IX Подсознательное убеждение
В ссылке к своей книге 1919 года издания «Толкование снов» Зигмунд Фрейд обращает внимание читателя на работу доктора Пётцля, австрийского невролога, который незадолго до того опубликовал статью, описывающую эксперименты с тахитоскопом. (Тахитоскоп - это инструмент который бывает двух видов - коробочка, в которую смотрит наблюдатель на изображение, появляеющееся на долю секунды; и волшебный фонарик с быстрым клапаном, который может проецировать изображение на экран в течение очень короткого времени). В своих экспериментах Пётцтль просил испытуемых нарисовать, что они сознательно заметили на картинке тахитоскопа…. Потом он обращал внимание на сны, которые снились подопытным в следующую за экспериментом ночь, и просил их снова нарисовать картины из снов. Бесспорно было продемонстрировано, что детали изображений с картинок тахитоскопа, не отмеченные испытуемыми, давали пищу для их снов.
С разными изменениями и уточнениями эксперименты Пёцтля были повторены несколько раз, наиболее недавно доктором Чарльзом Фишером, который написал три статьи по теме снов и «подсознательного восприятия» в Журнале Американской Ассоциации Психоаналитиков. Между тем и академические психологи не сидят без дела. В подтверждение открытия Пёцтля, их опыты показали, что люди реально видят и слышат гораздо больше, чем они осознают увиденным и услышанным, и то, что они видят и слышат, без осознания записывается в подсознание и может влиять на их осознанные мысли, чувства и поведение.
Чистая наука не остается чистой бесконечно. Рано или поздно она становится прикладной наукой, а потом и вовсе технологией. Теория превращается в промышленную практику, знание становится силой, формулы и лабораторные эксперименты претерпевают метаморфозы и воплощаются в виде, например, водородной бомбы. В данном случае, маленький образец чистой науки Пёцтля и другие маленькие образчики чистой науки в сфере подсознательного восприятия, оставались в первозданной чистоте удивительно долго. Затем, ранней осенью 1957 года, ровно 40 лет спустя после оригинальной статьи Пёцтля, было объявлено, что чистота теперь в прошлом, эксперимент стал прикладным и стал реальной технологией. Объявление сделало настоящий переполох, об этом говорили и писали во всем цивилизованном мире. И не удивительно, ибо новая техника «подсознательных прогнозов», как ее называли, была тесно связана с массовыми развлечениями, а в жизни цивилизованного человека массовые развлечения занимали место, сравнимое с местом занимаемым религией в Средние Века. Нашей эпохе дали много прозвищ - Век Тревоги, Атомный Век, Космическая Эра. С тем же успехом ее можно назвать Эрой Зависимости от Телевидения, Веком Мыльной Оперы или Веком Дискжокея. В такую эру чистое научное открытие Пёцтля, применимое в форме технологии подсознательного отображения, не могло не вызвать интерес применительно к целевой аудитории массовых зрелищ. Для нее была создана новая технология с задачей манипулировать умами без её ведома. Посредством специально сконструированного тахитоскопа слова или образы должны были мелькать на миллисекунды или меньше на экране телевизора или кинотеатра в течение (не до и не после) программы. «Пейте Кока-Колу» или «Курите Кэмел» накладывалось бы на картинку обнимающихся влюбленных или слезы матери с разбитым сердцем, и оптические нервы зрителей записали бы эти секретные сообщения, и их подсознательное ответило бы предсказуемым образом: страстным желанием выпить содовой или закурить. И между тем другие сообщения можно было бы коротко нашептать или пронзительно взвизгнуть, слишком тонко для сознательного различения. Сознательно слушатель обратит внимание на фразу типа «Дорогая, я люблю тебя!», а за гранью сознания его нежные уши и чувствительный мозг воспримет последние новости о дезодорантах и слабительных.
Действительно ли работает ли подобная коммерческая пропаганда? По свидетельству коммерческих фирм, изначально применявшаяся технология подсознательного отображения имела неопределенный эффект и с научной точки зрения очень неудовлетворительный. Повторяющиеся через определенные интервалы в течение фильма команда покупать попкорн увеличила продажи попкорна в перерыве на 50%. Но единичный эксперимент мало что доказывает. Более того этот конкретный опыт был плохо поставлен. Не было контрольной группы, и не были учтены прочие переменные, которые могли несомненно повлиять на потребление попкорна аудиторией кинотеатра. И в любом случае, был ли это самый эффективный способ применения знания, накопленного годами научных исследований подсознательного восприятия? Вероятно ли в действительности чтобы просто вспышками показанное название продукта и призыв его купить сломало сопротивляемость к покупкам и привлекло новых клиентов? Ответ на оба вопроса достаточно очевидно отрицательный. Но это не означает, что находки неврологов и психологов не имеют практического значения. Примененные умело, образчики чистой науки Пётцля могут стать мощным инструментом манипулирования неподозревающими умами.
От продавцов попкорна давайте обратимся за подсказками к тем, кто с меньшим шумом и большим воображением и лучшими методами проводят эксперименты в этой области. В Британии, где процесс манипулирования умами на подсознательном уровне известен как «strobonic injection», исследователи подчеркивали практическую важность создания правильных психологических условий для подсознательного убеждения. Воздействие,превышающее границу восприятия с большей вероятностью возымеет эффект, когда реципиент находится в легком гипнотическом трансе, под влиянием определенных лекарственных средств, или ослаблен болезнью, голоданием или каким-либо физическим или эмоциональным стрессом. То, что справедливо для воздействия выше границы восприятия, то же справедливо и для более слабого воздействия. Словом, чем ниже уровень психологического сопротивления человека, тем больше будет эффективность «strobonically» впрыснутых внушений. Научно подкованный диктатор будущего установит шепчущие машины и подсознательные проекторы в школах и больницах (дети и больные очень внушаемы), и во всех общественных местах, где аудитория будет подвергаться постоянным подготовительным ритуалам, повышающим восприятие.
От условий, в которых можно ожидать эффективности подсознательных внушений, переходим непосредственно к внушениям. В каких терминах следует пропагандисту обращаться к подсознанию его жертв? Прямые команды («Покупай попкорн» или «Голосуй за Джонса») и четкие утверждения («Социализм воняет» или «Зубная паста X устраняет запах изо рта») будут влиять только на тех, чье сознание уже расположено в пользу Джонса или попкорна, кто уже опасается запаха изо рта или общественной собственности на средства производства. Усилить имеющуюся веру недостаточно; стОящий пропагандист должен создать новую веру, должен знать как привлечь равнодушных или неопределившихся на свою сторону, должен быть в состоянии ослаблять и преломлять враждебный настрой. К подсознательному приказу он должен добавить подсознательное убеждение.
Выше порога информированности, один из наиболее эффективных методов нерационального убеждения может быть назван «убеждением по ассоциации». Пропагандист произвольно ассоциируют свой продукт, кандидата или вопрос, требующий решения, с какой-либо идеей, образом, человеком или вещью, которые большинством населения в данной культуре воспринимается безоговорочно «хорошими». И вот в кампании по продажам женская красота может произвольно ассоциироваться с чем-нибудь от бульдозера до диуретика; в политической кампании патриотизм может быть ассоциирован и с апартеидом и с интеграцией, и с любым человеком от Махатмы Ганди до сенатора МакКарти. Довольно давно в Центральной Америке я наблюдал пример «убеждения-посредством-ассоциации», который наполнил меня восхищением по отношению к людям, придумавшим такое. В горах Гватемалы единственным импортируемым продуктом художественного искусства являются цветные календари, распространяемые бесплатно компаниями, которые продают свою продукцию индейцам. Американские календари изображают собак, ландшафты, молодых полуобнаженных женщин. Но для индейцев собаки являются утилитарными объектами, ландшафты они созерцают во множестве ежедневно, а полуголые блондинки неинтересны, возможно даже немного неприятны. Соответственно, американские календари были менее популярны, чем немецкие, поскольку немецкие рекламщики озадачились вопросом, что индейцам интересно,и что ими ценится. Я помню один конкретный шедевр коммерческой пропаганды. Это был календарь, выпущенный производителем аспирина. Внизу картинки была изображена знакомая торговая марка на знакомом пузырьке белых таблеток. Над пузырьком не было ни видов заснеженных осенних лесов, ни кокер-спаниелей, ни девиц. Нет - коварные немцы ассоциировали свое обезболивающее с яркой натуралистичной картиной Святой Троицы, сидящей на кучевых облаках, окруженной св. Иосифом, Девой Марией, разными святыми и множеством ангелов. Чудесные свойства ацетилсалициловой кислоты, таким образом, гарантировались в индейском простом и глубоко религиозном сознании Богом Отцом и всеми силами небесными.
Технология подсознательных прогнозов прекрасно подходит к подобного рода «убеждению-посредством-ассоциации». В серии экспериментов, проведенных в Нью-Йоркском Университете под покровительством Национального Института Здоровья, было выяснено, что чувства человека по отношению к чему-либо сознательно виденному могут быть изменены путем ассоциирования на подсознательном уровне, с другим образом, или даже лучше, с нагруженными смыслом словами. Таким образом лишенное эмоций лицо, будучи ассоциированным на подсознательном уровне со словом «Счастье» воспримется улыбающимся, дружественным, приятным и общительным. Если же это же самое лицо на подсознательном уровне ассоциировать со словом «Злость», оно примет отталкивающее выражение, покажется враждебным и неприятным. (Группе молодых женщин оно показалось очень мужественным, в то время как при слове «счастье» они увидели лицо представительницы своего пола. Отцы и мужья, заметьте это!) Для коммерческого и политического пропагандиста такие находки, очевидно, очень важны. Если он может ввести своих жертв в состояние ненормально высокой восприимчивости, если в таком состоянии он может показать им предмет, человека или с, помощью символов, цель, которую ему надо продать, и если на подсознательном уровне он может связать эту вещь, человека или символ со значимым словом или изображением, он сможет изменить их чувства и мнение без их ведома. По мнению рекламного агентства из Нью Орлеана, возможно увеличить развлекательную ценность фильмов и телепередач таким способом. Людям нравится испытывать сильные чувства, поэтому они любят смотреть трагедии, триллеры, детективы и мелодрамы. Изображение борьбы или объятий вызывает сильные эмоции у зрителей. Еще большие эмоции можно вызвать сыграв на подсознательных ассоциациях с определенными словами или символами. Например в экранизации «Прощай, оружие!» смерть героини в родах может быть показана еще более угнетающей, если во время показа соответствующей сцены снова и снова по экрану будут на мгновения мелькать слова «боль», «кровь», «смерть». Сознательно текст слов прочесть будет нельзя, но на подсознательном уровне эмоции, вызванные игрой актеров и диалогами, будут значительно усилены. Таким образом, как видно достаточно определенно, подсознательно усиленные эмоции киноманов могут спасти от банкротства индустрию кинопроизводства.
В свете вышесказанного об «убеждении-посредством-ассоциации» и усилении эмоций подсознательным внушением, давайте попробуем представить, на что будут похожи политические митинги завтрашнего дня. Кандидат (если все еще будут существовать кандидаты) или назначенный представитель правящей олигархии, публично выступит перед народом. В течение выступления тахитоскопы, шепчущие и скрипучие машинки, проекторы изображений, такие слабые, что только подсознание в состоянии воспринять их, будут усиливать его слова систематически ассоциируя его самого и его идеи с несущими позитив словами и освященными изображениями, и негативными словами и враждебными символами при упоминании врагов государства или партии. В Соединенных Штатах короткие вспышки изображения Авраама Линкольна и слов «народное правление», проецируемые на трибуну. В России докладчик, безусловно, будет ассоциироваться с мельканием портрета Ленина, слов «народная демократия» и пророческой бородой Папы Маркса. Поскольку это дело будущего, мы можем себе позволить безмятежно улыбаться. Десять или двадцать лет спустя эта картинка будет выглядеть далеко не так удивительно. То что сейчас является научной фантастикой, станет ежедневным политическим фактом.
Пётцль был одним из знамений, которое я проглядел при написании «Дивного Нового Мира». Нет у меня там упоминаний о подсознательном отображении. Это ошибочное упущение, которое, если бы я писал книгу сегодня, я точно исправил бы.