Как философ, я никогда не отличался скромностью. Но ведь нескромность - грех? Да, грех для уравнительной идеологии. Все настоящие творческие люди страдают этим "грехом" (нескромностью), а кто нет - просто лукавит, или не понимает своих мотивов. Дело не в желании прославиться, совсем напротив. Зачастую философ или писатель и не хочет известности. Но она действительно ему нужна, впрочем не как самоцель, а как средство. Чтобы иметь возможность доносить свои идеи - и тем самым влиять на сознание людей. На сознание влияют все книги, все учения. Но не все признаются в своих целях. Например, РПЦ сейчас утверждает, что ничего никому не навязывает, хотя любая проповедь - навязывание. К сожалению, у нас есть свобода слова, но не свободы проповеди. Конечно, не каждая проповедь полезна, но изоляция людей только усиливает их восприимчивость к скрытой манипуляции. Каждый скажет мне: я сам разберусь, не лезь ко мне с объяснениями и поучениями. Конечно, я и не полезу, но вот что он разберется сам - сомневаюсь.
Философией я занялся с самого начала для себя, ещё с 14 лет меня начали волновать мировоззренческие вопросы, я каждую частность видел как-бы через призму общих вопросов. Моё появлени на страницах ЖЖ связано с некой зрелостью, достижением уровня, когда я счел себя вправе рассказать о своёй философской системе другим. Поделиться своими мыслями, но не как неким разорванным потоком, а как кусочками единой картины. Я не нахожусь в некоем поиске, перебирая чужие системы в поисках оптимальной, а создал свою, достаточно независимую и цельную систему. Можно сказать, достигнут некоторый промежуточный итог. Некоторые вещи я высказал в двух постах о необходимости и структуре Новой философии. Именно такую философию я намерен разрабатывать. Причем создавать её не уединившись в башне, а в беседах с друзьями - и в жизни, и в ЖЖ. Специально этим постом подчеркиваю созидательный характер теории, в которой критика (цивилизации, государства и т.д.) по сути вторична. Ощущение ненормальности нашей жизни рождает желание преобразовать. Но совсем неслучайно антиутопии привлекательнее утопий. Любое преобразование, не имеющее серьёзного философского обоснования, будет злом. Чтобы создать проект, нужно разработать теорию. Итак, основные положения моей философии в тезисной, конспективной форме. Многое сюда не попало, в силу краткости.
- Каждый человек, в том числе "я" (пишущий это) является частью целого, которое можно назвать "реальность".
- Реальность скреплена взаимосвязями, и определяется невыделимостью феноменов, а не общими границами. В этом смысле мир бесконечен, т.е. не имеет границ. Мир не только един, но и единичен - он не имеет связи с другими мирами, более того - нам никакие миры, параллельные или соприкасающиеся с нашим - не известны.
- Человек обладает мощным разумом, способным изучать мир. Мера познания определяется не способностями ума, а возможностями органов чувств и приборов. Познается сама реальность, а не картина реальности, именно благодаря нашей включенности в реальность. Картина реальности выступает способом познания. Нет ничего непознаваемого, но есть граница возможностей познания, и в этой ограниченности не содержится ничего неприятного и неудобного. Для жизни человека не только возможных в будущем, а нынешних знаний более чем достаточно. Знаний, накопленных человечеством, конечно.
- Основой познания является опыт и язык, который позволяет изучать чужой опыт, анализировать и превращать опыт в знания. Формой углубления знания там, где это невозможно с помощью простого опыта и мышления является наука.
- Признание/непризнание ценности науки зависит не от отношения к знанию, а от целей применения знания. В рамках цивилизации наука, безусловно, ценна. Биологическая (природная) её ценность стремится к нулю.
- Никаких "сверхсущностей", абсолютных существ, творцов, демиургов, духов, душ и прочих плодов фантазии в реальности не существует. Это с одной стороны по своему происхождению - ошибки познания, с другой - плод суеверия.
- Любые утверждения о мире должны опираться на опыт и знание, при чем не нарушать логики (в частности не быть противоречивыми). Влияния (типа влияния звезд) не должны приниматься на веру, ведь не показан и не доказан механизм влияния. То же относится к необоснованным утверждениям о "мистическом опыте".
- Материя - неправильная категория, ведущая к дуализму мира. Между видимым и невидимым, ощущаемым и неощущаемым нет разницы, всё объединено реальностью. Такая же неправильная категория "дух", и любое мировоззрение, построенное с использованием этих категорий, неверно.
- Сознание человека - сложнейшее функционирование его мозга, имеющее уникальный характер, а потому неверно как отделение мышления от мозга, так и сведение мышления и сознания к физиологии.
- Человек есть животное, полностью. Но при этом животное культурное, которое заменяет инстинкты произвольными (целесообразными) реакциями и действиями. Что ставит человека вне природы вообще, так как он нацелен изменять, а не приспосабливаться.
- Общественность - естественное явление, воплощенное в небольших сообществах в (20-50 индивидов). Городская скученность и огромные государственные образования - изначально нестабильные и негуманные системы. Вывод - идеальное общественное устройство - идеал утопии, единственной альтернативой социальной философии может быть анархизм, отвергающий легитимность власти как таковой.
- Люди общаются, обмениваясь сообщениями (устными или текстовыми), составленными из слов. Передача мыслей невозможна, но с помощью точных значений мы можем инициировать близкую мысль в уме адресата.
- Философия занята осмыслением мира и созданием верной картины мира. Особенная задача - прояснение ценностей. Начало философии - избавление от стереотипов (также и авторитетов) и независимое мышление.
- Особая роль философа обусловлена альтернативностью его мышления. Философ видит то, чего не видят другие, вне зависимости от их природных интеллектуальных способностей. Полученные результаты философ сообщает с помощью вышеописанного способа коммуникации.
- Главной проблемой человечества является цивилизация, которая оказалась ложным путём развития вида хомо сапиенс, ставящая и его самого, и всю живою природу Земли под угрозу исчезновения.
- Все наши усилия должны быть направлены 1) на преодоление стереотипов и очищении сознания, 2) на возвращение к естественности.
- Наше общество глубоко больно. Для людей, которые страдают от него и понимают причины, есть только один путь, не разрушение и не преобразование, а создание альтернативного общества, освобожденного от наследия цивилизации.