Пророки и пророчество в раннехристианской Церкви.

Apr 06, 2009 16:41


"Итак, братия, ревнуйте, чтобы пророчествовать" ап. Павел (Рим. 14.39) /т.е. "старайтесь пророчествовать"д.д./

«Нужно помнить, что пророчество было профессией, и что пророки составляли особый класс.»  W.Sanday   «The Oracles of God». London,1892., p.91. (цит. по: Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М.,1910.)
«Христианский профетизм не может быть рассматриваем, как явление совершенно новое, но как аналогичное современному в иудействе.» Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.).
Брюссель,1964.
«Магия - это попытка человека навязать свою волю природе и другим людям.» Кабо В.Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. М, 2007.

Начну опять с Иисуса. Мы выяснили, что он был пророком, и прежде всего пророком. Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что он был богом, но его пророческое служение по Евангелиям очевидно. Теперь посмотрим - как относились к Иисусу, считали ли его Христом, то есть мессией. У  Ковельмана встречается необычный образ. "Две тысячи лет тому назад еврей стоял перед еврейской толпой и проповедовал ей у озера и с горы. И непонимание толп делало его глубоко несчастным." (Ковельман А.Б. Толпа и мудрецы талмуда. М., 1996.с.5). Конечно, это не соответствует евангельскому рассказу. Понимал народ Иисуса? Нет. Но вы уверены, что он ставил целью достижения понимания?
Я думаю, что скорее наоборот. Он проповедовал прежде всего для учеников, им он объяснял притчи и давал "секретные" наставления. Он был пророк, а пророка должны не понимать, а почитать. То, что нужно, он говорит прямо и понятно (обличения, наставления). Нагорная проповедь несложна по смыслу, она не начинается с притч. Весь её смысл - призыв народа и учеников к нравственности, причем праведность их должна превзойти праведность фарисеев и книжников.
Пророк - учитель праведности. Именно такую роль взял на себя Иисус, и вполне с ней справлялся. Народ почитал его за пророка, и следовал за ним. В то же время он учил приближенных учеников, обещал им что и они будут творить чудеса.        

       Мусульманскую интерпретацию Иисуса, данную в Коране, обычно считают искаженной. Но посмотрим, что там сказано. Иисус (="Иса")говорит: "«Я пришёл со знамением от вашего Господа, чтобы исправить истинность законов Торы, что были ниспосланы до меня и сделать дозволенным вам кое-что из того, что запрещают вам. Так бойтесь же Бога и повинуйтесь мне. Истинно, Бог - и мой и ваш Господь. Так поклоняйтесь же Ему. Это есть праведный путь для вас.» (Сура «Аль-Имран», 3:50-51). Иисус нигде не призывал поклоняться себе, но был доволен что его ученики признали Христом (не богом!). Его странная речь понятна - он говорил от имени бога, "сын божий" тоже не имело прямого смысла. В то же время Иисус не захотел стать мессией, поднять восстание для свержения римской власти. Можно подумать что он не хотел рисковать (мы знаем о его осторожности), но мотивы тут иные. "Царствие небесное" Иисуса не совпадало с мессианскими чаяниями евреев. Именно поэтому он в итоге был, несмотря на свои явные успехи и популярность, сочтен лжепророком, и все от него отвернулись. Даже Петр отрекся, хоть и раскаялся потом, (конечно, богословы находят хитрые ему оправдания). Евреи же никак не могли признать его мессией, их религия была по сути земной и националистичной, вполне "языческой" в нашем понимании. Пророк был хорошим кандидатом в вожди. Эту тему стоит изучить отдельно, вождество и пророчество очень часто сближались у разных племен и народов. В свете такой "особости", высокого авторитета пророка он был кандидатом в вожди, в цари, и иногда и становился вождем. иногда и наоборот, вождь становился пророком, хотя и редко. теперь нам становится понятнее надежы на Иисуса и разочарование в нём. Не бедного странника видели они в нём, но человека божия, потенциального вождя Израиля. Когда в начале 2 века поднял восстание против римлян  бар-Кохба, вся страна встала под его знамена. Ему удалось восстановить власть евреев и даже напечатать свои монеты (это был символ независимости). Но продержались они всего два-три года, римляне стянули свои легионы и жестоко подавили восстание. Погибло, как считается 580000 евреев - огромная цифра по тому времени. И бар-Кохба, которого все почитали за мессию, которого поддерживал реббе Акиба, не стал национальным героем, а был осужден в Талмуде как лжемессия, высмеян. Это симптоматично и объясняет отношение к пророкам и вождям. Нужны не просто слова, но определенный результат. Это мы видели ещё в прошлой статье из цитаты из Второзакония - если не сбылось - лжепророк, странный для нас, но простой и действенный критерий. Прерву, хотя и не исчерпав темы, разговор об Иисусе как пророке и учителе пророков, и перейду непосредственно к апостолам и ранней церкви 1-2 века. 
        Вы удивитесь, но ранняя церковь носила совсем иной характер, чем сейчас. Она по всем параметрам соответствовала современным т.н. тоталитарным сектам.  Правда чудес в ней было больше, речь не о вере в чудеса , но именно о чудотворениях. В полном соответствии с наставлениями Иисуса. Мк.16:17-18 "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы."  Культ чудес и знамений не апостолы внесли, они следовали в этом  своему учителю. Апостолы почти все - пророки, о Петре, Иоанне и Павле это мы знаем точно. Главными в церкви тогда были не епископы, а апостолы и пророки, но с учётом того что апостолы были и пророками тоже, и к тому же занимались основанием новых общин и не задерживались на одном месте - пророки были верховным чином раннехристианской общины. Итак, чтобы не быть голословным, обращусь к текстам.
        В Новом Завете встречаются упоминания и пророки и лжепророки, и нередко. Прежде всего следует изучить "Деяния апостолов".  Деян. 13:6 сл. лжепророк "Вариисус", тонее - вар-Иисус, сын Иисуса,  звали его Елима.  Встречаются частые предостережения против лжепророков (Мф.7:15; 24:11, 25; Мк.13:22.; 1 Ин.4:6; 2 Петр.2:1). Если были так многочисленны лжепророки, то значит много было и истинных пророков, ведь  ложь есть извращение истины. И это действительно было так, пророки не рекость в христианских общинах с самого начала. Например, пророки во главе с Агавом предсказали голод в Иерусалиме (Деян.11:27-28). Пророки в Сирии (Деян. 21:3) и в Кесарии (Деян. 21:11) предсказали узы Павлу, ожидавшие его в Иерусалиме. Предполагалось, что силой Бога пророк может воскреснуть из мертвых (Откр.11:11).  Aпостол Павел всегда указывает на пророков, как на людей, близких к апостолам, возглавлявшим общины христиан (1 Кор.12:28; Еф. 4:11). "Апостолы, пророки, евангелисты, учители суть чрезвычайные служения первенствующей Церкви; деятельность их имела в виду всю Церковь. Они служили объединяющим началом в христианских общинах. Вскоре, параллельно с ними, появляются в отдельных Церквах, в местных общинах или парикиях постоянные иерархические и неиерархические служения." (Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель,1964. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Posnov/Posnov_5.php
Рим.12:28-31. "И иных Бог поставил в Церкви, во первых апостолами, во-вторых, пророками, в третьих -, учителями; далее иным дал силы чудодейственные, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бОльших, и я покажу вам путь ещё превосходнейший.  /…/  Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви: то я ничто»
Ну насчет любви нам не интересно, кроме общих слов ничего, а вот насчет «знать все тайны» и прочих чудес кое-что нам "Деяния" поведали поконкретнее. Рим.14:5. "Желаю чтобы вы все говорили языками, но лучше пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. "

Лучше всего тема пророчеств в ранней Церкви раскрыта известным библеистом и церковным историком А.П. Лебедевым в его замечательном исследовании о раннем духовенстве, написанном сто лет назад  - Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки. М.,1905. http://www.biblicalstudies.ru/Books/Lebedev1.html Позволю себе обширные выдержки вместо пересказа.
"Теперь уже для всех вопрос решенный, что вышеупомянутые апостольство, пророчество и учительство были должностями, принадлежащими первохристианской древности. Сообщим сначала главнейшие общие сведения об апостолах, пророках и дидаскалах. Эти лица назначались для служения обществу христианскому «словом». Они-то, именно, были «глаголавшие слово Божие» (Евр. 13, 7), т. е. были возвестителями христианских истин, как с целью миссионерской, так и с целью назидания той или другой церкви. Избрание их к этому делу из числа верующих было особенное. Их не община христианская избрала. Они движимы были к этому внутренним духовным побуждением. Как происходило призвание к апостольству, на это имеем ясное указание в книге Деяний; вероятно, и в других случаях происходило призвание к служению апостольскому подобным же образом."
"Эти звания не были принадлежностью каких-либо немногих церквей; нет, они были в первые два века распространены по всей Церкви и составляли ее характеристическую черту. Но так было не в апостольское только время, а и много позднее. "
"Апостолы, пророки и дидаскалы, что особенно важно, пользовались высоким почетом, можно сказать, были первыми лицами в числе прочих предстоятелей церкви. «Пастырь» Ерма и «Учение 12-и» - два таких важных памятника, исчисляя должностных лиц церковных - апостолов, пророков и дидаскалов, или же одних апостолов и пророков, поставляют их на первом месте в сравнении не только с диаконами, но и епископами."
"У апостола Павла и в Διδαχή при исчислении важнейших представителей церковного авторитета за апостолами следуют пророки. Знак, что это были очень важные лица. От пророков, при их служении церкви, требовалось бескорыстие. В Διδαχή на этот счет замечается: «Если пророк говорит: «дай мне денег или что-либо другое», не слушайте его» (XI, 12). Но из этого, однако, не следует, что аскетизм должен быть отличительной чертой пророков, как увидим ниже. Это далеко не так. От странствующих апостолов пророки отличались не только особенным духовным дарованием - «говорить в духе» (XI, 8: чего не предъявляется к апостолу), но и функциями, им принадлежащими. Пророки не как апостолы, не назначались к миссионерской деятельности, не были обязаны идти к язычникам с проповедью; они были проповедниками в существовавших уже христианских общинах, их задача заключалась в том, чтобы назидать христиан словом (XI, I)."
"Тот же Лукиан, желая осмеять привязанность христиан к их пророку Перегрину, замечает, что христиане так его почитали, что «считали его Богом». Конечно, здесь явное преувеличение в описании христианского пророка. Но тем не менее, высокое уважение христиан к своим пророкам - факт несомненный. Автор Διδαχή заповедует верующим почитать пророка, возвещающего слово Божие, как самого «Господа» (XI, 2). Такое-то значение имел пророк в христианском обществе. Но его значение основывалось исключительно на том, что он был лицом, «говорящим в духе», был наставником в слове, преподавателем духовного назидания. Что же касается административных функций, то в источниках пророку они нигде не приписываются. "
"Пророку предназначались так называемые начатки, не только начатки от плодов земных, но и начатки от точила (т. е. вина) и гумна, а также волов и овец, от всякой приготовляемой пищи, также часть от каждого кувшина с вином и елеем, а равно известная доля денег и материи, из которой шьется платье; от всего следовало уделять, сообразно принятому правилу (гл. XIII). Отсюда видно, что пророк вел не аскетическую жизнь: ему полагалась часть ото всего, что потребно человеку в обыденной жизни."
       "Ерм в своем «Пастыре», произведении, явившемся около середины II века, находит весьма много недостатков, вкравшихся в институт пророков. Он говорит, что пророки стали проводить жизнь «в роскоши и удовольствиях»; брали деньги за свое пророчествование, а в случае отказа в деньгах не хотели исполнять своего пророческого дела; они сделались «наглы и болтливы»; они начали высоко думать о себе; поучали не только в церквах, но, вопреки правилу, они, подобно оракулам, стали давать ответы на частные вопросы людей пустых и легкомысленных; они стали подольщаться к лицам, которые обращались к ним с вопросами; они предрекали своим клиентам, что их суетные желания исполнятся; вообще они забыли, что пророки говорят во имя Духа Святого, не тогда, когда они хотят этого, а когда их будет к этому побуждать экстатическое состояние. Ерм называет ложных пророков своего времени «пустыми горшками», а их речи сравнивает с трубой, наполненной водою и направленной на небо - в расчете, что водяная струя пробьет свод небесный. Ерм рекомендует удаляться от таких ложных пророков."   Извините, что злоупотребил цитированием, но это очень важный аналитический  свод знаний о раннем пророчестве, хотя и не полный. Дополнением и корректировкой может служить более позднее исследование на ту же тему, изданное в Париже. Николай Афанасьев  Церковь духа святого http://www.krotov.info/libr_min/01_a/afa/nasyev_06.html
Хотя Афанасьев писал позже Лебедева, но не думаю, что он обладал большими знаниями, но главное даже не это. Афанасьев отвергает ценность рассказа Лукиана о Перегрине, а ведь этот рассказ лежит почти в основе рассуждений Лебедева. можно считать его работу скрытно-полемической. но если нам интересен сам вопрос - мы прочтем и Афонасьева, но в целом сохраним трактовку Лебедева, как более убедительную и взвешенную. Необходимость использовать и внехристианские источники очевидна. Более того, я бы привлек активнее "Правдивое слово" Цельса, который сам наблюдал и восточных пророков (в Палестине), и христианских; "Жизнь Аполлония тианского" Флавия Филострата, и особенно рассказ "Александр, или Лжепророк" Лукиана (лучше скачать здесь:  http://www.hqlib.ru/pa.php?pa=%20%CB%F3%EA%E8%E0%ED%20 ).

Деян. 11: 29 "В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее…"     Отсюда мы видим и авторитет пророков, и то, чем они были заняты. Не думайте что их пророчества носили сугубо религиозный характер, хотя эсхатологическая апокалиптика им тоже была свойственна. В основном же они прорицали для сохранения жизни, успеха, выгоды. Бывало что и язычникам гадали, это и миссионерство, и доход. Не заббывайте что пророки ещё и исцеляли и много что ещ делали (включая глосоолалию, или "говорение языками", т.е. на иностранных языках). Но вас может удивить - как же так не от бога говорили? Апостолы чаще всего от бога, обычные пророки думаю, что нет. Посредниками могут быть и ангелы, и бесы, причем оценка характера пророка и пророчества возможна только после, своеобразный кот в мешке. Потому и почитали пророков, и всё же наверняка опасались.   Посмотрим, есть ли основания говорить о не-божественном пророчестве? Признанный отец Церкви, св. Иоанн Дамаскин (8 век) в весьма авторитетном "Точном изложении православной веры" пишет: " И будущего, конечно, не знают ни ангелы божии, ни демоны; однако они предсказывают: ангелы, когда Бог открывает им и повелевает предсказывать; потому то, что они говорят, сбывается. Предсказывают же и демоны: иногда, потому что видят то, что происходит вдали, иногда же, потому что догадываются; потому они часто и лгут и им не должно верить, даже если они много раз и говорят истину таким способом, о каком мы сказали. Знают же они и Писания." (Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. Пер. с греческого. М.,1992. (репринт с изд. 1894г). с.122.). Примечательно, что и демоны (бесы) могут предсказывать, и даже угадывать нередко, и при этом цитировать Библию. Сами понимаете, насколько сложно было отделить пророка от лжепророка. Появлялись и откровенные лжепророки - гадатели и чудотворцы, обогащавшиеся за счет суеверий. Тем, кто хочет представить себе масштаб поклонения пророкам и чудотворцам, полезно ознакомиться с диалогом Лукиана "Александр, или лжепророк" , содержащим уникальные сведения о "лжепророчестве". Вся технология мошенничества под маской человека божия предстает как на ладони. 2 Петр.1:21.,2:1: "Ибо никакое пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божии человеки, будучи движимы духом святым. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители" Явное несоответствие! Обратите внимание, что богословы обычно первую фразу цитируют отдельно, а про лжепророков - отдельно. Ведь если все пророки от бога - тогда  что такое лжепророки, и как их различить? О Вдохновении см. довольно подробный (хотя и апологетический) экскурс в начале его « Руководства к чтению и изучению Библии» с.13-43 http://www.bible-mda.ru/e-books/djvu/viguru_f-biblical-study-1.djvu Вигуру занят рассмотрением вдоновенности Писания, но само понятие прежде всего относится к пророкам - сам Моисей ведь книг не писал, как известно, первым «письменным» пророком считается Амос. В отношении устного пророчества я подобного по детальности разбора не нашел.
       Для сравнения бы ло бы очень полезно проследить сходство пророчество с шаманством (в которое оно уходит корнями). Проследить посвящение в шаманство и начало пророческого служения. Но отложу на будущее, только приведу один фрагмент, чтобы вы почувствовали сходство пророка и первобытного колдуна, шамана. Единственное только: христианский пророк был внутри церкви вполне защищен, не рисковал в случае неудачи.
"Африканский чародей - не только жрец, но и прорицатель и лекарь."
"Как у нас гадалки по яичному желтку и на кофейной гуще легко и с апломбом предсказывают будущее, так и африканский чародей со своими помошниками и помошницами по разным признакам предсказывает будущее, раскрывает злодеев и обманщиков. В обязанности такого чародея входит и «вызывать дождь» и «прогонять град». Горе чародею, если ему что-либо не удается, если народ усомнится в нем. Тогда или его изобьют до смерти, или он сразу сделается на голову ниже… Но по большей части чародею бояться нечего: он всегда сумеет укрыть свою драгоценную особу или же свалить вину за неудавшееся чародейство на какое-либо постороннее лицо, якобы обессилившее чары" /Кох Ф.О. Чародейство и фетишизм у африканских негров. // Вестник знания, 1911. №10. с.895./

Боюсь, я не уложусь в намеченный лемит, лучше напишу как в прошлый раз:

- продолжение следует -

пророки, христианство, религия

Previous post Next post
Up