«Конверт». Интервью с автором.

Apr 25, 2012 13:25


- А ты знаешь, что Кевин Спейси в данный момент снимается у молодого российского режиссёра? - спросил меня знакомый, близкий к киношным кругам.
- Нет, - отвечаю. - А что за кино?
- Судя по всему, хорошее. Короткометражка про СССР. Он скоро вернётся из Лос-Анджелеса. Могу вас познакомить - пообщаетесь. Он просто необыкновенный!
- Хм! Интересно. А может тогда, за одно, спросишь, не согласится ли он дать интервью для сообщества drugoe_kino?

И вот я в кафе на Павелецкой площади. Передо мной сидит обычный русский парень - ему лет 25 на вид, потёртые джинсы, серая футболка. Обычный, да необычный. Всё-таки не каждому удаётся снять в своём фильме кинозвезду масштаба Кевина Спейси. И уж тем более россиянину.

Алексей Нужный, именно так зовут моего собеседника, - победитель международного конкурса молодых сценаристов, проводимого ирландским виски Jameson и Trigger Street Production, компанией, созданной Кевином Спейси, на счету у которой такие картины как «Социальная сеть», «21», «Психоаналитик», «У моря». Обойдя на финишной прямой более сотни самых сильных работ, сценарий Алексея был признан лучшим.

При всём при том, Алексей держится скромно, к каждому своему утверждению добавляет оговорку «я могу ошибаться» и, говоря о том, что не любит повышенного внимания к себе, с иронией называет себя «монах в капюшоне». Старается говорить о друзьях и коллегах, даже когда я задаю прямые вопросы о нём самом. С другой стороны, буквально с первых же минут общения Алексей заражает своей энергичностью, говорит уверенно, бойко и, что называется, «глаза горят».

Работу Алексея Нужного, фильм «Конверт», можно будет посмотреть в мае. Кому интересен репортаж самого Алексея с места событий, можете заглянуть в его небольшой блог. А мне же пока очень интересно просто пообщаться с героем нашего времени и, возможно, узнать секреты его успеха.



___________________

- Алексей, у меня к тебе такое предложение. Твой новый фильм завершает постпродакшн. Я его ещё не видел. Ты сам ещё не видел его финальную версию. Поэтому, предлагаю построить наш разговор скорее вокруг твоей личной истории, истории твоего успеха. И предлагаю тебе такой эксперимент - давай сделаем интервью в виде сценария фильма о тебе? Подходит?

- Отлично! Мне даже нравится это. Я очень не люблю шаблоны.

- Прекрасно. Тогда для начала нам нужна… завязка?

- Да. Нужно событие, которое в одночасье поменяло судьбу героя. Когда мне сообщили, что мой сценарий был признан лучшим, я понял, что жизнь моя изменилась. И я уже совсем не такой как был вчера. Но при этом, меня всё ещё держат старые дела - например съёмки документального фильма в Москве, но мысли мои уже были в новом проекте, в Америке. И вот я находился на такой растяжке - между старым и новым. От этой катавасии реально голова шла кругом. Кстати, сама сцена очень забавная получилась. Я в который уже раз говорю по скайпу с американцами, при этом я жутко опаздываю на другие свои съёмки. А они всё затягивают. Говорят о всякой ерунде, «за жизнь». И вот слышу фразу серьёзным таким голосом «Теперь важная новость. К сожалению… » И держат паузу. Смотрят на мою реакцию. У меня внутри аж всё упало. «К сожалению… тебе нужно расчистить свой график, чтобы приехать в Америку». И я такой «А-а-а, спасибо! Извините, но я опаздываю». Выключил и убежал. Думаю, они в шоке были!

— А как ты вообще в кино попал? Как на конкурсе этом оказался? Я думаю, нашему сценарию нужен некий флэшбэк, предыстория?

- У меня это было так. Я уже, сравнительно давно пишу сценарии. У меня несколько полнометражных работ в прокате. Но вот однажды я поймал себя на том, что мне откровенно не нравится, как мои сценарии воплощают в жизнь. Я понял, что ещё немного - и я просто заброшу писать. Поэтому я стал усиленно изучать режиссуру - читать, общаться с режиссёрами, актёрами, искать своё режиссёрское мировоззрение, стиль, подход. И тут я случайно натыкаюсь на конкурс киносценариев для Кевина Спейси. Победитель получал право воплотить свой сценарий. И я думаю: «Уау! Вот это мой шанс!». И я засел за новый сценарий.

- Но по законам жанра не всё ведь проходило гладко? Тебе же наверняка приходилось проходить через определённые испытания?

- Да. Прежде чем мой сценарий взяли в работу, я проходил кучу интервью в скайпе с продюсерами. Мне поручили срежиссировать отдельную сцену. Меня оценивали со всех сторон, и я должен был доказать, что я способен снять свой фильм. При том, что я почти не говорю по-английски! Ну то есть на уровне «Моя твоя не понимать». А вопросы же, которые мне задавали, были типа «Что ты, Алексей, как режиссёр, можешь дать нам?». То есть это были очень серьёзные вопросы, и мне на них нужно было не просто ответить, а удивить их! Кроме того, мне надо было совмещать участие в конкурсе с моей повседневной работой. Я порою спал по часу в день, иногда в машине.

- Но опять же по законам жанра у тебя должны были быть друзья, «волшебные помощники», которые тебя поддерживали. Или может научили чему-то. Расскажи о них.

- Ну во-первых, это конечно же моя девушка Аня. Она поддерживала меня всё это время, была мои переводчиком. И ещё она мне постоянно говорит: «Лёха! Расслабься! И просто смотри кино». Во-вторых, мой друг и соавтор, крутой драматург Коля Ковбас. Мы всегда делимся друг с другом мыслями - это помогает взглянуть на себя со стороны. На нём я проверял свой сценарий. И Коля был, кстати, первым, кто его прочитал. А в Америке я встретился с Полом Брауном - продюсером и сценаристом «Секретных материалов», я учился у него в Москве. Он прочитал мой сценарий и сказал: «Алексей, мне очень нравится, что в драме ты ищешь комичное, а в комичном - драму». Меня такая оценка, конечно же, очень вдохновила. И, кстати, я вообще много учился. У меня три образования, курсы, тренинги. Не только по кино, но и по психологии, по философии. Изучал теорию, занимался личностным ростом. Ведь кино - это история конкретного человека или конкретных людей. И всё, что исходит из человека, вращается вокруг человека - это всё о кино. Я вот год назад лежал в городской больнице. И я попросился в палату с настоящим бомжом, специально для того, чтобы услышать необычные, странные истории. Эти настоящие истории помогают создавать живого героя в моих сценариях.

- В хорошей истории главный герой всегда приходит к некой кульминации, к некоему моменту истины. Где он в твоей истории? Там где ты победил в конкурсе? Или там, где ты уже снял фильм?

- Не там и не там. Знаешь… Самый напряжённый момент у меня был вот какой. За несколько дней до первого съемочного дня мы собрались всей съемочной группой. Меня представили как режиссёра. И вот стою я, человек с другим языком, молодой режиссёр, не снявший ни одной серьёзной работы… Стою перед командой мега-профессионалов. И вот понимаю, что от меня ждут… И мне нужно сделать что-то необыкновенное. Чтобы они все мне поверили. Поверили мне как режиссёру, поверили в успех общего дела. Поверили и вдохновились. И мне помогло такое, вот знаешь… дерзкое немножко отношение, элементы шоумэнства. Я в своё время занимался стэнд-апом и когда мне дали слово, у меня тако-о-ой полёт пошёл! <На этих словах Алексей, и без того ярко иллюстрирующий свою историю жестами, оживился ещё сильнее.> Я за три минуты зарядил их не просто какой-то философией, не просто смысловой нагрузкой фильма, не тем, что сейчас мы ребята все вместе должны что-то сделать. Я заразил их каким-то настроением всего того, что будет на съёмках. Ещё я сказал своей группе: «Ребята, я знаю, что я делаю. Я считаю, что надо делать вот так и вот так. И если сейчас кто-то считает иначе, то вы можете это высказать. Мы обязательно поговорим об этом. Но я прошу, чтобы вы мне доверяли.» И вот с одной стороны мой юмор, а с другой стороны моя искренность и уверенность, отчасти где-то даже безумие - они ведь даже назвали меня «безумный русский» - им это всё очень понравилось. Настроение на площадке после этого царило юмористическое, но в то же время серьёзное. И мы могли позволить себе множество шуток вплоть до момента, когда включается камера.

- А какие у тебя, как у главного героя были наблюдения? Чему ты удивлялся или чем восхищался?

- Когда впервые мы встретились с Кевином, он подошёл ко мне, пожал мне руку, говорит: «Мне очень приятно. Я рад что ты приехал. Как тебе Лос-Анджелес?» Я был очень удивлён, что вот такой мэтр так общается с начинающим режиссёром - открыто, демократично. То есть я почувствовал себя действительно режиссёром, самым главным человеком на площадке. И я был в шоке! Ещё меня поразили продюсеры. У нас в России есть такие, которые пытаются контролировать весь процесс съёмок, вплоть до расположения стакана на столе. Висят как плита над головой. А там - продюсеры просто сидели в тени. И не мешали. Больше поддерживали. В нужный момент они просто могли подойти и положить руку на плечо. Знаешь… это круче любых слов. Я чувствовал, что меня защищают, а не лупят лопатой по голове за каждое действие. Я был по-настоящему защищен. За это я снял им хорошее кино.

- Можем немного отвлечься от сюжета о твоём успехе и сделать лирическое отступление? Вот интересно, а сам ты какие фильмы смотришь? Кто из киномастеров тебе нравится? Что порекомендуешь посмотреть?

- В первую очередь, как зритель, я конечно очень люблю Ридли Скотта. «Хороший год», «Гладиатор», «Тельма и Луиза». Он в очень разных жанрах работает. И это здорово! Очень люблю человеческие истории. Например, «Сокровище». Или «Транс-Америка». Люблю инди. Смотрел недавно «Последнюю любовь на Земле». Конечно же, рекомендую посмотреть «Подозрительные лица» и «Корабельные новости» с Кевином Спейси.

- Алексей, нам нужно подходить к финалу. И я предлагаю сделать его открытым. Вот, например, ты сейчас на новой ступени своей карьеры. В мае состоится премьера твоей картины. А где бы ты хотел работать дальше?

- В Саранске… ладно шучу. Работать - и тут, и там. Когда я уезжал, американские продюсеры недвусмысленно дали понять, что готовы продолжать сотрудничество. Я знаю, что это сложно, но я готов доказывать свои возможности. С другой стороны я - патриот. У меня в России друзья, мама. Я вижу, что можно и нужно многое сделать. Что много проблем. Что нужно о них говорить. И об этом всём можно говорить через искусство и даже через развлечения. И сейчас у меня есть несколько идей, под которые я ищу инвестиции.

___________________

PS: Моё святое убеждение, что любая хорошая история должна заканчиваться началом новой хорошей истории. И новая история, видимо, начнётся так… Москва. Май месяц. Уютный кинозал. Гаснет свет. Идут титры. Короткометражный художественный фильм «Конверт». Режиссёр - Алексей Нужный. Автор сценария - Алексей Нужный. В главной роли - Кевин Спейси.

И вот мне лично эту историю уже очень хочется увидеть.
Previous post Next post
Up