Слова Йоса Стеллинга: «Диалоги обращаются к мозгу. Но мозг не важен для создания фильма. Необходимо только сердце, а диалоги - всегда рассудочны…», очень походят к этой картине.
«Элкерлик» воспринимаешь исключительно сердцем и чувствами. Диалоги в этом фильме - дополнение к глубокому сюжету, безупречной картинке, холодной, но завораживающей музыке и реалистичной атмосфере Средневековья.
Вообще-то описывать фильмы Стеллинга - дело архисложное. Каждый находит свое. Попробуйте описать «Стрелочника» или «Иллюзиониста»? Тоже и с «Элкерликом». Надо просто смотреть, полностью погружаясь в события, звуки, движения, короткие диалоги, фразы и странные кадры.
Лезть в дебри анализа, сопоставлять эпохи, философии, многослойные построения и т.д. даже не буду пробовать. Пусть это делают профессиональные критики. При желании можно найти кучу таких витиеватых рецензий. Правда от их зауми становится тошно и пропадает всякое желание смотреть фильм.
Если кратко и просто, то это удивительный и затягивающий фильм про медленное и необратимое разрушение личности. Неторопливая притча про безликого человека, которого невозможно различить в такой же безликой толпе. Главного героя зовут Элкерлик, что значит «похожий на любого».
Способность найти себя в любой ситуации, слиться и стать незаметным, тратится им на жульничество. Даже любовь становится еще одним шагом навстречу пропасти. Женитьба на старой богачке и дальнейшее паразитическое существование - следующий шаг. Машина смерти и убийство своего второго я (шута, преследующего его весь фильм) - последний.
Обезумевший, съедаемый своими страхами, покинутый всеми, Элкерлик ищет спокойствие и умиротворение у единственного оставшегося в замке человека - Художника, который, под страхом казни, рисует его монументальный портрет. Элкерлик обретает себя только за миг до падения со стропил и смерти.
Для меня «Элкерлик» это:
- Первый фильм Стеллинга, который я посмотрел и, который открыл для меня этого удивительного режиссера;
- Завораживающая и реалистичная картина Средневековья - грязного, чумного, безжалостного, религиозного;
- Ожившие картины Босха и Брейгеля;
- Тяжелая, местами жуткая атмосфера, проникающая в зрителя до костей;
- Живая картинка из старого пленочного фотоаппарата;
- Завораживающая музыка, которую невозможно отделить от фильма;
- Притча, заставляющая задуматься о том, как оставаться человеком и личностью в смутное безликое время;
- Старая школа. Тебя держит ни экшн и не динамика сюжета. Тебя затягивает нереальная плотность мысли, звенящая тишина, шепот диалогов, почти фотографический отпечаток момента. Ты попадаешь в плен сомнений и неуверенности в правильности выстроенного тобой положения вещей, созданного тобой личного мирка. Ты открываешь совсем иной мир.
Правда, я не уверен, что многим все это вообще нужно. Проще посмотреть комедию или стрелялку-ходилку, вернуться домой, поесть, обсудить всякую ерунду и лечь спать. Проще оставаться тем самым «похожим на любого». Но чем это закончится?