Занимаясь эвенкийскими изысканиями, наткнулся на карту шаманского путешествия в книге Анисимова «Религия эвенков».
Читая примечания и комментарии к ней, вдруг вспомнил - да ведь у Джармуша было то же самое. Здесь шаман из чума мертвеца 1 провожает на плоту по родовой реке умершего: начинается путешествие в точке 3 - и дальше вниз до земли 20, где находится поселение мертвецов-сородичей. У них там общее жилье. Женщины 22 занимаются домашними делами, а мужчины 21 промышляют зверя, строят ловушку для рыбы 25.Это все мертвецы. Здесь устье родовой реки. Так вот, все это очень сильно напоминает деревню, в которую прибыли бедняга Блейк и его доблестный проводник Никто. Ведь странная там была деревня? И индейцы выглядели странно: упитанные, довольные. Эта деревня казалась странно знакомой и вызывала тревожные неясные чувства. На то и архетип. Может, в этом рисунке разгадка фильма.
Да, а выше 3, выше тайменей-охранителей 35 находятся истоки родовой реки и обиталище нерожденных - омирук; оми - души эвенков, представлявшиеся ими в виде птиц, синиц или таких же мелких, одна из них изображена 36. Это душа, ускользнувшая от демона, она вот-вот достигнет долгожданной обители - омирук, где пасутся на сочных пастбищах упитанные олени и синеет тайга небесной земли. И, может быть, высекает на скале своих богов и демонов Уильям Блейк, эвенк.
Так вот Блейк был убит сразу. И Никто сопровождал его в нижний мир. Эвенки считали, что у человека три души. Одна из них бэен - телесная, совпадающая с телом и потому практически незаметная при жизни. Шаман по родовой реке везет именно бэен в селение мертвых, где мертвецы пребывают в общем доме. По пути он преодолевает различные препятствия. Бэен доставлена, что дальше? А вот тут хозяин земли мертвых узнает, что у бэен отсутствует двойник - ханян. Ханян - вторая душа эвенка, которая сразу после смерти устремляется в эвенкийские райские кущи - омирук. И хозяин мертвых за ней отправляется. Хватает ее, но по пути назад душа, превратившись в птицу, ускользает. Хозяин мертвых посылает за ней своих гонцов-духов: утку-гоголя, дух лиственницы и т.д.
Джармуш, похоже, совместил оба этапа: сопровождение телесной души и поимку второй души духами. Хозяином земли мертвых тогда оказывается босс с сигарой, отец застреленного молодчика. Ну, а троица ловцов - духи-помощники.
В эвенкийском сюжете душа благополучно уходит от погони, снова оказывается в истоке великой родовой реки, чтобы уже оттуда устремиться в средний мир, в дымовое отверстие чума - и превратиться в новорожденного эвенка.
У Джармуша этим истоком и метафорой омирук оказывается океан.
И когда узнаешь это, трагический финал приобретает другое звучание.