Две ночи я шерстил всю программу ММКФ, а это несколько сот фильмов со всего земного шара. Две ночи я ваял этот, как мне кажется, титанический, но, хочу верить, не сизифов труд. Смею надеяться, что оставшиеся 999 ночей мне всё-таки скостят.
Итак, вашему вниманию представляется краткий(смеяться уже можно) конспект того, что, на мой скромный взгляд (и нескромный язык), стоит посмотреть на Московском кинофестивале. Ну или когда-нибудь потом, в глубокой старости найти в торрентах.
Внимание! Конспект упорядочен отнюдь не по мере интересности фильмов, а в порядке представления программ, причем далеко не всех, в официальных материалах ММКФ, а потому самое интересное может быть обнаружено в совершенно случайном месте данного списка.
КОНКУРС
Редкое событие! В кое-веки конкурс ММКФ может составить конкуренцию по интересности внеконкурсным программам. Безусловные фавориты для меня - немка Дорис Дёрри, снявшая ранее потрясающий "Цвет сакуры" и представляющая в этом году новую картину "Всё включено", а также британец Антон Корбейн с кинолентой "Самый опасный человек".
Небезынтересными могут оказаться также голландский "Репортер", ненецкая история любви "Белый ягель" и актуальное польское кино "Хардкор диско". Гай Германику не люблю, но и она в конкурсе есть.
В документальном кино, как обычно, без подсказок разобраться очень трудно. Но из поднимаемых авторами тем я бы выделил две особо привлекательные - "Счастье", о маленькой стране Бутан, в которой общественное счастье стали измерять также, как и валовый национальный продукт, и "Сетевой торчок" - более чем актуальный портрет нынешнего интернет-зависимого поколения.
Кроме того, привлекает внимание "Кардиополитика" - история пермского кардиохирурга по необходимости занявшегося политикой. Знающие люди советуют также "Ложь Армстронга" - необычная история развенчивания легенды спорта.
Тут точно есть что посмотреть! Описание фильмов можно даже и не читать, фамилии говорят сами за себя. Новый Вим Вендерс "Соль земли", свежий Кен Лоуч "Зал Джимми", только что с пылу-жару Джейлан с "Зимней спячкой" и, дай бог, не последняя картина Клода Лелюша "Мы любим тебя, мерзавец" - с немного занудным началом, но, поверьте мне, уже посмотревшему, явно достойная, чтобы досидеть до финальных титров.
Программа расчитанная на чуть более продвинутую публику. Здесь новый бессловесный 3D-Годар с лентой "Прощай, речь", двойной Цай Минлян с "Путешествием на Запад" и "Бродячими псами", почетный удмурт Жерар Депардье в картине Абеля Феррары "Добро пожаловать в Нью-Йорк", и, думаю что очень любопытная исландская кентавро-сага "О лошадях и людях".
Современное латиноамериканское кино наврядли порадует нас шедеврами, но может привлечь своим колоритом и удивить необычными историями. Мой выбор здесь "Непослушные волосы" - тонкая и красивая история про маленького венесуэльца Джуниора, "пропагандирующая педофилию и гомосексуализм" буквально с первых же кадров. Шутка. Хотя в минкульте именно бы так и написали. Без сомнений. Еще интересен поворот сюжета в "Естественных науках".
Авторская подборка кинокритика Андрея Плахова, делающая упор не на мысли, но на чувства. Фильмы не обязательно имеют отношение к религии, но, по идее, должны приближать зрителя к переживанию чуда и катарсису. Здесь можно посмотреть недавнюю, но, увы, последнюю картину Алена Рене "Любить, пить и петь". Да-да, того самого, который "Хиросима, любовь моя". Интересны завязки у фильмов "Мутон" и "Тимбукту".
Поздние сеансы, как обычно, обещающие что-нибудь экстремальное и жареное. Смело рекомендую здесь японца Хитоси Мацумото, ретроспектива которого проходила в Москве пару лет назад. Это обладатель необычного даже для японцев чувства юмора, автор таких ярких нетривиальных комедий, как "Символ", "Японский гигант" и "Безоружный самурай". Новая его лента "R100", продолжает традиции звенящего саркастического абсурда. Также, чую что-то необычное в американском вестерне "Ключевая вода". Проверим, не подведет ли интуиция.
Хотите узнать о жизни европейцев? Вам сюда! Итало-хорватские "Дальнобойщики", игры с иммигрантами в "Моём классе", жизнь короля Амадея Савойского ака "Падающей звезды". На десерт - любовная история поэта Фридриха Шиллера, любившего двух сестер одновременно, с незатейливым названием "Любимые сестры".
И даже не след, а просто здоровенная русская борозда в сюрном испанском трэше "Дистанция", продолжателе традиций "9 жизней Томаса Каца" и "Плана номер 9 из открытого космоса". Арт-трэш самого высокого уровня, до которого ой как не дотянула Рената "наше всё" Литвинова со своей "Сказкой Риты". Рекомендуется любителям чистого, незамутненного сюжетом искусства! А любители анимации могут заценить мультипликационный полный метр "Остров Джованни" про детство советской пионерки и маленьких япончиков на Курильских островах.
Срез современного китайского кино без всемирно известных авторов. Я бы назвал это кином для внутреннего пользования. Тем интереснее узнать, чем же живут жители Поднебесной. Желающим понастальгировать по ушедшим 90-м - кун-фу-боевик "Однажды в Шанхае". Полицейские разборки в "Огненной буре". "Школа безумных танцев" про мир современных китайских подростков.
Ого! Да тут стоит смотреть практически всё. Ну или каждый второй фильм, как минимум. Тут вам и автор трилогии "-каци" Годфри Реджио с новым фильмом "Посетители". С музыкой, как и следовало ожидать, от Филиппа Гласса. Тут и свежий Манский, успевший выпустить после "Трубы" не только оскорбления в адрес Михалкова, но и целую "Книгу". Ставшая, практически, культовой для всех документалистов "Смерть рабочего", созданная Михаэлем Главоггером умершим в этом году в Африке во время съемок. Уникальная картина другой иконы документалистики, Роберта Флаэрти, "Моана южных морей", датированная аж 1926 годом. Обладатель "Оскара" и приза зрительских симпатий на IDFA - "В двадцати шагах от славы". Гран-при жюри Санденса - "Рич Хилл". И, видимо, чтобы окончательно добить нас танцем, коктейль с названием "Храмы Культуры" от Вима Вендерса, Михаэля Главоггера, Майкла Мэдсена, Роберта Рэдфорда и не только. Смешанных, но не взболтанных.
Картинок нет, но поверьте, они тут излишни. Любой из этих фильмов - уже событие!
Фильмы о пожилых людях и о старении. Занятно, многие сюжеты меняют свою жанровую окраску, если их героям набавить несколько десятков лет. Комедии легко могут стать трагедиями, а трагедии - комедиями. При случае, обязательно посмотрю "Клоунаду" и "Ещё не листопад".
Подборка фильмов, успешно избежавших показов в Москве. Не смотря на название программы, все фильмы не старше 2011 года. Выделяются здесь двое - любимец московского бомонда Брюс Лабрюс с "Лунным Пьеро" и "Геронтофилией", и чилийский с российскими корнями киномистик Алехандро Ходоровский с "Танцем реальности".
Подборка британских комедий середины прошлого века. Герои комедий, типичные «средние британцы» со своими традиционными поведенческими стереотипами, попадают в необычные, часто фантастические ситуации, однако их поведение продолжает следовать привычной бытовой логике, и этот парадокс создает сильный комический эффект, который и характеризует "Илингскую школу". Практически все современные комедии как минимум одним корешком растут из неё. При случае, можно идти на любую из них. Сожалений не будет.
Идущая обособленно от основного фестиваля линейка из лучших современных российских фильмов. По-моему, более всего достойны внимания "Кино про Алексеева" Михаила Сегала, "Шагал-Малевич" Александра Митты и "Комбинат Надежда" Натальи Мещаниновой, представительницы "новой женской волны". Одновременно будет проходить смотр современной российской анимации, документалистики и короткого метра. Плюс к тому, пройдет ретроспектива фильмов по сценариям Юрия Арабова - а это значит почти весь Сокуров, легендарный "Господин оформитель" с музыкой Курёхина, "Полтора кота" и "Полторы комнаты" Андрея Хржановского, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, а также монументальная историческая картина "Орда" Андрея Прошкина.
В общем, дерзайте! Тут смотреть - не пересмотреть! Я на данный момент уже успел посмотреть четыре картины и все четыре - прекрасные.
И совет. Не пытайтесь это всё запомнить. Придя в кассы вы 100% потеряетесь в метровой простыне расписания показов. А потому - обязательно (обязательно!) выписывайте или отмечайте себе то, что планируете посмотреть. Вот, для примера, моё расписание к концу второго дня: