Асса / разбор

Jan 05, 2011 18:59



Асса - это главный фильм русского рока, снятый на пике его развития. Фильм срывает покровы с образа жизни настоящих неформалов, давая прочувствовать что значит идти против течения до конца, до предела. Кто не смотрел Ассу - тот не знает истинной глубинной сути той музыки.

Вылетев из объектива камеры Сергея Соловьева, фильм попал в самую сердцевину эпохи, навеки пригвоздив к памяти ту ни с чем не сравнимую растворенную в воздухе лирику.

Потрясающей красоты пейзажи, изысканный звук, высокий образ светлого и чистого душой музыканта на фоне мощнейшей концентрации символов конца 80-х.





Так как главный композитор фильма - Борис Гребенщиков больше всего музыки тырил у Дэвида Боуи, то и на главную роль решили подобрать человека внешне на него похожего. Справедливости ради надо отметить, что Боуи сам частенько тырил музыку, и к тому же наши умельцы играть как на западе не особо умели, поэтому звучало всё это всё-равно немного иначе.

Уши конечно слишком оттопырены, надо было это как-то нивелировать.



Странно, все знают что режиссер картины - Сергей Соловьев, а в титрах указан Виктор Трахтенберг.



Асса, это индийское кино на советский манер - персонажи влюбляются, дерутся и поют. Только наш фильм более хмурый, суровый, спокойный, но в то же время несравненно более глубокий.



Ялта в фильме сюрреалистична - завалена снег вместе с пляжами и пальмами -



Соловьев, это такой наш советский Стенли Кубрик.



В Книге Бытия - вопреки цитате Бананана, никакой "ассы" на самом деле нет.
Неужели священное рокерское слово в действительности просто выдумка?



Надо было Соловьеву найти аппарат с цифрой шесть, ведь далее Алика поёт - именно шесть её цифра, что, надо заметить, символизирует.



Симпатичная девушка смотрит на Бананана искоса, томно и призывно, всем своим видом давая понять,
что её можно брать, так сказать, голыми руками.



Другая девушка строит ему глазки и делает губами едва заметный воздушный поцелуй,
но Бананан не обращает на неё абсолютно никакого внимания.



Вместо того чтобы пойти и познакомиться с кем-нибудь из них и создать свое счастье на долгие годы,
он, как многие мужчины в подобной ситуации, делает необъяснимый с точки зрения логики поступок -
начинает на свою голову знакомиться с Аликой, которая смотрит на него как, простите, на говно,
всем видом давая понять, что он ей не пара.



Певец слов и игрец губами и руками на саксофоне негр Витя отчаянно кривляется перед публикой в ожидании прихода Бананана. Для этой роли черной краской покрасили Дмитрия Шумилова - музыканта группы «Вежливый отказ». Надо заметить, что как не крась его, все-равно видно что это наш русский бородатый мужик.



Майор Советских ВВС в исполнении Александра Баширова приглашает на танец девушку с самым большим декольте в зале.



Бананан использует язык жестов палубной авиации. Команда на взлет.



Взлет прошел удачно, зафиксирован отрыв от земли.



Двигатели на полную мощность.



Баширов подлетает к фонтану. Известный каскадер Александр Иншаков в роли штурмана.
Многочисленные зрители выражают спокойствие и уверенность в удачной посадке.



Посадка.



Одна из выдающихся актерских работ советского кино - проникновенный монолог Баширова в милиции.

Первый космонавт погиб! Гагарина нет! Я плакал. Я плакал, но я знал, что первым космонавтом я не хотел быть. Я не идиот!

image Click to view





Борясь с системой, рокеры того времени не понимали насколько благодатное это было время - можно было ничего не делать, целыми днями валять дурака, сочинять какую-нибудь замечательную дребедень, а за тебя обо всем думали люди из госаппарата. Сейчас, когда наконец пришла долгожданная свобода, уже так не поразвлекаешься.

На самом деле свобода была тогда - именно поэтому многие девушки ностальгируют по тем временам, мечтают быть на месте Алики и беззаботно слоняться туда-сюда в компании таких неотягощенных житейскими проблемами музыкантов.



Милая сердцу дребедень - пальма из фольги на пластинке, странный розовый чехол со звездами на лампе,



коллекция бабочек, мазня на стене, краски в углу, которыми по-видимому эта мазня рисовалась, communication tube. Откровенно говоря, сложно представить до какой степени маразма надо дойти, чтобы на полом серьезе таскать с собой красную трубу под видом некоего уникального прибора.



Персонаж Говорухина, конечно, гораздо более тонкий и интересный, и легко дал бы фору раздолбайскому Бананану, если бы не его криминальные дела. Прекрасно видно, что это человек очень умный, чувствующий, имеющий за плечами огромный культурный багаж. Надо сказать, что в жизни бандиты и убийцы такими уравновешенными и спокойными не бывают.



Существует довольно редкий плакат к фильму в стилистике конструктивизма, где смешные человечки бегают и пляшут. Надо было фон белоснежный поставить только, а то зимняя Ялта не очень чувствуется.



Сцена на корабле - тогдашние экспериментальные музыканты очень любили всякие свистелки и перделки - от трубы до перкуссий из кофейных банок

Одна из задач фильма - стёб над окружающей действительностью. Однако на стёбе далеко не уедешь - он всегда вторичен по отношению к тому что стебут. Во многом это причина затухания русского рока после развала СССР, рокеры не осознавали что они и система это единая связка, где каждый элемент взаимозависим. Исчезла система - исчезает и рок.



Мне кажется что есть некоторое провидение в том, что ни, например, Высоцкий, ни Цой не дожили до наших дней. Если мальчик Бананан стал таким (слева сверху), то во что бы могли превратиться они?



На заднем плане хорошо видно, что это пена, а не снег. Из пожарной машины банально налили.

В фильме все так представлено, что дескать Бананан такой хороший парень, просто жил своей жизнью, пел песни, смотрел цветные сны и мечтал об искусстве, за что и был убит. Так сказать суровая действительность погубила настоящий чистый талант, так как мир не может вынести человека невинного и по-настоящему прекрасного - библейский смысл подразумевается - проповедник новой эры был распят за любовь. Но на самом деле, извините, все немного не так. Надо признать, что он отбил чужую жену, пусть даже живущую в гражданском браке, а это нехорошо. Бананан хитрый такой - туда-сюда, песни, пляски, трубы, серьги, то, сё - охмурил девчонку, а потом мол - я ни при делах, оно само-собой так получилось. За что и получил перо под ребро. Это конечно ужасно, но все-таки надо было с самого начала понимать, что делаешь. Даже Пушкин, уж на что был бабник, но в Каменном госте показал, что издеваться над мужем и охмурять не то что жену, даже недавнюю вдову нехорошо.



В фильме показаны потрясающей красоты кадры зимней Ялты.



Снято очень тонко и красиво.



За популяризацию зимней Ялты, администрация города подарила Соловьеву квартиру.



Режиссер Сергей Соловьев так увлекся съемками, что даже женился на главной героине фильма.



Камера летает над городом под песню буддиста русского происхождения, математика и художника Бориса Гребенщикова. На первых сеансах фильма, в этом эпизоде зал вставал как при гимне Советского Союза и пел песню хором.



Сейчас уже не секрет, что песня «Город золотой» была тиснута Гребенщиковым целиком и полностью. Текст - у Анри Волохонского (как об этом пишет Зеэв Гейзель), а музыка - с лютневой пьесы Владимира Вавилова, изданной в 1972 году на пластинке фирмой «Мелодия», что однако, не отменяет заслуги мастерского, проникновенного и вдохновенного исполнения.



А Цой молодец - ни слова не поет о том что ждёт перемен социального строя или окружающей действительности. Цой умный парень, понимает, что как ни меняй окружающую действительность, толку никакого не будет. Менять надо что-то внутри.

Previous post Next post
Up