Рецензия на фильм "Скандальный дневник" ("Notes on a scandal"):
Основная мораль фильма: Блажен кто с молоду был молод!
Посмотрел давеча вместе с
jimi_ фильм "Скандальный дневник", и он меня так удивил, и потряс, что я решил изложить свои впечатления письменно.
Выйдя из кинотеатра я подумал - "не дай бог дожить свой век - вот так". Точнее - не дай бог, довести себя одиночеством до такого состояния ненависти и презрения к окружающим. И вобщем-то этим все сказано на мой взгляд.
Фильм о женщинах - хотя на мой взгляд, если бы женщин заменить на мужчин от этого мало что поменялось бы, ну может быть был бы другой крючок для шантажа, но не более того. Фильм не о женщинах - он о людях вообще, и о том, к чему приводит самоизоляция, и одиночество - как следствие.
Фильм получил кучу премий - от Берлинской пальмовой ветви (кажется) до Оскаров. И на мой взгляд - заслуженно.
Игра актрис - Джуди Денч и Кейт Бланшетт - просто филигранна.
Фильм - скорее триллер, чем мелодрама, или драма. Но пугающим фактором здесь является не какая-то внешняя угроза, а тот мусор, которым обрастают люди в процессе своего взросления - здесь и высокомерие, и черствость, и страхи... все вместе - жуткий клубок. И редко кому удается придти к старости светлым и неозлобленным. Особенно в нашей стране наверно.
Меня в этом фильме поразила фраза Барбары, произнесенная про себя - "Шеба кричит , что она одинока. НО такие как она и понятия не имеют о том, что такое одиночество - когда оно сочится по капле, тактильный голод такой, что от случайного прикосновения кондуктора в транспорте - начинает сладко ныть внизу живота..."
Мне понятно о чем она говорит. Я живу сейчас довольно замкнутой жизнью - работа-дом-работа-дом, и этой жизнью сейчас живут многие - особенно те, кто решил сделать карьеру, кто идет к своей цели, и ни о чем больше не думает, или не хочет думать. И все это - шаг за шагом, день за днем - отделяет нас от окружающих невидимым кругом, все реже звонит телефон, все реже куда-то зовут, все чаще ложишься спать и просыпаешься наедине с самим собой... И т.д. и т.п - каждый знает каково это.
Да, Барбара сама создала свое одиночество. Сама выстроила стену вокруг себя - и люди ушли. Они больше не тянутся к ней. А она их презирает. Это происходит само собой - по капле. Сначала тяжеловато быть одному, потом привыкаешь, а потом - если не устраиваешь сам себе встрясок нового общества и новых людей - потом начинаешь гнить. И это очень больно.
Выход из этого только один - начать любить каждую секунду бытия, любить людей рядом - не выставляя никаких условий, опять, по крупицам - учится открываться - шаг за шагом, шаг за шагом...
Иначе - отрава проникает в мозг. И вместо того, чтобы смеяться, радоваться, и тем привлекать к себе людей, создавать свой круг общения, в котором интересно и хочется жить - вместо этого начинаешь опускать до мелочных и грязных интриг, которые Барбара плетет в этом фильме. Она - сугубо эгоцентрична. Замкнута на самого себя - на свои проблемы, свои желания, свою нужду - все остальные были лишь как декорации, а их чувства - всего лишь инструмент для получения чего-то большего.
Так что не дай бог, довести себя до такого - так закрыться. Так задавить самого себя. Вот на мой взгляд основная мораль фильма. Блажен кто с молоду был молод! Нагулявшись в молодости - пожинаешь спокойную старость, не омраченную страстями, которым уже не место в этом возрасте.
Ниже идет описание сюжета.
Внимание! Предупреждение: ниже изложен сюжет и многие повороты - вы можете испортить себе впечатление от просмотра, если будете читать дальше!
Сюжет фильма:
Школа в Лондоне, в ней работает старая учительница - Барбара (ее блистательно играет Джуди Денч) - такую каждый из нас встречал на своем школьном веку - дама в возрасте, но с выправкой настоящего полковника, таким же голосом и волей. Ее боятся и ученики, и коллеги. Она же одаривает их своим ежеминутным презрением, и подавляет образованностью, эрудицией и неукоснительным следованием правилам. Как говорится - "характер такой - что фронтом командовать".
И вот эта учительница встречает молодую женщину по имени Шеба (играет Кейт Бланшетт), пришедшую в эту же школу учить детей рисованию. Молодая, красивая, обаятельная - все в нее влюбляются - и учителя, и учительницы, и ученики, конечно же. Сама же она - как бабочка - опыта преподавания почти никакого, что с лихвой заменяется бездной нерастраченной сексуальности и обаянием.
И что же? Наша старая фурия, Барбара, оказывается лесбиянкой! Кто бы мог подумать. Но правда с таким снобизмом и железным характером - не думаю, что хоть какой-то мужчина согласился бы терпеть ее. Живет она одиноко. Я бы сказал - замкнуто. Ей скучно с окружающими ее людьми, да они и боятся ее, единственное живое существо которое она искренне любит - это ее кошка. Сексуальные пристрастия Барбары мешают ей устроить свою сексуальную жизнь.
Собственно - какая сексуальная жизнь после 60, спросите вы! И будете правы. Но тем не менее Барбара не растратила свой пыл, и как вы уже могли догадаться - ей до жути нравится молодая, красивая Шеба.
Тут начинается первая странность - казалось бы в современном мире, особенно на Западе, быть лесбиянкой, гомосексуалистом, и или даже зоофилом - не проблема. Есть куча сообществ, разделяющих те или иные нетрадиционные взгляды на сексуальную жизнь, где каждый может себе найти то что ему интересно (кстати об этом как раз был фильм "Клуб Strabus", который я рецензировал несколько ранее). Но нет - наша Барбара действует напролом и как танк - она задается целью заполучить гетеросексуальную Шебу к себе в постель. Причем "заполучить" - мягко сказано - ей хочется обладать Шебой, практически сделать ее зависимой от себя.
И начинается долгая шахматная партия людьми, которую разыгрывает Барбара. Со свойственной всем женщинам наблюдательностью и терпением, она собирает и анализирует малейшие сведения о жизни и пристрастиях Шебы, вынюхивает, выслушивает, приглядывается... Как охотник за добычей. И ей улыбается удача - оказывается, что наша стрекоза-Шеба замутила с одним из своих учеников роман. Пацану 15 лет, но он достаточно уверенно и умело разводит Шебу на секс, и продолжение. Он играет на ее жалости, строит из себя отверженного, говорит что его притесняют родители и таки добивается своего: Шеба - взрослая женщина, как минимум на 10 лет старше его - сдается, и страстный секс в каких-то кустах возле железной дороги начинает долгий путь Шебы к краху.
Тут следует отметить вторую странность - почему же взрослая Шеба повелась на кадриль 15-летнего юнца? Почему не отшила его, почему попросту не посмеялась над его довольно наивными ухаживаниями и потугами?
Потому что наша Шеба - не менее одинока чем Барбара. Но одиночество ее другого характера - у нее есть семья, есть двое детей, она любит своего мужа... Все вроде идеально - но дьявол, как говорится, в мелочах - ее муж старше ее на 20 лет, он практически старик, ровесник Барбары, ее сын болен болезнью Дауна, ее дочь вступила в пору, когда мальчиками интересуются больше всего на свете, и она полностью увлечена своими похождениями.
Шеба - как примерная мать - тащит всю семью на себе - готовит, убирает, ухаживает за больным на голову сыном, и за престарелым мужем, которому телевизор интереснее чем то, куда пошла, на самом деле, его жена на ночь глядя (а пошла она к тем самым кустам, где ее ждет 15летний любовник).
То есть Шеба - в вакууме. В семье ее никто не слышит, никто с ней на самом деле не разговаривает о том, что ее волнует. "Любовная лодка разбилась о быт", как сказал поэт - именно так все и есть, только Шеба считает, что у нее все в порядке - до поры до времени. Пока она искренне уверена - что так "правильно", что так жить "надо". Но на самом деле ей не нравится такая "правильная" жизнь. Она чахнет без ласки, без интересного общения, без знаков внимания.
Так что ухаживания хорошенького ученика упали на благодатную почву. И она поддалась. Как говорит сама героиня "мне захотелось совершить что-то неправильное, грязное".
Вот это-то и узнала Барбара. Точнее увидела - страстные руки на спине 15летнего оболтуса, и светлые волосы на уровне все тех же 15летних бедер.
Сначала Барбара, повинуясь долгу, собиралась рассказать об увиденном, но прежде - решила расспросить Шебу с пристрастием. Шеба сразу же раскололась и во всем призналась - к тому времени у них уже были приятельские отношения, и Шеба хорошо к ней относилась и доверяла. И умная, расчетливая и одинокая Барбара решила использовать эту ситуацию в свою пользу - молчать, и тем сделать Шебу своей подругой, но конечно при условии, что порочный роман прервется.
Так был сделан первый ход в этой долгой шахматной партии людьми.
Барбара начинает очень умело шантажировать Шебу, так умело, что каждый ее наезд только сближает Шебу с Барбарой, т.к. выглядит как дружеское одолжение, и забота.
Но случился прокол - малолетний любовник перевелся в другую школу, но тем не менее желания "засадить" своей училке не оставил. Он появился опять, и она опять не смогла устоять.
Но и тут всевидящая Барбара сумела заметить это, и использовать - она убеждает Шебу, что пацан, как все дети - жесток. Что он играет ею, и врет ей, разводя на секс. И что он бросит ее наигравшись. Шеба едет к нему и обнаруживает, что никакой он не несчастный забитый мальчик, что его семья любит его, у него своя комната, и все что он ей наплел про больную мать, и тирана-отца - это обычная мужская ложь, направленная на то, чтобы смягчить ее сердце.
Так был сделан второй ход.
Барбара ликовал - Шеба отвернулась от своего малолетнего обожателя, и теперь казалось бы всецело доверяла Барбаре. Но той показалось мало - она задумала разлучить Шебу с семьей, и она делает третий ход - "случайно" выдает информацию о незаконном романе между Шебой и подростком одному из учителей, учитель - повинуясь долгу - начинает разбирательство, дело становится явным, к делу подключается пресса, к Шебе домой врывается разъяренная мать 15-летнего оболтуса, и только что не выцарапывает ей глаза, возле дома Шебы дежурит куча репортеров, с фотокамерами. Муж Шебы взбешен - во0первых она ему изменила, во вторых - изменила даже не с половозрелым мужиком, а с каким-то недомерком. Начинается судебное разбирательство, Шебе грозит тюрьма - за растление малолетних.
Вобщем Шеба просит Барбару разрешить ей пожить у нее.
Игра переходит в эндшпиль.
И все бы пошло так, как хотела Барбара. Время, замкнутое пространство квартиры, невозможность выйти из-за постоянного внимания прессы, невозможность вернуться в прежнюю жизнь, угроза тюрьмы, а с другой стороны - забота Барбары, ее советы, ее поддержка, ее участие, ее ... любовь. Все это рано или поздно привело бы Шебу в постель Барбары. Или Шеба сошла бы с ума - как случилось с прежней "подружкой" Барбары - тоже учительницей, которая получила психическое расстройство из-аз преследований Барбары, и суд вынес постановление запрещающее Барбаре приближаться к ней ближе чем на 500 метров...
Ловушка захлопнулась, дичь попалась.
И тут Барбару подводит ее педантичность, ее одиночество - она ведет дневник. Скурпулезно фиксирует все свои мысли, планы, все что она думает - день за днем, час за часом. И надо же такому случится, что Шеба натыкается на него.
И читает...
Занавес.
P.S. А концовку я вам все же не расскажу - нет нет. :)) Пусть это будет для вас сюрпризом если вы пойдете и все же посмотрите фильм. Я опускаю занавес чуть раньше, чем кончился сам фильм. :)) Что было в конце - мой маленький секрет. Мой - и тех, кто посмотрел фильм. ПРиятного просмотра. :)