Типы мышления (набросок)

Mar 25, 2012 00:15

     Естественное мышление типов иметь не может, но словесно-символическое мышление обладает иными свойствами и особенностями. Человек мыслит не хаотично, а по определенным схемам. Я бы не стал называть это логикой, так как это не правила и не методология мышления, а определенные неявные тенденции, вызванные несвободой мышления. Мы следуем стереотипам, клише, устойчивым смыслосочетаниям, нормам поведения. Определенные вещи вызывают определенную ассоциацию, заданную извне. Культура и язык предполагают такую несвободу мышления, даже требуют её. Но если мышление предвзято, значит помимо персональной уникальности возникает типичность. Основных схем немного. Вряд ли можно создать исчераывающий каталог, да и границы типов условны. Но что важнее всего: типы не всегда несовместимы, зачастую один человек мыслит на основе двух-трех и даже более типов. Редко когда типы мышления конфликтуют и вытесняют один другой - это относится к типам, связанным с одними и теми же аспектами (к примеру, тип властного мышления и тип подчиненного). Я попробую нащупать несколько главных типов мышления. Так как попытка осуществляется с нуля, в порядке эксперимента, прошу отнестись к ней снисходительно.
     Я рассмотрю вкратце следующие типы: 1) догматический, 2) пралогический (магический), 3) религиозный, 4) научный, 5) философский, 6) властный (подчиняющий), 7) подчиняющийся, 8) калейдоскопичный, 9) эмоциональный, 10) инфантильный (игровой), 10) лукавый.


     ДОГМАТИЧЕСКИЙ тип мышления отличается максимально точным следованием предписанному. Истина - это то, что сказано кем-то раньше и чему придан статус незыблемого авторитета. Догматическое мышление постоянно ориентируется на авторитеты. Вариант догматического мышления - юридическое мышление, формализм. Человек не задумывается, так ли на самом деле, достаточно "приказа". Всё творческое, что неизбежно в мышлении - ведь человек не робот - осуществляется в виде толкования. Отсюда ясно, что догматический тип хорошо сочетается с религиозным, а также с подчиняющимся.
     ПРАЛОГИЧЕСКИЙ тип мышления когда-то был доминирующим, его придерживались практически все. Его отличает нечувствительность к противоречиям, многослойность мышления (когда один слой не пересекается с другим). Человек, мыслящий пралогически, суеверен, но как правило не религиозен. Пралогическое мышление ориентируется на традицию, но не на букву. Поэтому оно пластично, адаптивно. И в то же время магизм мешает адекватному восприятию реальности и выбору правильного действия. Человек, думающий в рамках пралогического типа, может со стороны показаться сумасшедшим. Естественное мышление входит в пралогическое, но в деформированном виде.    
     РЕЛИГИОЗНОЕ мышление - это вовсе не мышление религиозных людей. Приверженность к вере ещё не определяет характер мышления. Верующий может тяготеть к пралогическому и даже к научному мышлению. И наоборот, религиозный тип мышления может быть присущ нерелигиозным людям, в том числе атеистам. Его особенность - ориентация на высшее, сакральное. Вряд ли я ошибусь, если напрямую свяжу религиозное мышление с дихотомизмом. Именно поэтому я не выделяю дихотомическое мышление, потому что связываю дихотомизм с религиозным типом. Проще говоря: в религиозном мышлении ярче всего проявляются некоторые черты, которые встречаются и вне религии. Религиозное мышление космополитично и противостоит традиции и этнической культуре, вопреки общепринятому стереотипу. Ещё одна особенность религиозного мышления - оно больше других стремится подчинить всё поведение, сам организм. Аскетика "органична" для человека с религиозным типом мышления (и чужда человеку с пралогическим типом мышления).
    НАУЧНЫЙ тип мышления можно по другому назвать рационалистическим. Он пытается втиснуть мир в рамки картины мира, свести реальность в словесные конструкции без остатка. Чем чище научный тип, тем он сильнее, но одновременно опаснее. Любопытво и стремление к рациональному осмыслению естественно, но обычно эти мотивы не слишком сильны. Научный тип мышления тяготеет к познанию ради познания, к абстрагированию от реальности, а главное от чувства и оценки. Благодаря намеренной отстранённости и беспристрастности, человек с научным типом мышления нередко становится, как ни печально, удобным иструментом в руках других. Достоинством научного мышления является конфликтность с пралогическим, религиозным и особенно догматическим. Поэтому в тоталитарном государстве не поощряется даже лояльная наука.
    ФИЛОСОФСКОЕ мышление по преимуществу рефлексивно. Человек к нему часто переходит от других типов мышления, преодолевая их (или их крайности), в частности, от религиозного или научного. Отталкиваясь от человеческой практики с помощью критики, анализа, скепсиса, философское мышление ставит себе иные задачи, чем научное. Я говорю - напоминаю - не о философии, а об индивидуальном типе мышления. Философски мыслящий человек ищет, переосмысляет, обосновывает, стремится к цельности. Философское мышление полезно для исправления ошибок, вызванных другими типами мышления (а также и ошибочным философствованием, то есть поправляет само себя). Однако в жизни философское мышление часто мешает, в частности тем, что делает человека "белой вороной", непохожим на других, странным.
     ВЛАСТНЫЙ тип мышления - сравнительно редкий. Все люди стремятся к доминированию, но гораздо меньшее число стремится к власти, к господству над другими. Властное мышление расцветает не в ситуации предвкушения власти, а в ситуации уже имеющейся власти. Властное мышление склонно к своебразному "папизму" - я (начальник, старший) всегда прав, а если даже неправ, у меня есть право на ошибку, так как обычно я прав. Человек с властным мышлением плохо слышит других. Властное мышление отличается поверхностностью. Человек с властным мышлением редко одновременно обладает мышлением религиозным - ему не хочется подчиняться авторитетам, хотя и скепсис ему не присущ. Благодаря первому он "сам себе хозяин", благодаря второму - не видит своих ошибок. Вследствие этого, властному мышлению присуща слепота, роднящая его с догматическим. Люди с властным мышлением стремятся сами стать "классиками", чтобы догматически мыслящие им рукоплескали. 
     ПОДЧИНЯЮЩИЙСЯ тип мышления никогда не бывает у людей от рождения. "Рабское мышление" - выдумка. Человек может родиться рабом, но думать как раб он станет очень нескоро. Чтобы воспитать раба, слугу, послушного подданного, нужна длительная дрессировка. В религиозных организациях подчиняющийся тип мышления культивируется ещё сильнее, чем в государственных структурах и даже армии. Яркий пример - "послушание" и отсечение своей воли в монашестве. Подчиняющийся тип мышления несовместим с властным в одном человеке, но отлично совместим в разных людях. Когда один командует, а другой подчиняется - оба думают, что так и надо. Это не естественно, но благодаря совпадению практики с воспитанием кажестя вполне естественным. Подчиняющийся тип мышления вырабатывается зачастую намеренно, в широких масштабах.
     КАЛЕЙДОСКОПИЧНОЕ, плюралистическое мышление свойственно современным людям, и не только молодым. Оно отличается отсутствием ясных ориентиров, целей, принципов, мировоззрения. Человек с калейдоскопичным мышлением непредсказуемо смел или труслив, наивен или хитр, религиозен или атеистичен. Одна крайногсть может сменять другую без видимого внутреннего конфликта. Калейдоскопичное мышление достаточно хорошо совмещается с подчиняющимся, но только при условии того, что человек не замечает давления (то есть он не подчиняется сознательно и добровольно, но просто идет туда, куда его ведут). Человек с калейдоскопичным мышлением кажется себе яркой независимой личностью, и он действительно как бы неповторим - в силу аморфности. Но ведь он даже не тождественен сам себе! Бесформенность я считаю признаком этого мышления, постмодернизм - самым близким к нему культурным явлением.
     ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ мышление ближе всего к естественному, так как для него слова являются слабыми регуляторами. Но в мире цивилизации, где рациональность помогает выживать, эмоциональное мышление делает человека слабым и уязвимым. Не следует считать, что эмоциональное мышление свойственно женщинам, не в меньшей степени ему могут быть привержены мужчины. Ведь речь не о проявлении чувств, а о влиянии чувств на мшление. Человек, мыслящий эмоционально, руководствуется в выборе чаще вкусом, ощущением, чувством, интуицией. Эмоциональное мышление усиливает впечатлительность. С одной стороны, это ведет к жизнерадостности и беззаботности, с другой - к излишней нервозности и депрессивности. Противоположности вызваются одной причиной. Воздействовать только словесно на человека с эмоциональным мышлением трудно и нецелесообразно.   
     ИНФАНТИЛЬНОЕ мышление также является характерным для нашей эпохи и было мало распространено раньше. Это мышление характеризует несерьёзное отношение к происходящему. Отсюда некоторая безответственность - не только перед другими, но и перед собой. Человек думает и ведет себя так, как будто всегда можно отмотать назад, вернкться в пройденную точку. Больше всего человеку с инфантильным мышлением нравится игра. И тут возникает большой вопрос - игра ли ведет к усилению инфантильного мышления или инфантильное мышление цепляется за игру по принципу родства? Я склоняюсь к тому, что игромания вторична. Эскапизм есть продолжение инфантильного мышления. Из других типов инфантильное мышление лучше всего сочетается с калейдоскопическим, реже - с эмоциональным. Инфантильное мышление кажется недоразвитым детским, но на самом деле дети в норме весьма серьёзно относятся ко всему. Скажу так: дети серьёзнее относятся к игре, чем человек с инфантильным мышлением - к действительности.
     Напоследок коснусь "ЛУКАВОГО" мышления. Я колебался, выделять ли его в особый тип, но всё же решил выделить. Лукавое мышление - это не повадки лисы. Лиса "хитра" только с дичью и с другими хищниками, опасными для неё. Она не хитра с лисятами. Лукавое мышление направлено и вовне и внутрь, человек обманывает и других, и себя. Человек с лукавым мышлением плохо подчиняется, но хорошо подчиняет, однако ему власть как таковая не нужна. Он ведет игру, но ведет её всерьёз. Девиз лукавого мышления - не быть собой. Это может быть и форма защитной реакции, и форма нападения. Лукавое мышление - не просто лукавство как черта характера. Это направляющая схема мышления. Человек уже не может добраться до правды, до истины, ему всюду чудятся обман и ложь. Мир обманывает меня - я должен обманывать его. Самое опасное следствие лукавого мшления - утрата способности любить и вступать с людьми в тесные, доверительные отношения.

Если у вас есть дополнения - с удовольствием рассмотрю другие возможные типы. Перечень никак нельзя считать закрытым.

характер, психология, мышление

Previous post Next post
Up