После начала Второй мировой войны Брест и расположенную в нем крепость обороняли поляки, отбивавшиеся от танков Гудериана. Было это в середине сентября 1939 г. Гарнизоном тогда руководил генерал Константин Плисовский - он умело организовал оборону крепости, и взять её легко немцам не удалось.
Три дня гарнизон отражал одну атаку немцев за другой. Погибла почти половина защитников крепости, когда Плисовский отдал приказ к отходу. В крепости остались добровольцы во главе с командиром маршевого батальона капитаном Вацлавом Радзишевским. Они прикрывали отход основных сил. На предложение немцев сдаться поляки ответили отказом и продолжали отчаянное сопротивление. Крепость обстреливали из тяжелых орудий.
22 сентября в Брест вошли советские войска - 29 танковая бригада РККА во главе с комбригом Кривошеиным. Вечером после артподготовки на штурм пошли красноармейцы. Защитники форта Граф Берг сумели подбить из единственной оставшейся у них пушки советский бронеавтомобиль и отбили три атаки. После этого попытки подавить сопротивление противника части комбрига Кривошеина предприняли 24 и 25 сентября - и снова неудачно. Поляки отказались сдаваться и продолжали отбивать атаки вплоть до ночи 27 сентября, когда в дело внось вступила тяжелая артиллерия.
Поляки приняли решение пробиваться из окружения, и Радзишевский отдал приказ оставшимся в живых уходить из крепости. Сам Радзишевский попытался добраться до своей семьи в Кобрин, но был арестован НКВД и пропал без вести. Части комбрига Кривошеина продолжили преследование частей генерала Плисовского, который позже попал в советский плен и был расстрелян в 1940 году в Харькове. Так закончилась первая история обороны Брестской крепости.
Про вторую историю обороны крепости известный тележурналист Алексей Пивоваров и режиссер Сергей Иванов снимают теперь свой новый документально-художественный фильм под названием «Брест. Крепостные герои».
22 сентября 1939 года Брестская крепость из польской стала советской. Немцы
торжественно передали её частям комбрига Кривошеина.К июню 1941 г. советский гарнизон Брестской крепости насчитывал около 8000 человек - это были стрелковые, артиллерийские части, подразделения пограничников, инженерный батальон и часть батальона войск НКВД. Эти части и приняли на себя первый удар немцев ранним утром 22-го июня 1941 г. По плану крепость должна была быть взята к двенадцати часам того же дня. Несмотря на тяжелые потери и превосходство противника в живой силе и технике организованное сопротивление защитников Брестской крепости продолжалось еще неделю - до 30-го июня, когда фашисты после непрерывного двухдневного штурма овладели штабом Цитадели и взяли в плен людей, которые командовали обороной - капитана Ивана Зубачева и полкового комиссара Ефима Фомина (он был выдан одним из пленных и немедленно расстрелян). После этого в крепости продолжалось сопротивление нескольких отдельных отрядов, не связанных друг с другом. Бойцы сражались до последнего патрона и
погибали с оружием в руках. Очевидцы из числа местных жителей свидетельствовали, что стрельба в крепости была слышна еще в августе 1941-го.
О подвиге защитников крепости начали говорить только в конце 40-х годов. В 1951-м году известный художник-баталист Петр Кривоногов написал картину
«Защитники Брестской крепости». Однако, достоверных сведений об обороне крепости почти не было, и это событие осталось бы в ряду других многочисленных эпизодов сражений первых дней войны, если бы к разработке этой темы не приступил писатель и историк Сергей Смирнов. Он разыскал свидетелей обороны, оставшихся в живых участников, собрал большое количество документальных материалов и в 1957 г. написал повесть «Брестская крепость», которая получила потом Ленинскую премию. С этого времени Брестская крепость стала одним из символов Отечественной войны 1941-45 гг.
Алексей Пивоваров собрал очень интересный материал для своего фильма. Я прочитал сценарий за один присест, трудно было оторваться. В тексте есть много уникального материала - свидетельства людей, которые обороняли крепость, рассказы об их непростых судьбах, о том, что пришлось перенести оставшимся в живых и попавшим в плен защитникам Брестской крепости. Уверен, что фильм получится очень интересным, с нетерпением буду ждать премьеры.
А пока покажу съемочный процесс фильма,
каким я его увидел.
Я уже
рассказывал, как Пивоваров с Ивановым снимают свои фильмы для телевидения - это настоящий процесс киносъемки со всеми её аттрибутами, начиная с хлопушки и заканчивая большими кранами с летающими на них камерами. Так было и в этот раз - в одном из кинопавильонов, расположенных на территории ЗИЛа, выстроены декорации крепостных сооружений, установлен большой кран с камерой, освещение. В тот день снимали большую сцену с массовкой и каскадерами - штыковую атаку «лоб в лоб» защитников крепости и немцев.
В съемках принимали участие т.н. «реконструкторы» - участники военно-исторических обществ и клубов. Это те самые ребята, которые осенью «воюют» под Бородино.
Пока шла подготовка к началу съемки, загримированные и одетые в форму реконструкторы устраивали свои «фотосессии», пользуясь моментом и декорациями фильма.
По идее режиссера «артисты» в фильме неподвижны, а двигается камера и ведущий. К этому времени все свои стендапы Алексей уже записал и осталась только одна эта большая сцена боя у крепости, которая отдаленно напоминает по сюжету ту самую картину Петра Кривоногова, о которой я написал выше. Нужно было выстроить сложную композицию из бойцов, над которой потом будет парить камера. В центре сцены - воронка от разорвавшегося снаряда, от которой в разные стороны разлетаются люди. Несколько каскадеров для этого подвесили на тросах - потом эти тросы замажут во время производства, добавят сюда спецэффектов, вроде летящих, как в «Матрице», следов от пуль.
Вот так делают подвеску каскадера и его винтовки. Самое трудное, добиться, чтобы человек висел неподвижно, не раскачивался.
Фильм снимают на модную теперь цифровую профессиональную кинокамеру
RED ONE. Это такой серьезный аппарат с большими возможностями и перспективами.
Режиссер фильма Сергей Иванов расставляет актеров на площадке.
Автор фильма Алексей Пивоваров читает комментарии к
моей первой записи о съемке фильма.
Кто-то из «немцев» поранил палец, и ассистент оказывает ему первую помощь.
Еще один «подвешенный».
Гример за работой.
Как обычно, на рабочем мониторе отслеживают картинку с камеры. В белой майке на ближнем плане - главный оператор фильма Владимир Каптур. Тот, который снимал фильм про Ржев.
Общий план стороны красноармейцев. Бойца, который висит сверху, потом переоденут в более аутентичную форму - пробитую осколком и «окровавленную» гимнастерку. От него начнет свой полет камера на кране.
Расстановка на «немецкой» стороне.
Непростая задача у каскадера - провисеть вот так совершенно неподвижно несколько минут.
И в заключение, как обычно, видеоиллюстрация (в айфон-качестве)
Click to view
Фотографии и видео: © drugoi