Архетипы и все-все-все

Nov 16, 2012 12:27

Гейзенберг цитирует Паули, отмечающего общность соображений Юнга, Кеплера и Платона ( Read more... )

мышление

Leave a comment

Comments 25

noviche August 2 2016, 12:06:13 UTC
Идущий навстречу себе рискует с самим собой встретиться.
Есть у Юнга один архитип - старцы - в белой и черной одежде. Я помню в детстве придумала сказку в ней было два персонажа один в белой, другой в черной одеждах. Совпадение? Не думаю. У каждого наверное это есть или было, но уже не помнит...

Reply

drovan August 2 2016, 12:26:52 UTC
Архетипами интересовался только с точки зрения онтологии.
Каково их место и каков механизм формирования.
Вышел на очевидное - это абстракции высшего порядка.
Как следствие - их количество мало и совпадения при формировании у разных людей более чем вероятны.

Reply


oleg_nosok May 24 2017, 08:52:49 UTC
Ни Вальтеру, ни Во́льфгангу, ни Иоганну не следовало заниматься дешёвеньким идеализмом, а надо было заниматься своим делом - физикой.
Познание есть процесс соотнесения внеязыковой ситуации с языковым описанием.

Reply

drovan May 24 2017, 09:21:15 UTC
Познание есть процесс соотнесения внеязыковой ситуации с языковым описанием.
=============
Неверно. Слово сказанное есть ложь. Вербализация это зло. Зло неизбежное, потому что необходимо для коллективной работы. Но именно зло, потому что искажает авторский замысел.

Познание это процесс создания модели, на основании которой можно делать прогнозы.
Наличие языкового описания модели это необязательная опция. Мозг способен работать с невербальными сущностями (музыка, живопись).

Если ученому удалось создать такую рабочую модель, которую можно еще и описать на языковом уровне, то это идеальный случай.
На практике модель доходит до подобного уровня после того, как над ней несколько лет потрудятся последователи.
Автору же приходится работать с моделью, которая совмещает как вербализуемые, так и невербализуемые сущности. Это плохо сказывается на передаче знаний, но не на продуктивности модели.
А идеализм при этом становится не "дешевеньким", а необходимым и неизбежным.

Reply

oleg_nosok May 24 2017, 09:33:21 UTC
1. "Мысль изречённая есть ложь" - совсем другое дело. Тютчев - о невозможности "сердцу выразить себя", а мы - о науке.
2. Математика это язык. Это язык всех наук.
3. Музыка - это математика. Живопись - не наука (не считая проэктивной геометрии).

Самое тут настоящее кантианство и больше ничего.

Reply

drovan May 24 2017, 12:16:09 UTC
1. Никаких других дел. Наш мозг аналоговый, как и все биологическое.
А вербализация это оцифровка, усреднение. И поэтому неизбежное искажение.

2. Математика работает только с моделями. То есть она вступает в дело, когда искажение уже произошло.
Проще говоря, это высочайшей точности проигрыватель, играющий уже испорченную пластинку.

3. Тут нужно уточнение.
Я имею в виду не музыку и живопись, а "музыку" и "живопись". То есть все то, что может быть обработано и сохранено мозгом, но не может быть вербализовано.
Можно было бы их объединить под одним термином "невербализуемое", но есть подозрение, что разница между ними все-таки есть.
И разница эта настолько же велика, как между музыкой и живописью. То есть, как минимум в динамике.

Подобные размышления не есть кантианство.
Это не умозрительные упражнения на тему.
Наоборот это конкретика, которую можно или воплощать "в железе".
Или как минимум разделять, что уже можно воплощать, а что еще нет.
По большому счету это звено между нейросетями и онтологией.

Reply


Leave a comment

Up