже признак существенной проблемы.
Первично вера всегда есть вера по отношению к человеку. Не во что-то, и тем более не кому то, невоспринимаемому и непознаваемому (богу). Проповедники говорят - верьте богу. Это высшая степень веры. Потому что тут вера трехступенчатая (или трехэтажная). Именно так! Сначала я должен поверить в то, что нечто существует, потом поверить, что некто может говорить от имени этого нечто и передавать обещания этого нечто, и наконец верить в то, что это Нечто может выполнить и выполнит обещанное. Это чаще встречается в религии, но и в идеологии вполне может быть. Сначала вера в государство (а это ведь абстракция), затем вера в «депутатов», избранных, затем вера несуществующему государству (а не этим лицам, что примечательно!) в то, что обещания будут сдержаны. Естественно, что трехступенчатая вера порождает такие стереотипы, которые невозможно преодолевать именно в силу многоуровневости. Если разрушить первичную веру, домик рухнет. Обычно же разбирать домики начинают сверху, как будто это менее болезненно. Верно, но это требует полной осмысленности. На такое способны только единицы.
Вера и познание. Слишком часто их стали ставить рядом. Слишком часто сегодня уравнивают науку с верой, любят и квантовую механику привлечь. Повторюсь еще раз - не считая наше знание абсолютным и всеохватным, я уверен в нем в той степени, в котором наука описывает и изучает воспринимаемый мир. Вера гнездится там, где знания нет. Никто никогда не сможет убедительно показать непротиворечивость веры и знания. Элемент веры есть в любой человеческой деятельности и коммуникации. Но его можно уменьшать, а можно усиливать и превращать в мистику. Признать ограниченность познания - не значит свести знание к вере. По сути - это признание ограниченности разума. наша физическая сила тоже ограничена, мы можем поднять далеко не всё, но это никому не мешает. Допустимо даже определить с достаточной точностью пределы возможного. Думаю, границы возможностей познания совпадут с границей совокупности реальных феноменов, которые мы способны помыслить и адекватно описать. Но при том, что познание не есть вера, в познании несомненно есть вера. А как же иначе, ведь наука - в первом значении - "на-учить", передать знания, передать опыт. Акцент в понятии наука с научения на изучение сместился далеко не сразу. А значит первичен авторитет учителя, источника знаний (книги). Для философа нет авторитета, есть просто приоритетный текст. Соответственно философ ВСЕГДА должен пройти стадию веры, выйти на другой уровень. Только для философа вера как явление познания неприемлема, и хотя в практике часто присутствует, не кладется в основу построений. Значит, уточняю, ВЕРА НЕДОПУСТИМА КАК ПРАВИЛЬНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ СОЗНАНИЯ. Как рядовой элемент сознания и познания вполне может быть - и, конечно, бывает.
Выявим первичный элемент веры. Это доверие к человеку. Не к словам человека, а именно к человеку. Не ошибемся - ведь так соблазнительно связать первичную веру со словами. Но вера-доверие равно касается и поступков, поведения. Имею все основания думать, что эта вера первичнее веры в слова. Это та вера, которая предшествует возникновению любви (и которую, добавлю, так легко загубить). Вера-доверие подразумевает, что я могу повернуться к человеку спиной, не опасаюсь его действий. И, с другой стороны, могу на него положиться. Известно, то "друзья познаются в беде". Скорее познается степень доверия.
Если я доверяю человеку, я склонен доверять и его словам, его свидетельству. В связи с этим хочу дать большую цитату из одного блога, найденную сегодня. "Есть ещё такая вещь как вера. И любой здравомыслящий человек признает, что мы используем этот способ гораздо чаще, причём в самых серьёзных вопросах. Соглашаясь на предложение хирурга удалить желчный пузырь, никто не проверяет ни его документы, ни его статистику. Садясь в самолёт, никто из пассажиров не изучает лицензии пилотов и степень их алкогольного опьянения. Ну а о том, на что люди полагаются, когда выбирают супругов, излишне и говорить. Но и слепой такую веру не назовёшь. Просто в таких делах аргументами являются не доказательства, а свидетельства. Разницу улавливаешь?."
http://endless-cube.livejournal.com/1055.html Доверие к человеку выступает в форме почтения к авторитету (известности) и профессиональности.
Специалиста послушают в первую очередь, хотя совсем не факт, что он понимает дело лучше.
Так же близким и родственникам верим больше, чем посторонним людям. Хотя обмануть могут все, но только для знакомого человека у меня есть знание, позволяющее вводить (для себя) критерии различения достоверности сообщаемого.
Тут мы вплотную подошли к содержанию, к словам. Сами слова уже как бы не могут вызывать-не вызывать доверия. Это относится только к ИСТОЧНИКУ слов. Но тем не менее - типичность словесных конструкций и утверждений позволяет выйти за рамки доверия к человеку и проверть САМО УТВЕРЖДЕНИЕ, а не утверждающего человека. именно так поступают историки. каким бы правдивым, честным ни был человек, учёный не может верить просто со слов, он ищет максимальное количество подтверждений из других источников, хотя бы одно. Свидетельство (независимое) двоих сильнее чем одного. Кстати, добавлю здесь, что совпадение логики мыслей в рамках конкретного расуждения с другими может служить одним из подтверждений истинности утверждения.
Нельзя уже сказать, как с человеком, строго: верю-не верю. А если предмет сложный, требующий профессионализма, читатели-слушатели либо склонны чрезмерно доверять "учёным", либо тотально всё отвергать. Не знаю уж, что хуже.
вера в слова - почти худший вид веры. Но хуже всего, когда верят словам человека, говорящего от имени бога (в прямом смысле). Человек получил "откровение" и передает другим. Он даже не пытается утверждать, что сам придумал и отвечает за слова. Доверие к таким словам - высшая степень екритичности. Дальше - больше. Возникает доверие к таинственному НЕКТО (бог, человек, абстракция - не важно), которого мы знаем только со слов других. И вот, слова "сказанные" этим Немо, начинают влиять на мировоззрение и жизнь, использоваться как эталон. Апофеоз достигается, когда человек начинает верить этому Немо, как реальному, близкому человеку. Полная подмена совершилась. Здание трехэтажной веры построено. Я же приложу все силы, чтобы помочь людям ломать эти здания.
В заключение краткое описание трансформации веры:*
- Я знаю человека
- Я верю (доверяю) человеку
- Я доверяю тому, что человек говорит
- Я доверяю словам человека
- Я доверяю словам людей определенного круга и имеющим авторитет
- Я доверяю словам определенных источников (выбирая их произвольно)
- Я не доверяю никаким словам, потому что не могу их проверить и не знаю, откуда они взялись
*Последний список связан с постом, но не обоснован там полностью, слишком обширная тема. Пункты 5, 6, 7 не были прояснены.