May 14, 2008 17:48
Практически во всех произведениях существуют второстепенные герои, роль которых ограничивается несколькими словами и действиями, совершив которые они преспокойно удаляются в небытие, туда, откуда и пришли.
Автор пользуется ими, как вспомогательными одноразовыми приборами, чтобы придать картине некую округлость, сточить все углы и неровности.
Например, существует Гамлет, Офелия, Полоний, Клавдий.
Но есть так же Вольтиманд, Корнелий, Озрик, Розенкранц и Гильденштерн.
Никто не задумывается, какую же жизнь ведут эти второсортные герои, предполагая, вполне справедливо, что жизни у них вообще нет, кроме нескольких слов и жестов, связанных с главными персонажами.
Том Стоппард дал им жизнь, вдохнул в их тела душу, характер, разум, сердце. Гильденштерн и Розенкранц становятся главными героями его фильма. Трагедия Гамлета происходит где-то на заднем плане. До нас доходят лишь ее отголоски. В центре событий - два потерянных во времени друга, не понимающих кто они такие на самом деле.
Они осознают свою оторванность от мира, свою эфемерность. Мало того, что они не знают, кого из них зовут Гильденштерн, а кого Розенкранц, они ничего не помнят из прошлого, кроме того, что их вызвали к королю, но зачем? Очень, очень сложно быть второстепенным персонажем!
Прекрасная игра Гэри Олдмэна и Тима Рота, их диалоги, полные бессмысленной риторики, и глубоких размышлений предают всей картине своеобразный абсурд, который в той, или иной мере присутствует и в шекспировском оригинале.
Главный приз МКФ в Венеции в 1990 году.