alter_facetus
12 Май, 2009 12:31 (UTC)
Всё упирается в категорию сверхъестественного. Вот давайте о нём и поговорим. Буду очень признателен, если Вы развёрнуто и аргументированно поясните, почему, по-Вашему, сверхъестественного нет.
Так что, можно сказать, сами напросились :)) Посему разговор пойдёт о сверхъестественном. И о том, почему его нет, хотя есть понятие. Прежде всего хочу сказать, что сверхъестественное - не категория религии, это категория веры, точнее верований. Причем верований как религиозных, так и не религиозных. Но, безусловно, для понимания религиозной веры понятие сверхъестественного является важным. Не могу сказать, что понятие сверхъестественное родилось недавно, но и архаичным его назвать нельзя. Религия покоится на понятии сакрального (=священного) и поклонении ему. В первобытном обществе не было и не могло быть понятия сверхъестественного, хотя вокруг этой темы много споров (по теме есть любопытная статья: Петрухин В.Я., Полинская М.С. О категории "сверхъестественного" в первобытной культуре. // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.,1994. с.164-179
http://www.krotov.info/libr_min/16_p/pet/ruhin.htm ) Подобные споры происходят во многом из-за понятийной путаницы.
Что такое сверхъестественное? Это не-природное, не возникшее само собой. Подобное понятие родилось с христианством, и в соответствии с христианской доктриной может быть обозначено как "нетварное". Но тогда возникает проблема с ангелами (и бесами) - они получаются тоже естественными, обычно это решается отнесением их к неким силам божиим, то есть нетварным сущностям, игнорируя то, что они и появляются в Библии как вполне самостоятельные существа. Итак, сверхъестественное - это нетварное, изначальное. Но если мы не принимаем христианскую доктрину, а рассуждаем сами, то сверхъестественное - чудесное, нарушающее законы природы (те, которые нам известны). Заметьте: не действующее по особым законам, а нарушающее законы. Нам неизвестны области, в которых бы не действовали законы природы. Именно поэтому наука не может не конфликтовать с религиозной верой, и те, кто затушевывает разницу - просто играют современной религии на руку. Есть вариант выносить сверхъестественное в сферу потустороннего, параллального "духовного" мира. с его рассмотрения я и начну. Ведь это типично для нашего времени - постулировать существование "другого мира", "параллельной реальности" и т.д.
Действительно, наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование такого мира. Как и философия. Но возникает один каверзный вопрос - откуда нам известно о таком мире? Если он "взаимодействует" с нашим, то на каком основании проведено разделение? В любом случае уместно тогда говорить о двойном мире, а не о двух мирах. И если у этих миров кардинально различная природа - как они взаимодействуют? А если это один мир - где пролегает граница и почему мы должны принимать рассказы о невидимом, получаемые с помощью "откровения" и "мистического опыта"? Наука и философия могут и должны ставить под сомнение не возможность существования параллельного мира и всего сверхъественного, а то, что об этом мире говорят люди. Если такой мир и был бы, мы даже не узнали бы о его существовании. Если же он доступен для восприятия, и философия и наука вправе требовать подтверждений словам верующих. Теперь изложу свою позицию в отношении сверхъестественного.
Не существует двух миров или множества миров - есть единая (одна) реальность. Единство обозначено взаимосвязями. когда мне скажут о наличии не взаимосвязанного с миром феномена - для меня это будет глупой шуткой. Ведь если он изолирован - значит мы о нём не можем узнать, если нет - он связан. Видимые предметы связывает не наш глаз, но отраженный свет, который наш глаз усваивает. Для меня есть одна реальность, и я не могу сказать что она "материальна", не имея хорошего определения материи. Да, я мог бы его дать, но если реальность едина, то стоит ли умножать сущности и вводить понятие "материя"? В этом плане верующие справедливо говорят, что современная физика подрывает материализм, потому что она подрывает упрощенное, механистичное представление о реальности. Но подрывает именно материализм, а не атеизм (неприятие веры в бога), и никак не работает на религию. Всё, что я узнал в своей жизни, говорит об одном - мир един, и я полностью в этом согласен с монизмом Геккеля, который мне кажется самым честным и последовательным мировоззрением из всех, выгодно отличающимся от материализма. Само марксистское понятие "надстройки", "идеального" противоречит исходным принципам и делает материализм полностью несостоятельным. Никакие слова о вторичности не спасают. По сути это перевернутый спиритуализм, где материя есть проявление духа (перевернутый Гегель и по сути - перевернутое христианство). Монизм же говорит о единстве мира, в котором возможно только естественное (следующее законам природы). Даосы бы сказали, что это дао. Возможно ли обойти законы природы? Нет. Возможно ли действовать вопреки им? Да, и кто так действует - вредит самому себе. Он не нарушает, но и не следует, тем самым создавая вредную аномалию. В большом масштабе вся цивилизация есть именно такая аномалия. Но никакой сверхъестественности не возникает, кто бы и что не делал - хоть медитацией и молитвой, хоть с помощью новейшей техники и в виртуальном пространстве. Откуда же взялось понятие сверхъестественного?
Чувство сверхъестественного очень древнее, но когда о нём говорили, имели в виду не то, что сейчас. Подразумевалось необычное, непривычное. Это и было то, что считали чудом. Конечно, затмение солнца, падение метиорита, извержение вулкана, наводнение, кости динозавров, оживание клинически умершего - всё это было чудом. Все мифы и легенды по большей части в основе имеют реальный феномен и реальное необычное событие, или пытаются сказочно объяснить обычное (как смерть человека). То есть сверхъестественное - это ВСЁ НЕПОНЯТНОЕ. К примеру, мы считаем сверхъестественным воскрешение, а смерть - естественной. А для первобытных людей и смерть была непонятной, её считали следствием колдовства. Нам это смешно, но у многих племен зафиксирован факт непонимания процесса зачатия детей. Вокруг этого тоже нарастали мифы. Миф, первобытная религия - изначальная попытка попытка понять непонятное и использовать его. Древние люди были прагматиками и их верования были частью этого прагматизма. Но мир для них был един, не было грани между естественным и сверхъестественным, они перемешивались и взаимодействовали. И в этом плане хочу поделиться некоторыми догадками, которые мне сегодня пришли в голову относительно происхождения веры в душу. Это послужит неплохой иллюстрацией к теме сверхъестественного.
Душа - это дух. То есть дыхание, и одновременно жизнь. Библейское "вдунул душу" буквально означает "вдохнул жизнь", оживил дыханием. Возможно это связано с речью. Речь ведь - колебание вроздуха, и ветер, эхо в скалах воспринимались как голоса. Природа тоже говорит, и воздух (ветер) имеет душу (или вмещает души). Очень важно, что дыхание есть признак жизни. как раньше говорили о главном признаке смерти? Человек "не дышит", "перестал дышать", то есть смерть связывалась не с прекращением работы организма, а именно с прекращением дыхания. Кома однозначно воспринималась как смерть (это ещё материал к вопросу об оживлениях). В связи с этим вспомнились комичные заявления прессы о том, что якобы американские учёные "взвесили душу". Редкостный бред. Но вот сейчас я подумал - выводы то бредовые, но в плане исследования верований имеется рацзерно. Возможно, что тело человека после смерти и становится на пару граммов легче. А если он лежит долго, то может и существенно легче. Думается, что плоть начинает усыхать, и это воспринимается как то, что нечто вышло (тело-то легче). Учитывая что раньше трупы сразу не хоронили, это возможное объяснение, хотя тут нужно советоваться со специалистами. Не зря человек без еды может прожить 20-30 дней без ущерба для здоровья, а вот без питья и 3-х дней не протянет. Мы постоянно подбавляем жидкости в организм. Конечно, это только догадки, но я не хочу думать, что вера в душу не основана ни на чем - просто так верования не возникали.
Думаю, что подобные исследования естественнонаучных и исторических корней верований и мифов очень бы помогли в изучении религиозной веры. Приняв, что сверхъестественного не существует - мы получаем очень ценный инструмент. Для начала мы перестаем всерьёз воспринимать все шарлатанства спиритов, теософов, магов, гадалок, шаманов, и - не в последнюю очередь - религиозных организаций. "Чудесный огонь" - чистое шарлатанство, о чём писал уже более ста лет назад известный учёный монах - епископ Порфирий Успенский, путешествовавший по Востоку и хорошо знавший предмет. Как используют суеверия с выгодой для себя дурят в той же "святой земле", сегодня прочел в интереснейшем посте в своей френдленте. Очень рекомендую:
http://super-art.livejournal.com/265799.html Те, кто "продает" чудеса - не просто шарлатаны, они идут навстречу потребности многих людей в загадочном, таинственном, непонятном. Возможно, это своеобразное оправдание слабости и несовершенства человека. Но это особая тема.
Теме сверхъестественного, веры в него и псевдо-веры посвящена преинтереснейшая книжка П. Сенситива "Симуляция чудесного". (Пер. с фр. СПБ.,1914). Книга вполне серьёзная, издана с предисловием известного психолога П. Жане. Очень рад, что повезло её приобрести, возможно когда-нибудь выложу в электронном виде. Кстати экземпляр попался не простой, из дореволюционной библиотеки Московской Духовной Академии. Книга чрезвычайно интересная, Сенситив вносит много нового в изучение верований (особенно мне понравился его термин "мифомания"). Пожалуй, самой любопытной в плане разговора о сверхъестественном является заключительная глава "О роли обмана и лжи в образовании верований". Сенситив с горечью костатирует: "В настоящее время принято относиться с презрением, если не с жалостью, к людям, которые думают, что есть причины возобновить изучение роли плутовства и лжи в образовании верований" (с.303), "Хороший тон и приличия имеют такую власть над мнениями, и для некоторых умов имеют такое значение, что можно встретить учёных, которые считают себя психологами, пишут целые тома о происхождении мнений и верований, тщательно анализируют различные факторы, обуславливающие их, и не посвящают даже и одного параграфа обману и плутовству. Изучение возникновения оккультизма, где обман играет капитальную роль, не помогло открыть им глаза. Галлюцинаций, внушений, заразительность душевных восприятий им достаточно, чтобы всё объяснить..." (с.303-304). Прошу прощения за обширную цитату, она очень важна, сохраняя полностью полностью свою актуальность. Исследование верований в сверхъестественное должно складываться из двух вещей - из анализа суеверий вокруг непонятного, свойственных человеку с древности, и из использования этих суеверий в своих целях, нагнетание их определенными заинтересованными личностями и организациями. К примеру, случайные совпадения удивляют человека - этим пользуются астрологи (как и незнанием "клиентами" принципа предсказания на основе вероятности). Человека удивляет дежавю - и вот ему преподносят объяснение - всё это было в прошлой жизни.
Вот пожалуй и всё, никакого сверхъестественного нет и никогда не было. Что ещё добавить? Некоторые меня жалеют, что мой мир беден. Ничуть! Я восторгаюсь чудесами природы. Чудесами - потому что созданное природой (то есть возникшее природно) удивительно красиво и совершенно. Даже человек, который так часто об этом забывает.