КИНЕМАТОГРАФИСТ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ТВОРЦА
«Парфюмер: История одного убийцы»
реж. - Том Тиквер
Жан-Батист Гренуй был рожден на задворках Парижа, где атмосферой и поступками людей правят самые зловонные запахи. Гренуй с младенческих лет чувствует их повсюду, коллекционируя в целую гармонию ароматов. Но проблемой гениального парфюмера является отсутствие собственного запаха. Вскоре ему приходит в голову гениальная идея: присвоить себе благоухания других людей. Гренуй одержим своей целью, для осуществления которой не поскупится никакими методами…
Между вымышленным парфюмером Жаном-Батистом Гренуем и немецким кинорежиссером Томом Тиквером есть нечто общее. Оба не являются яростными любителями диалогов, оба фанатично впитывают пары вдохновения, оба выражают через свои произведения нечто прекрасное, и оба владеют вниманием аудитории. Жан-Батист Гренуй несколько лет собирал компоненты для того, чтобы воплотить запах, внушающий любовь. Том Тиквер на протяжении десяти лет создавал кинопроизведения, заслуживая тем самым глубокую признательность. Между Гренуем и Тиквером есть одно значительное различие: индивидуальность. Французский парфюмер пытается найти и создать её, немецкий кинематографист воплощает собственным неподражаемым почерком увлекательные кинопроизведения. Гренуй хочет стать великим с помощью суррогатной особенности быть «не таким как все». Тиквер, будучи изначально «не таким как все», стал одним из самых выдающихся кинорежиссеров начала XXI века.
Принимаясь за экранизацию Патрика Зюскинда, перед режиссером первоначально стоит задача не превратить историю гениального парфюмера в пафосную историческую драму, опустив философский замысел и филологическую точность. Тикверу удалось снять «Историю одного убийцы» не сделав грубых фактических ошибок. Безусловно, отчаянные поклонники романа непременно найдут к чему придраться: киноверсия значительно сократила затворничество Гренуя, опустила фрагмент вентиляционной терапии маркиза Эспинасса, не показала всех экспериментов парфюмера. Зато с какой точностью Тиквер воссоздает на экране психологический портрет Гренуя! Он обуславливает каждый его поступок, объясняет способность выживать, описывает кинематографическим путем вдыхаемые ароматы своего героя. Являясь также очень неплохим композитором, режиссер дополняет его образ различными музыкальными тембрами, не останавливаясь на однотипных медитативных композициях, так свойственным историческим драмам. Подводя своего персонажа к главной цели - обретению власти над разумами, Тиквер сгущает краски, переходя из натуралистического в эстетическое. Кому важна предельно точная трактовка романа, когда экранный Гренуй наполняет 12 заветных сосудов необходимыми ему ароматами?
Кстати, об экранном Гренуе. Он не уродлив, не горбат, его лицо не покрыто крайне непривлекательными язвами. Он не хромает, не думает долго над словами, не сомневается в успешном осуществлении своих идей. Он по-кинематографически даже обаятелен, как и все герои фильмов Тиквера, будь то глуповатый гангстер Манни из «Беги, Лола, беги» или плачущий Бодо из «Принцессы и война». Рыжеволосые хрупкие девушки в экранном воплощении ничуть не хуже своих литературных прототипов - и Лаура, и Девушка со сливами выглядят именно так, как Зюскинд описывает их на страницах романа. Молодые и еще мало известные актеры подобраны старым способом - по принципу точного погружения в атмосферу фильма. Настолько полного погружения, чтобы шлейф звездных ролей не тянулся за ними сквозь авторское произведение Тиквера. Дастин Хоффман и Алан Рикман, единственные широко известные актеры представленные в картине, не мешают своей статностью выписывать режиссеру своё собственное произведение. «Парфюмер» - это не актёрское кино. Это режиссерский фильм, о существовании которого напрочь забыли многие американские студии, ориентируясь на «систему звезд».
Если говорить о той самой индивидуальности Тиквера: о его манере и авторском почерке, можно вспомнить его прошлые картины в контексте «Парфюмера». Гармония музыки и движений; то замедленный, то крайне динамичный монтаж; крупные и сверхкрупные планы; подробная и даже детальная съемка натуры; колоссальные временные паузы в диалогах героев - именно таким образом сняты все кинофильмы Тиквера, от короткометражного «Разговора» и трагической «Зимней спячки» до живописного «Рая» и снова короткометражной «Правды». «Парфюмер» - еще одна авторская работа немецкого режиссера. Снятая так, что ни один ремесленник не сможет повторить ее.
Гренуй коллекционировал запахи. Применяя их, он добивался власти и неистовой любви. Он заставил людей превратиться в экстатическую массу тел, задыхающуюся в эйфории.
Тиквер снимал кино про Гренуя, используя колоссальный творческий потенциал. Став режиссером, сценаристом, музыкантом и художником этой картины, он заставил людей, пришедших в кинозал, сразиться со всплесками собственных эмоций. Экстатически. До эйфории?