в России знаменитый американский журналист Хантер С. Томпсон известен прежде всего по фильму "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" (1998) Т. Гиллиама. лысый очкастый тощий наркоман с пишущей машинкой и его жирный адвокат - этакий наркотический Монти Пайтон, восторженно схаваный киноманами в конце 90-х. так большинство и воспринимает Томпсона - передвигающийся словно участник группы "Мэднесс" фрик, обстебывающий все, что попадется ему на глаза, под руку, под ноги.
но даже тем кто читал "Ангелы ада", "Поколение свиней", биографические заметки самого Томпсона и его художника Ральфа Стэдмена, фильм Гибни (в российском прокате - "Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона") расскажет про Доктора Гонзо много нового. Гибни - известный американский документалист, сотрудничавший со Скорсезе, обладатель "Оскара" и исследователь темных сторон американской общественной жизни. он пригласил в свой фильм не только близких Томпсону людей - его первую и вторую жену, сына, Стэдмана, Деппа, но и таких известных деятелей 70-х годов как писатель Том Вулф, издатель "Роллинг Стоун" Ян Веннер, бывший президент США Джимми Картер, политики Гэри Харт и Джордж Макговерн, байкер Сонни Баргер.
сравнивая Томпсона с Марком Твеном, основатель новой журналистики Вулф зачисляет Томпсона в ряд крупнейших американских сатириков. и, таким образом, главным в его творчестве является вовсе не описание наркотических трипов, а осмысление современного Томпсону американского общества.
начал он эту свою деятельность с книги-репортажа о группировке байкеров "Ангелы ада." конечно, сравнение выхлопной трубы мотоцикла с огнедышащим анусом сразу же напоминает нам, что язык американских книг после пришествия Керуака, Гинсберга и Берроуза будет гораздо экспрессивнее и необычнее, а битническая тема дороги, путешествия никогда не уйдет и из творчества Томпсона. но сам Томпсон, перепечатывавший для изучения структуры книги Хэмингуэя и Фицжеральда, все-таки остается писателем-журналистом, идущим не вглубь себя, а в толпу, на улицы, на поиски Американской Мечты. этот термин, произошел из трактата Джеймса Адамса "Эпика Америки" (1931), в котором упоминалась "американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает".
в 1965 году Томпсон, журналист-фрилансер, получает задание от издательства "Рэндом Хаус" написать о Смерти Американской Мечты. байкерская тема была к тому моменту крайне раскрученной и отображенной не в одном фильме. злые грязные парни в коже и цепях наводили шороху на придорожные забегаловки, автозаправки и провинциальные городки. в фильмах они выставлялись в основном хулиганами, алкоголиками и тунеядцами. Томпсон, уроженец Юга и выходец из малообеспеченной семьи, сумел вписаться в самую знаменитую мотобанду и рассказал о байкерах прежде всего как о людях без будущего, живущих одним днем. темой книги стали бесконечная дорога и жизненный тупик, да что там - клаустрофобический бунт представителей социальных низов. в принесших ему славу "Ангелах ада" проявились и внимание Томпсона к сочным деталям, и к человеческим характерам, и прежде всего панорамный обзор американский жизни. так простой репортер стал одним из столпов новой журналистики, летописцем 70-х, социологом и психоаналитиком.
вторжение Томпсона в политическую жизнь происходит в 1970 году. в 1968 он побывал на съезде Демократической партии в Чикаго. именно эта партия ассоциировалась у американцев с войной во Вьетнаме и во время съезда начали происходить протестные демонстрации молодежи и левых радикалов. мэр Чикаго, демократ Ричард Дэли, дал приказ полиции действовать с максимальной жестокостью и Томпсон получил дубинками от чикагской полиции не хуже чем от избивших его байкеров.
Томпсон принимает решение баллотироваться на пост шерифа городка Аспен. программа Томпсона максимально радикальна - улицы превратим в бульвары, наркоторговлю поставим под контроль качества, защитим провинциальный городок от вторжения экскаваторов годзилл капитала. сам Томпсон отмечает в "Царстве страха", что он переборщил с эксцентричностью и несерьёзностью на этих выборах. действительно - шериф, похожий то ли на готовящегося к самосожжению бритого налысо буддистского монаха, а в чём-то и на агрессивного полковника Куртца, не был нужен в Аспене, идущем по "среднему демократическому пути". то есть по пути, на котором Америка могла повернуть и к Вудстоку, а могла и к войне во Вьетнаме.
антикоммунистическая паранойя захлестывала Америку и в 70-е. от журнала "Роллинг Стоун" уже суперзвезда и романист Хантер С. Томпсон принимает как обозреватель участие в выборах президента США 1972 года, где основным противником Ричарда Милхауза Никсона становиться идеалист и радикал Джордж МакГоверн. именно он, а не Хьюберт Хэмфри, противостоявший Никсону в 1968, стал для Томпсона образцом американского политика. Томпсон даже запускает смешной слух про употребление наркотика "ибоген" другим кандидатом от демократов сенатором Эдмундом Маски. в фильме Гибни мы видим Маски злобно трясущимся перед избирателями, словно заколдованным бразильскими вуду-колдунами. по следам этой кампании выходит книга "Fear and Loathing: On the Campaign Trail '72" (1973)
участие Томпсона в выборах в Аспене, также как и участие МакГоверна в президентских выборах - было первым звоночком, пусть и закончившемся поражением, прогнившему американскому обществу, отправившему своих парней воевать во Вьетнам (около 50 000 погибших, 300 000 раненых).
за что? в 1971 году выходит самая знаменитая книга Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". она имеет подзаголовок "Дикое путешествие в сердце американской мечты". Томпсон попадает в Лас-Вегас случайно, как спортивный обозреватель, чей репортаж так и не был оплачен заказчиком. увиденное им рождает один из самых известных романов, а мечта журналиста стать настоящим писателем становиться явью. иллюстрации англичанина Стэдмена, придают этой параноидальной саге злость немецких экспрессионистов и очарование невозможного трип-репорта кэрроловской Алисы в городе гангстеров, гигантских неоновых витрин и неумолкающих игральных автоматов. Сердце Американской Мечты превращается в такую же непролазную и тошнотворно слащавую грязь под ногами, как и Упадочное и Порочное Кентуккийское Дерби, породившее гонзо-журналистику, когда авторы начинают блевать вместе с персонажами.
в вырезанных эпизодах "Апокалипсиса сегодня" (1979) мы видим облепленных грязью, полуголых, несчастных и немытых звезд "Плейбоя", за пару бочек мазута, отданных импрессарио американским солдатам. задолго до Копполы Томпсон увидел в Лас-Вегасе эти кошмарные психоделические образы и его книга, опубликованная на страницах "Роллинг Стоун" стала настоящей бомбой.
и на пресс-конференцию кандидата от демократов Джимми Картера журналист Томпсон появляется как суперзвезда уровня астронавта Армстронга и музыканта Дилана. речь Картера, посвященная юриспруденции, где он приносит благодарности опять же Дилану, поражает Томпсона. конечно, позже он отбрехивался, называя Картера карточным шулером, но его статья об этой пресс-конференции, вышедшая в "Роллинг Стоун", думается забила тот самый решающий камушек под основание победы кандидата от демократов. вот так, чуваки, этот пропитанный бурбоном "Wild Turkey" и кокаином фрик оказался делателем королей. и о блаженный "Роллинг Стоун"! ведь куда еще прийти с компроматом на ФБР маленькой героине "Воспламеняющей взглядом", как в не посоветанную ей волосатым и бородатым библиотекарем редакцию андеграундного журнала!
впрочем Гибни не впадает в панегирик - мы видим и усугубляющиеся проблемы Томпсона с алгоколем и наркотиками, и распад его семейной жизни. а чего стоит легендарный проёб самого известного в истории бокса мачта Мухаммед Али - Джордж Форман, когда Томпсон вместо того, чтобы писать о сенсационной победе, том самом "Громе в джунглях", в полувменяемом состоянии плавал в бассейне отеля в Киншасе.
мы увидим и постаревшего, с разрушенным здоровьем Томпсона, снятого на любительскую видеокамеру его женой. и незабываемые похороны, превращенные в арт-хэппининг. но никто, НИКОГДА уже не отнимет у него звание американского журналиста №1, золотой бензопилы американской журналистики. и даже когда Том Вулф, потея от усердия в белом плантаторском костюме, напишет полюбившуюся Джорджу Бушу-мл. книгу, вся романистика и сборники статей Томпсона будут бить американского президента по башке и жалить ему задницу. и даже прожженый бизнесмен Вернер неподдельно всплакнет перед камерой.
никогда в российской журналистике не было и не будет такого свирепого и честного пера. обслуживайте и сосите у единороcсов, да хоть у хипстеров. "Страх и отвращение в Москве"? "Корпоративы на Рублевке упадочны и порочны"? "Поколение свиней"? ХУЮШКИ ВАМ ВСЕМ!!! ЧТО????!!! НЕМНОГО МЕСКАЛИНА????!!!!
http://ru.wikipedia.org/wiki/Томпсон_Хантер