Продолжаю углубляться в тему корней религии, начатую в постах "Происхождение религии"
http://drevniy-daos.livejournal.com/67540.html и и "Авторитет и порядок"
http://drevniy-daos.livejournal.com/68508.html .
Вторая статья показывает, что нельзя изучать происхождение религии не только с религиозной точки зрения, но и в качестве религиозного феномена. Происхождение религии - социально-культурный процесс, он намного шире темы религии. Мы выходим на проблемы формирования основных социальных институтов, основных культурных форм. Здесь возникновение власти (зародыш государства), религии и религиозных организаций, ремесла и науки. Всё это концентрируется в лице древних "пророков". Пророк - это далеко не только предсказатель, вопреки нашему стереотипу. Это чудотворец, лекарь, вождь. Можно сказать, аналог шамана. Но всё же и шире шамана. Первобытный пророк - аналог культурного героя древних сказок и мифов, это создатель человечества. Если не человечества в материальном смысле слова, то создатель культуры. Именно таким "пророком" в мифологии был Прометей. Вы удивитесь, какой же он пророк? А вот именно пророк. Само имя значит "провидящий". Известный исследователь мифологии, Е.М. Милетинский писал о нём: "Прометей обладает глубокой мудростью и даром предсказания". Как многие культурные герои, Прометей не только просветитель, но и демиург, он даже выступает как создатель и спаситель людей (а потому у Тертуллиана, да и позднее изображается как прообраз Христа). У Эсхила Прометей напоминает кузнеца: "Руды, в недрах сокрытые железо, медь, серебро и золото добыл он на пользу людям". Ведь в раннее время кузнецы сами занимались добычей металлов. И здесь мы подходим к образу кузнеца. Это не просто профессия, а особая ключевая профессия, и кузнец в раннем обществе - вид "пророка". Наверное, вам это окажется странным. Но кузнец считался обладающим волшебной силой, к нему нередко обращались за исцелением. Он как-бы дополнял, если даже не дублировал шамана. Ввиду важности этой темы я посвящу кузнецам отдельную статью. И это важно не только для изучения истоков ремесел и материальной культуры. Не менее важно проследить в образе кузнеца следы более раннего образа "пророка" - мифического культурного героя. Впоследствии "пророк" - первобытный харизматический лидер - превратился в вождя, шамана и кузнеца. Это можно назвать расщеплением первичной сикретической социальной функции, но примечательно, что в каждом сохранялись черты общего, не свойственные новой роли (как кузнец-целитель).
Работа над русскоязычной библиографией по первобытной религии почти завершена. В неё включено почти 150 книг и статей. Важной особенностью списка является то, что указаны по возможности все сетевые публикации перечисленных изданий.
http://drevniy-daos.livejournal.com/68015.htmlБуду рад, если вы своими критическими замечаниями, дополнениями поможете работе над темой.