«И станете вы притчей во языцех… ужасом и посмешищем среди народов Земли» (Дварим 28:37)
Рецензия на фильм «
Чучело».
Я смотрел фильм "Чучело" 50 раз.
Я знаю, как двигались пальцы рук юной героини, когда она, лысая, танцевала перед своими одноклассниками.
Я помню, что на ней была очень белая ночная рубашка, когда она вставала с кровати и выходила из комнаты в коридор. Мне было неприятно и одновременно приятно от того, как она неприветливо говорила с единственным своим другом ( Паша Санаев) в классе, - потому что она, 12-летняя, его не любила, а любила другого. Я помню, что маленькие дети бежали за Бессольцевым - старшим, и кричали ему : «Дедуфка, догони!», он пытался оторваться от погони, а женщины где-то за кадром, точнее, на его периферии говорили: «Любят Бессольцева ребятишки!».
Я помню прорывающуюся сквозь суровую и великую музыку Софьи Губайдуллиной, мелодию «Битлз», которую я нигде потом не мог найти, -и которая звучала перед тем как начали жечь чучело Чучела. Все реплики и интонации героев фильма, я естественно, помнил (и думаю, до сих пор помню) наизусть. И все-таки посмотрев его столько раз тогда в 1984-85 году, я не понял ( лишь смутно чувствовал) о чем этот фильм. А понял я, только уехав в Израиль. J Вдруг до меня дошло, - куда вместе с небогатым скарбом уезжала в конце фильма на пароходе из города ( его роль в фильме играет г. Калинин) под звуки военного оркестра эта маленькая необычная семья: дедушка и его сложная, умеющая по- взрослому неистово любить другого человека,- внучка.
Я и встречал здесь, в Израиле, таких вот Лен Бессольцевых, которых выгнали, вытравили и выдавили из других городов и стран, и которые нигде кроме Израиля больше не смогли бы жить: их бы рано или поздно нашли и затравили. А здесь, в этой стране, они чувствовали себя как дома. Я здесь увидел вечно юный, прекрасный и смешной целый народ- чучело, спящий всегда в очень белой ночной рубашке, умеющий молчать, любить и прощать, и очень- очень красиво танцующий отчаянный танец рок-н-ролл перед своими маленькими тупыми врагами.
Судьба главной героини фильма, - нет не Леночки Бессольцевой, а Кристины Орбакайте,- с моей точки зрения, после «Чучела» сложилась драматично. Девочка постепенно стала хорошей певицей и замечательной матерью,- вместо того, чтобы стать величайшей актрисой российского кино 20-21 века, Верой Холодной, Матой Хари, Великой Немой (я имею в виду пение). Я отнюдь не слеп. Я видел и «Прекрасную малышку» Луи Малля, и обеих «Лолит» 1962 и 1992 годов, с очень красивыми и одаренными сверстницами Кристины Орбакайте в главных ролях (о’кей, плюс 2 года: обоим «Лолитам в момент съемок ударило 14, а Кристине к началу съемок было всего 11, 5 лет). Что я могу сказать,- Кристина Орбакайте сыграла свою роль много лучше. Лучше это даже не то слово. Она сыграла свою роль изумительно запредельно и отчаянно. Как бросаются в полынью. Как играют в фильмах Германа. И ей удалось преобразить фильм, освятить его собой. И это стало глубочайшим потрясением и откровением для миллионов кинозрителей в СССР, многие из которых даже и не знали, что можно так любить другого человека, который, быть может этого и не достоин. И что можно при этом быть не идиотом, а героем.
И эта нравственная и эстетическая встряска,- я теперь подозреваю,- в значительной степени повлияла на судьбу совсем уже было осоловевшей страны.
Что ж, такое бывает: совсем юный человек приходит в этот мир (мир кино) ради одной великой, огромной роли. Затем он живет, и даже много и радостно снимается, но Б-г, как говорится, более не делает его персонажем ТАНАХа. Свою миссию в этом мире (мире кино) он выполнил… И все равно очень жалко не сбывшейся невероятной киносудьбы этой ( на одно вечное мгновение «Чучела»- гениальной) девочки, обещавшей стать великой актрисой, но по легкомыслию счастливой молодости позабывшей выполнить это свое обещание. Хотя ей, повторю, было бы нетрудно сделать нам такое одолжение. Извини , Кристина, как говорится, ничего личного. :-P И даже это типа, запоздавшая благодарность.
Правда, что режиссер Ролан Быков в полной мере выстрадал эту роль.(Прочтя книгу «Чучело» Владимира Железникова режиссер так расчувствовался, что сгоряча запустил книгой в потолок!)
Правда, что именно ему принадлежит заслуга нахождения, а точнее, «вычисления» среди почти 11 тысяч потенциальных исполнительниц главной роли - именно ее,- Кристины, дочери певицы и акробата.
Но эта правда так и останется вместе с тенью моего любимого актера и прекрасного режиссера Ролана Быкова. О заэкранных усилиях отца фильма мы можем только догадываться, видим же мы непосредственно результат: гениальную игру 11-12-летней Кристины Орбакайте, ничего подобного которой советское ( да и российское) кино ,- по крайней мере в этой возрастной категории,- до сих по не знало.
Меня до сих пор,- хотя прошло уже более 20 лет!- бесит редакционная реакция журнала «Советское кино», в год выхода фильма отказавшего Кристине в звании Лучшей актрисы 1984 года- несмотря на огромный. как они сами идиотически признали, поток писем (среди которого было, конечно, и мое) требующих этого. В статье посвященной итогам конкурса, журнал написал, что звание лучшей актрисы года Кристине Орбакайте решено не присуждать. И вот почему: « …Кристина, все же, пока еще не актриса, а школьница». Ну, не уроды?
До сих пор помню отрицательную рецензию критика Ю. Богомолова на фильм «Чучело»,- и не могу ни забыть ему этого, ни простить. И неизменно пропускаю все рецензии данного кинокритика, попадающиеся мне на глаза. Из чего видно, что моя реакция на отношение к фильму «Чучело» переходит все границы, и вплотную приближается к неадекватной реакции этой законченной психопатки Маргариты на хулителей романа ее Мастера.
А это что-то да говорит и о фильме и об исполнительнице главной роли...