Добро для ближнего

Nov 29, 2012 12:32

     В чём принципиальная ошибка религий в сфере морали? На первый взгляд принципы христианства или буддизма - любовь к ближнему и дальнему, помощь всем, всепрощение - кажутся возвышенными и благородными. По сути оно так и есть, но мы упускае из вида чрезмерную абстрактность этих принципов. Иначе говоря, они хороши только на словах. Если бы ВСЕ любили друг друга, может быть это всё и работало бы. Но в мире, где люди отчуждены друг от друга (и по другому в перенаселенном социуме быть не может) противопоставление ближних и дальних должно не упраздняться, а усиливаться. Принятие доктрины всеобщего добра оборачивается беззащитностью человека. Представьте, что рядом с вами один человек голодает. Вы вполне можете ему помочь, причем без особого ущерба для себя. А теперь представьте, что голодает миллион. Если вы будете помогать так же, как одному, то помощь окажется несущественной, зато вы присоединитесь к голодающему миллиону. Я намеренно упрощаю ситуацию. Ведь далеко не все заслуживают сочувствия, помощи, благодеяния. Я не хочу сказать, что добро нужно заслуживать всегда. Если человек - ближний (близкий), то он заслуживает добра изначально, по определению. Иное дело - все остальные. 
     Вы спросите - а кто же будет помогать "дальним", если мы будем помогать только ближним? В норме все имеют своих ближних, живут небольшими сообществами. Люди в будущем неизбежно вернуться к этой норме. Не потому, что она изначальна, а потому что она оптимальна для совместной жизни. Религия и государоство многие века разрушали естественные порядки общежития. Все наши беды - от этого. Посмотрите на реальные дела служителей религии любви - они убивали сами, были опорой убийц и грабителей (а как иначе назвать власть придержащих?). Те, кто якобы любят всех - на деле не любят никого. Как рассеянный свет ослабляет интенсивность, так и чувство истощается, не будучи направлено на нескольких рядом находящихся людей. Мегамашина предлагает другой вариант. Вообще никого не любить, а добро сделать формальной категорией. Кажется, что это радикально отличается от христианских принципов, но это есть их порождение, окончательно выхолощенное. Делать добро по закону - значит не делать его вообще. Существующая социальная система удобна только государству. Всё якобы на пользу людям, на самом деле они давно стали рабами. Даже их дома им не принадлежат.  
     Отказавшись от продемонстрировавших свою непригодность христианских принципов (аналогично - буддийских), люди совсем перестают стремиться делать добро окружающим. Даже ближайшие родственники стали скорее дальними, чем ближними, скорее врагами, чем друзьями. То, что называется конфликтом отцов и детей, есть не что иное, как проявление утраты целостности семьи, предельной отчужденности людей. Теперь ничто не гарантирует близости - ни родство, ни супружество, ни номинальная дружба, ни отношения типа учитель-ученик. Я говорю не о предательтсве - предательство подразумевает наличие доверия. Я говорю о предельной разобщенности. Если ты чувствуешь, что никому не нужен - значит ты увидел правду. Бывают и исключения, но не часто. К счастью, до конца убить стремление людей к сближению и объединению нельзя никакими способами. Иначе констатировать печальное положение вещей было бы бесполезно. Мы не можем ничего изменить в макромасштабе, но можем изменять в своей жизни и вокруг себя. Приобретать ближних и игнорировать остальных - самый лучший способ. Представьте, что вы в пустыне,и окружены миражами. Иначе все ваши усилия будут распыляться.  

христианство, сообщество, ближние, добро

Previous post Next post
Up