У истоков монизма как философского направления. Людвиг Бюхнер. (статья)

Mar 26, 2009 22:34



      Людвиг Бюхнер ( Friedrich Karl Christian Ludwig Büchner 29 сентября 1824, Дармштадт -1мая 1899, там же) - немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Мало известен в истории философии, у нас его упоминали только как представителя "вульгарного материализма", который так не нравился Марксу и Энгельсу.  На мой же взгляд, личность примечательная и достойная изучения. Его популярная философия связана с научным изучением природы, уже этим он интересен. К тому же он может быть расценен как предшественник монизма, расчистивший путь в эпоху, когда религия ещё не сдала свои позиции верховного цензора умов. Знаменитая книга Бюхнера "Сила и материя" (1855) за полвека выдержала более 20 изданий, постоянно дополняясь, но на русском издана только в 1907г. ( с 21-го издания), что понятно, учитывая её антирелигиозную направленность. То, что именно в 1907 вышли в России переводы книги Бюхнера и основной философской книги Геккеля "Мировые загадки" - только ли случайность? Этот факт говорит нам об внутреннем родстве, не просто о сходстве судьбы. Боюсь только, что вы не слышали ни о Бюхнере, ни о Геккеле, поэтому позволю себе рассказать об их взглядах поподробнее.  Данная статья посвящена Бюхнеру, как "Предтече" монизма.        
       Многие люди даже не слышали, что такое монизм. Монизм есть определенная особенность философии, отказ от разделение мира надвое, на дух и материю (или как угодно иначе). Монизм характерен уже для некоторых философов древней Греции, но не был осмыслен и проработан. Монистической называют и ситему Спинозы, хотя я не думаю, что это был последовательный монизм. И всё же у истоков монизма как направления в философии стоят пантеизм и материализм, заявившие о себе в полный голос во Франции и Англии в эпоху Просвещения. Монистическая философия появилась в конце 19 века и связана с двумя именами - Эрнста Геккеля и Феликса Ле-Дантека. Примечательно, что они оба биологи. Однако Ле-Дантек нигде не упоминает Геккеля, что просто удивительно , ведь несомненно, что тот являлся основателем монизма. "Монизм возник совсем недавно" - пишет он, умалчивая о том, кто его создал. Как будто он возник сам собой. Странное умолчание. Возможно, Ле-Дантек сам пришел к монизму параллельно, а потому не хотел говорить о приоритете Геккеля, хотя сами основные идеи Геккеля высказаны на 20-30 лет раньше. "Я не посмею утверждать, что есть много согласных между собой монистов. Но единственный монизм, который я могу защищать, это тот, который я лично принимаю. Мне тем легче делать это, что многие авторы при выступлении против моих идей, оказали мне честь, посчитав меня чемпионом современного монизма" /Ле-Дантек Ф. Атеизм. М.,1930. с.103./ . Мне понятно, что Ле-Дантеку льстило быть "пионером монизма", но пионером он не был, при всём моём уважении к нему как учёному и философу, пионером=первопроходцем мы должны считать Геккеля. Ле-Дантек (1869-1917) только родился, когда Геккель (1834-1919) уже был известен в научных кругах своими трудами и взглядами. В 70-е годы философские взгляды Геккеля становятся довольно широко известны. Странно, что Ле-Дантек его не упоминает. Важнее другое - это показывает неоформленность философского направления, которым мог бы стать монизм. Геккель сам по себе, ле-Дантек - сам по себе. И ни один из них не создал школы, не имел последователей, развивавших их философские идеи.
И Геккель и Ле-Дантек были биологами, "естествоиспытателями". Но в то же время полноценными философами, а потому особенно обидно их игнорирование философами и историками философии. Я своими статьями попробую чуть-чуть исправить эту несправедливость. 
      Так как никто не рассматривал монизм как направление в истории философии, никто и не пытался проследить его истоки. О чём можно говорить, если вся информация о монизме ограничивалась несколькими строчками в энциклопедиях? В советской философии монизмом занимался (насколько мне известно) один человек - Л.К. Науменко, но в его книге "Монизм как принцип диалектической логики" (Алма-Ата,1968) не упоминаются ни Геккель, ни ле-Дантек. По счастью, в статье "монизм" Г.Д. Левина в Новой философской энциклопедии (т.2. М.,2001. с.605) хотя бы упоминается Геккель, хотя его учение не раскрыто, представлено однобоко. Истории монизма нет, нет даже краткого очерка естественнонаучного монизма конца 19-начала 20 века. Истоки монизма, несомненно, в учении "материалистов" 19 века, так называемых (по Энгельсу) "вульгарных материалистов" - Фогт, Молешотт, Бюхнер. Их книги, статьи, полемика с ними перевернула в 1852-1855 годах учёный и философский мир. Позднее к обсуждению материалистов, которые тяготели к естественным наукам, биологии и медицине, добавились споры вокруг Дарвина и его книг Происхождение видов (1859) и происхождении человека (1871) . В 1863 г. уже упоминавшийся Фогт публикует свои лекции о человеке, в которых подробно излагает теорию Дарвина и становится на его сторону, что было существенно для принятия идеи естественного отбора в германоязычных странах. Геккель и сам был известным дарвинистом. В 1863 он выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 вышла его книга «Общая морфология организмов» . В "Естественной истории миротворения" (1868) его эволюционные идеи изложены более популярно. Это была эпоха науки, и на философию оказал влияние этот всеобщий интерес к биологии, новые биологические идеи. Сами медики и биологи активно занимались философией, по крайней мере пытались философствовать. И из этих ранних материалистов, в качестве непосредственного предшественника монизма, стоит выделить Людвига Бюхнера (1824-1899), старшего современника Геккеля. 
      Библией монизма можно считать книгу Геккеля «Мировые загадки» («Welträthsel», 1899). Геккель несколько раз с уважением вспоминает Бюхнера, всего помимо сносок и списка литературы, Бюхнер упомянут в тексте книги 8 раз. Вот что он писал о Р. Вирхове: "он считался в то время самым выдающимся представителем того вновь народившегося "материализма", который был выдвинут двумя знаменитыми, почти одновременно вышедшими в свет, сочинениями: "Сила и материя" Людвига Бюхнера и "Вера угольщика и наука" Карла Фохта." /Геккель Э. Мировые загадки. пер. с нем. М.,1935. с.151./. Геккель упоминает Бюхнера как авторитета в области сравнительной психологии животных (Геккель, там же. с.156). Очевидно, он имел в виду книгу Бюхнера "Психическая жизнь животных" (1876, русский перевод - СПб, 1902.16,472с.). К сожалению об этой книге при разговоре о его творчестве часто забывают, а ведь она имеет и философское значение. На с.181 Геккель относит Бюхнера к "известнейшим вождям чистого материализма", в контексте разговора о свободе воли. На с.238 упоминает его как "танатиста" (противника веры в бессмертие души). Рассуждая о средневековом упадке культуры, Геккель цитирует Фридриха Великого, говорившего, что от Константина до эпохи Реформации весь свет находился в состоянии помешательства. "Прекрасное, хотя и беглое изображение этого "периода помешательства" дал (1887) Л. Бюхнер в своём сочинении "О религиозном и научном мировоззрении" /Геккель там же с.348./. В общем, Геккель воспринимал Бюхнера как "вождя современного материализма" /Геккель., там же. с.411/, но никак не оценивал его лично и его вклад в дело популяризации науки и борьбы с религией.
Интересно, были ли они знакомы и как относился Геккель к философии и деятельности Бюхнера. Для меня несомненно, что он вольно или невольно подражал Бюхнеру, шел за ним. Только не был последовательным атеистом, как Бюхнер, а свободомыслящим человеком с уклоном в пантеизм, в духе Спинозы. В 1881 г. Бюхнер основал "Немецкий союз свободомыслящих" и принимал активное участие в его работе /История философии. Т.3. М.,1959. с.335./. Геккель, как известно, создал в 1906 году "Союз монистов", развернувший борьбу с религией и церковью. Сама книга "Мировые загадки" напоминает "Силу и материю" (философствование с естественнонаучной позиции), была так же, даже более популярна и часто переиздаваема. Обе эти книги стали популярны не только благодаря их достоинствам, литературности, или даже взглядам. Они изначально адресовались народу, написаны популярно. На этой черте книги Бюхнера специально останавливался в своём анализе Ф.А. Ланге в интересном труде "История материализма и критика его значения в настоящем". К этому моменту я ещё вернусь. "Материализм" Бюхнера тоже не абсолютный, скорее условный. Он писал: "Наука же ни идеалистична, ни спиритуалистична, ни материалистична, а просто естественна" /Цит. по: История философии. Т.3. М.,1959. с.335/. Так что материализм Бюхнера явный, но оговорки необходимы, чтобы избежать искажений. 
       Излагать биографию Бюхнера не буду - и не так это важно в контексте моей темы, и известна она мне мало. Но поговорить о его трудах, взглядах и идеях стоит. Выделю некоторые, которые связаны с идеями монизма Геккеля или просто кажутся мне значительными. Бюхнер не столько философ, сколько философствующий ученый. В истории философии он напрочь забыт. Отчасти это можно понять, потому что как Бюхнер, так материалисты и монисты философствовали от науки, их философия была "неосновательной" по форме и аргументации, но это не причина, чтобы огульно отвергать её как дилетантскую. Наука была источником их идей, и главным мерилом истины. Философия Бюхнера - не школьная, не схоластическая философия. Профессиональным философам её трудновато воспринимать.  
Бюхнер обращается не к учёным или философам, но к широкой аудитории. И пишет максимально ясным языком о сложных вещах. Ланге считает это революционным, особенно для Германии. "Очевидно, Бюхнер обращает свои слова к живым в наиболее смелом значении этого слова" /Ланге Ф.А. История материализма и критика его в настоящем. Пер. с нем. Т.2. Киев-Харьков,1900. с.63./. Ланге признается: "мы вынуждены согласиться с Бюхнером в том, что надо раз навсегда покончить с умышленным затруднением непосвященным понимания философии" /Ланге, там же с.62./. Но популярные размышления типа бюхнеровского Ланге не готов признать за подлинную философию. "Но если называть философией популярное просвещение, которое из результатов науки делает употребление именно постольку, поскольку это нужно для устранения самых разительных предрассудков, - тогда для той философии, которая содержит в себе общую теорию всех наук, следует изобрести новое название" /Ланге, там же с.64-65/. Ланге пристрастен - Бюхнер не великий философ, но вполне достойный, достаточно открыть его труды. Примечательно, что эпистемология в 20 веке не только полноправно считается философией, но выступает как одно из главных направлений философии. Итак, Бюхнер - сторонник популярной философии и истины науки. Вот как передает его взгляды Ланге. "Как только мы в нашем мышлении выступаем за пределы опыта, то неминуемо попадаем на путь заблуждений. Вера, которая в таком случае не имеет уже никакого отношения к фактической стороне, может переходить в эти области, но разум за нею не может следовать и не должен. Философия должна исходить от естествознания; того, что учит последнее, мы должны держаться до тех пор, пока мы на том же пути не добудем более глубокого воззрения. Замечательно, что Бюхнер вовсе не допускает поэтико-символического значения философских или религиозных положений. В отношении к этим вопросам он порвал даже с собственной поэтической натурой, ибо всё для него либо истина, либо ложь. " /Ланге, там же с.67/. Что же он отстаивал? "Мысль есть лишь функция мозга, и всё духовное лишь совокупность деятельности мозга. Вера в безграничные возможности науки и критика агностицизма сочеталась с идеями о непознаваемости материи самой по себе". /Огурцов А.П. Бюхнер. // Новая философская энциклопедия. Т.1. М.,2000. с.353./.  Это очень важная и примечательная особенность взглядов Бюхнера - противопоставление науки как голоса истины религии с одной стороны, а с другой - ограничение возможностей разума в возможности познания, чем он резко отличается от марксизма. Действительно, своеобразный материализм. Геккелевский монизм к нему очень близок, на мой взгляд.
      Наследие Бюхнера богато, не думайте что он написал одну-две книги. Вот что из него переведено на русский:
Сила и материя. СПб.,1907.; Природа и наука. Киев,1881.; Психическая жизнь животных. СПб.,1902.; Дарвинизм и социализм. СПб.,1923. (книги приведены по хронологии написания). Ещё около десятка книг остались непереведенными. В том числе: "Человек и его положение в природе и обществе" (1869), брошюра "Понятие о Боге" (1878), брошюра "О религиозном и научном миросозерцании" (1887),  "Любовь в животном мире" (1885), "Будущая жизнь и современная наука" (1889), "Золотой век и доисторическая жизнь" (1891).
Вот как характеризует автор анонимного предисловия русского перевода "Силы и материи" последнюю книгу Бюхнера: "Его последнее и самое зрелое сочинение "У смертного одра столетия" 1898 г. представляет собой резюме его богатой литературной деятельности, обзор сделанного и достигнутого в прошлом, и взгляд на будущее с точки зрения человека, бывшего в течение всей своей жизни до последнего издыхания убежденным последователем основанного на естественнонаучных знаниях миросозерцания" / Бюхнер Л. Сила и материя. Пер. с нем. СПб.,1907. с .10 первой пагинации./.
       Заглянем в его сочинения, хотя бы основные.  
"Против фактов невозможна продолжительная борьба, как невозможно идти "против рожна". Едва ли нужно говорить, что наше сочинение не имеет ничего общего с пустыми фантазиями старейшей философской школы. Эти удивительные попытки построить природу из головы, а не из наблюдения, совершенно не удались и вселили к их приверженцам такое общественное недоверие, что слово "натурфилософ" теперь почти повсюду стало научным бранным словом. /.../ Неудача старейших натурфилософских попыток может в тоже время служить яснейшим доказательством, что мир есть не осуществление единичной мысли Творца, а комплекс вещей и фактов, который мы должны признать таким, каков он на самом деле, а не таким, каким угодно представлять его нашей фантазии" /Бюхнер, там же, с.14 первой пагинации/
"Природа философии требует, чтобы она была общим духовным достоянием. философские разглагольствования, не могущие быть понятые каждым образованным человеком, по нашему мнению, не стоят потраченной на них типографской краски. Что ясно мыслится, то может быть так же ясно и без обиняков выражено. Философские туманы, застилающие сочинения учёных, кажется, более назначены для того, чтобы скрывать мысли, чем их обнаруживать. Но прошли или же должны пройти времена владычества учёного хвастовства, философского шарлатанства или "умственного фокусничества", как характерно выражается Котта." /Бюхнер, там же, с.15 первой пагинации/.
"Все те, кто говорит о какой-то внемировой или сверхъестественной творческой силе, создавшей мир из себя или из ничего, находятся в полном противоречии с основными принципами философского и основанного на опыте и действительности изучения природы." /Бюхнер, там же, с.5-6/.
"Уже признак совершенства исключает возможность творения, так как совершенное существо вместе с тем довлеет самому себе и потому не имеет никакого повода или мотива для изменения своего состояния, тогда как переход такого существа к сотворению мира необходимо заключает в себе понятие несовершенства или самоограничения. Признаваемое богословами дальнейшее существование Бога наряду с его предоставленным самому себе творением и вне его также совершенно немыслимо, - это дуалистическая, сплетенная из Бога и мира чудовищность." /Бюхнер, там же,с.7/.
"Беспрестанно повторяемые речи о "смертном теле" и "бессмертном духе", право, способны привести в уныние. Несколько более зрелое размышление заставило бы, может быть, сказать обратное, чтобы приблизиться к истине; тело, как индивидуальная форма, конечно, смертно, но не смертны его составные части. не только смерть, но и жизнь, как мы видели, изменяет его непрерывно; но в высшем смысле оно бессмертно, потому что ни одна частица его не может быть уничтожена. Напротив, то, что мы называем духом, душою или сознанием, исчезает с уничтожением индивидуального материального соединения; и свободному от предрассудков уму должно казаться, что это своеобразное и обусловленное очень сложными соединениями совокупное действие многих одаренных силою или находящихся в движении материальных частиц производит в данном случае эффект, прекращающийся вместе с его причиной, или с распадением этого свообразного соединения." /Бюхнер, там же, с.13/.
"наше мышление заключено между двумя непостижимыми бесконечностями, между бесконечностью звездного пространства и бесконечностью атомизма или молекулярного строения. Ибо как микроскоп вводит нас в бесконечно малый мир, так телескоп - в бесконечно большой." /Бюхнер, там же, с.29/.
"Фанатики яростно ополчились на собственную плоть, видя в ней главное препятстявие всякому высшему духовному и моральному побуждению. Земля сделалась юдолью горя, природа предметом божественного проклятия, собственное тело стало казаться презренным, и люди начали всячески поносить и мучить его. Апостол Павел, истинный основатель новой религии, сказал: "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями". "/Бюхнер, там же, с.33/.
"Отделять материю от духа, тело от души - значит ниспровергать естественную истину; ставить одно выше другого - это чудовищное покушение на разрушение мировой гармонии." /Бюхнер, там же, с.37/.
"Психическая жизнь животных оказывается на деле гораздо более развитой и сложной, чем допускали и допускают господствующие философские школы" /Бюхнер Л. Психическая жизнь животных. пер. с нем. СПб.,1902. с.11 первой пагинации/
"Сам великий кенигсбергский мудрец, на учении которого столь многие тщетно пытаются снова построить обанкротившуюся школьную философию, даже он, в силу своих философских предубеждений, оказался бессильным и беспомощным перед этим вопросом, как и перед вопросом об отношении между мозгом и душой или между мозгом и духом. Для него животное, подобно растению или минералу, только вещь, не причастная праву и морали - существующим лишь для человека. /Бюхнер Л. там же, с. 13-14/.
"Инстинкт и разум - это только различные степени развития, или различные проявления одной и той же способности, одного и того же класса явлений. Они так незаметно сливаются друг с другом, что нет никакой возможности провести демаркационную линию, найти резко-характерное различие. Инстинкт и ум или разум проявляются как у человека, так и у животных; само собой разумеется, в различных степенях." /Бюхнер Л. там же. с.46/.
---------
Вот некоторые цитаты из двух книг Бюхнера. Там множество размышлений, наблюдений, фактов, далеко не всё потеряло актуальность. Хочется выписывать и выписывать. Может быть, мой очерк немного обогатит ваше знание культуры и философии 19 века, этого интереснейшего века расцвета науки, весьма куцо и тенденциозно представленного  сейчас. Про древнюю Грецию мы и то знаем больше. А тем более не повезло таким авторам, как Бюхнер, Геккель, Ле-Дантек, которые не угодили не религии, ни философии, ни материализму, ни толпе. 
Но  книги их ещё живы, надеюсь и память об их заслугах не угаснет.

монизм

Previous post Next post
Up