Чучело… Чу, человек…. Чучело-век….

Jul 31, 2007 07:36


 «И станете вы притчей во языцех… ужасом и посмешищем среди народов Земли» (Дварим 28:37)

Рецензия на фильм «Чучело».

Я смотрел фильм "Чучело"  50 раз.


Я знаю,  как двигались пальцы рук юной героини, когда она, лысая,  танцевала перед своими одноклассниками.

Я помню,  что на ней была очень белая ночная рубашка,  когда она вставала с кровати и выходила из комнаты в коридор. Мне было неприятно и одновременно приятно от того, как она  неприветливо говорила с единственным своим другом (  Паша Санаев) в классе, - потому что она, 12-летняя,  его не любила, а любила другого. Я помню,  что маленькие  дети бежали за  Бессольцевым - старшим,  и кричали ему : «Дедуфка, догони!», он пытался оторваться от погони, а женщины где-то  за кадром, точнее, на его периферии говорили: «Любят Бессольцева ребятишки!».

Я помню прорывающуюся сквозь суровую и великую музыку Софьи Губайдуллиной,  мелодию «Битлз»,  которую я нигде потом не мог найти, -и которая звучала  перед тем  как начали жечь чучело Чучела. Все реплики и интонации героев фильма, я естественно, помнил (и думаю, до сих пор помню) наизусть.  И все-таки посмотрев его столько раз  тогда  в 1984-85 году,  я не понял ( лишь смутно чувствовал) о чем этот фильм. А понял я,  только уехав  в  Израиль. J  Вдруг до меня дошло, -  куда вместе с небогатым скарбом уезжала в конце фильма на пароходе из города ( его роль в фильме играет г. Калинин)  под звуки военного оркестра  эта маленькая необычная семья:  дедушка и его сложная,  умеющая по- взрослому неистово любить другого человека,- внучка.


Я и встречал здесь, в Израиле,  таких вот Лен Бессольцевых, которых выгнали, вытравили и выдавили из других  городов и стран, и  которые нигде кроме Израиля больше не смогли бы жить: их бы рано или поздно  нашли и затравили.  А  здесь, в этой стране, они чувствовали себя как дома.  Я здесь увидел вечно юный,  прекрасный и смешной целый народ- чучело,  спящий всегда в очень белой ночной рубашке, умеющий молчать, любить и прощать, и очень- очень красиво танцующий отчаянный танец рок-н-ролл перед своими маленькими тупыми  врагами.

Судьба главной героини фильма, - нет не Леночки Бессольцевой, а Кристины Орбакайте,- с моей точки зрения, после «Чучела» сложилась драматично. Девочка постепенно стала хорошей певицей и замечательной матерью,- вместо того, чтобы стать величайшей актрисой российского  кино 20-21 века, Верой Холодной, Матой Хари,  Великой Немой (я имею в виду пение). Я отнюдь не слеп. Я видел и «Прекрасную малышку» Луи Малля, и обеих  «Лолит» 1962 и 1992 годов, с очень красивыми и одаренными сверстницами Кристины Орбакайте в главных ролях (о’кей, плюс 2 года: обоим «Лолитам в момент съемок ударило 14, а Кристине к началу съемок было всего 11, 5 лет).  Что я могу сказать,- Кристина Орбакайте сыграла свою роль много лучше. Лучше  это даже не то слово. Она сыграла свою роль изумительно запредельно и отчаянно. Как бросаются в полынью. Как играют в фильмах Германа. И ей удалось преобразить фильм, освятить его собой. И это стало глубочайшим потрясением и откровением для миллионов кинозрителей в СССР, многие из которых даже и не знали,  что можно так любить другого человека, который, быть может этого и не достоин. И что можно при этом быть не идиотом,  а героем. 
 
 И эта нравственная и эстетическая встряска,- я теперь подозреваю,- в значительной степени повлияла на судьбу  совсем уже  было осоловевшей  страны.

Что ж,  такое бывает: совсем юный человек приходит в этот мир (мир кино)  ради одной великой, огромной  роли. Затем он живет, и даже много и радостно снимается, но Б-г, как говорится,  более не делает его персонажем ТАНАХа.  Свою миссию в этом мире (мире кино) он выполнил… И все равно очень жалко не сбывшейся невероятной киносудьбы этой ( на одно   вечное мгновение «Чучела»- гениальной) девочки,  обещавшей стать великой актрисой, но по легкомыслию счастливой молодости  позабывшей выполнить это свое обещание. Хотя ей, повторю,  было бы нетрудно сделать нам такое одолжение.  Извини , Кристина, как говорится, ничего личного.  :-P  И даже это типа,  запоздавшая благодарность.

Правда, что режиссер Ролан Быков в полной мере выстрадал эту роль.(Прочтя книгу «Чучело» Владимира Железникова режиссер так расчувствовался, что сгоряча запустил книгой в потолок!) 
   Правда,  что именно ему принадлежит заслуга нахождения, а точнее,  «вычисления» среди почти 11 тысяч потенциальных исполнительниц главной роли - именно ее,-  Кристины, дочери певицы и акробата.     
    Но эта правда так и останется вместе с тенью моего любимого актера и прекрасного режиссера  Ролана Быкова. О  заэкранных усилиях отца фильма мы можем только догадываться,  видим же мы непосредственно результат: гениальную игру 11-12-летней  Кристины Орбакайте, ничего подобного которой советское ( да и российское)  кино ,- по крайней мере в этой возрастной категории,- до сих по не знало.

Меня до сих пор,- хотя прошло уже более 20 лет!-  бесит редакционная реакция журнала «Советское кино»,  в год выхода фильма отказавшего Кристине в  звании Лучшей актрисы 1984 года- несмотря на огромный. как они сами идиотически признали,  поток писем (среди которого было, конечно, и мое) требующих этого. В статье посвященной итогам конкурса, журнал написал, что  звание лучшей актрисы года Кристине Орбакайте решено не присуждать. И вот почему: « …Кристина, все же, пока еще не актриса, а школьница». Ну, не уроды?

До сих пор помню отрицательную рецензию критика Ю. Богомолова на фильм «Чучело»,- и не могу ни забыть ему этого, ни простить. И неизменно пропускаю все рецензии данного кинокритика, попадающиеся мне на глаза.  Из чего видно,  что моя реакция на отношение к фильму «Чучело» переходит все границы,  и вплотную приближается к неадекватной реакции этой законченной психопатки Маргариты на хулителей  романа  ее  Мастера.

А это что-то да говорит и о фильме и об исполнительнице главной роли...

Previous post Next post
Up