Как-то так получилось, что в самом ближайшем для себя аэропорту я не был больше двух лет. В 2009-м во Внуково я садился, а потом в конце того же года встречал людей с Дальнего Востока. Аэропорт тогда казался маленьким и глуховатым в сравнении с DME и SVO, в которых доводилось бывать регулярно. Маленькие терминалы, много небольших воздушных судов. Правда ремонтные и строительные работы уже тогда бросались в глаза. Проезжая на машине по Боровскому был виден каркас нового терминала. И вот на тебе! Пока Домодедово и Шереметьево агрессивно конкурировали, расширяли разными и неравномерными темпами терминальные площади, спорили о целесообразности третьих полос в каждом из них, Внуково фактически отстроилось заново. Я не очень верил заверениям руководства аэропорта о скором превращении их детища в крупный транспортный узел с массой конкурентных преимуществ, а теперь такая перспектива видна невооруженным глазом.
Больше всего интриговал расхваленный везде и всюду терминал А. Снимки и параметры его впечатляли. Желание увидеть всё своими глазами заставило нас с Виталиком Ковалем в мартовское воскресенье оторвать зад от стула, сесть на 43-й автобус и съездить удовлетворить любопытство. Не было цели делать какой-то серьезный репортаж, хотелось просто взглянуть и оценить.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Размеры и внешний облик нового терминала впечатляют уже на подъезде к аэропорту. Полукруглый фасад, металл и стекло! Привокзальная площадь осталась как и прежде очень аккуратной. Даже достраивающиеся паркинги и гостиница не портят впечатления всякими отходами строительства. Очень гармонично вписывается новая эстакада. И везде пока еще практически пусто.
Постояв минут 15 у северного торца терминала А сняли на взлете три "бобика": 737-800 и два пузатых пятисотых. На этом утренняя внуковская волна закончилась.
Подробная схема терминала есть на сайте аэропорта Всего 5 уровней. Мы с Виталиком зашли с уровня земли и поднялись в зал вылета (2 этаж, а по факту 4-й уровень). Да уж... Никогда не думал, что "внучка" может ассоциироваться с таким объемом и простором. Огромная площадь, куча стоек регистрации, эскалаторы, лифты, торговые точки, офисы компаний, маникюр и прочее и прочее. Стеклянные стены и крыша пропускают огромное количество естественного света, что делает пребывание в здании очень комфортным. Единственное, от чего возникает "когнитивный диссонанс" - это опять таки пустота в таком огромном объеме. И народу мало, и далеко не все точки-офисы открыты, хотя таковых в аэровокзале очень много. Стоек регистрации работают всего несколько. Но это объяснимо. Еще далеко не все рейсы переведены в новый терминал. Еще 100 тыс квадратных метров из 275 предстоит запустить в эксплуатацию. Плюс ко всему аэропорт потерял последний год почти 1,5 миллиона пассажиров из-за реконструкции и "гибели" подряд нескольких авиакомпаний. Но теперь подъем на новый уровень неминуем.
Прогулявшись, осмотревшись, пошли с Виталиком в "Му-Му", что на пятом уровне терминала и знатно отобедали прям под стеклянной крышей. А ведь мы оценили объем только общей зоны: прилета, регистрации и т.п. Самые же огромные площади расположены в зоне стерильной - вот этот большой каплеобразный пирс телетрапами. Соотношение его и всех остальных площадей хорошо видно на гугл-карте. Правда снимок староват, северный перрон сейчас уже работает. Но воочию всё видно. Надо наконец то купить билет и слетать отсюда :)
Посмотреть на Яндекс.Фотках Выйдя на улицу оглядели еще раз терминал, достраивающуюся гостиницу, эстакаду, новый большой грузовой комплекс, еще раз порадовались масштабу и аккуратности самого старого, а теперь и самого нового аэропорта Москвы, сели в 43-й и вернулись в Одинцово.
Итак, если суммировать всю информацию из сети, в том числе из многочисленных интервью Виталия Ванцева, плюс из ответов в Твиттере, с тем, что мы увидели и продолжаем видеть, то имеем следующие вехи развития порта и инфраструктуры вокруг него:
1. Реконструированная ВПП-2 (1/19). 3 км длиной и 60 м шириной.
2. Реконструированная крестовина ВПП-1 и ВПП-2, проведенная без остановки аэропорта.
3. Новый пятиуровневый терминал А площадью 275 тысяч кв. метров, с подземными выходом к станции аэроэкспресса.
4. Новый грузовой комплекс.
5. Несколько многоуровневых паркингов
6. Новая эстакада на привокзальной площади с выходном на киевку, Боровское и минку.
7. Новый терминал Внуково-2 и насколько мне известно реконструкция Внуково-3. Про последнее подробностей не знаю, однако третье Внуково не первый год - один из лучших аэропортов бизнес-авиации в Европе.
8. Начало полетов Трансаэро на B-737, перевод четырех направлений Люфтганзы из Домодедово и всех рейсов Туркишей из Шереметьево с намеком на концентрацию в порту Star Alliance, куда возможно войдет Utair.
И теперь о том, что еще предстоит:
1. Окончание реконструкции ВПП-1 (6/24) с увеличением длины (3500х60 м), скоростными рулёжками с последующей сертификацией на прием A-380.
2. Окончание реконструкции южного перрона с девятью стоянками для "гигантов", включая гейт для A-380 c трехрукавным телетрапом.
3. Запуск всех мощностей терминала А, т.е. оставшихся 100 тысяч кв. метров.
4. Снос архаичного терминала D c постройкой на его месте левого крыла терминала А и соединением последнего с терминалом B.
5. Окончание реконструкции Завода-400 с созданием ангаров для B-747 и A-380.
6. Начало полетов Трансаэро на широкофюзеляжных лайнерах: сначала на B-767 на Дальний Восток, а с зимы 2012-го на B-777 и B-747 по дорогостоящим курортным направлениям.
7. Реконструкция ряда техслужб.
8. Организация третьей (дневной) волны.
8. Выход на пассажиропоток 20 - 22 млн. в год, а возможно и больше.
Кстати в связи с последним пунктом заинтересовало заявление Ванцева о некой технологии, позволяющей производить на пересекающихся полосах 80 - 90 взлетно-посадочных операций в час. Получается, что внуковский аэродром, несмотря на крестовину, способен обеспечить трафик, превышающий нынешний домодедовский с независимыми ВПП. Интересно, что за технология. Что-то связанное и использованием части одной из полос от пересечения, как было несколько месяцев 2011 года во время ремонта крестовины или же что-то другое?
Факт однако в том, что мы имеем сейчас действительно абсолютно новый аэропорт Внуково, к тому же самый близкий к Москве с наименее загруженными трассами. Я конечно не уверен, что он обойдет по пассажиропотоку DME и SVO. У первых независимые полосы и немерянные зарезервированные площади под расширение. У вторых хорошие терминальные мощности и планы строительства третьей полосы, а главное - распухающий не по годам, а по дням Аэрофлот, на которого и ориентировано развитие Шереметьево. Правда наша древняя, как не буду говорить что у мамонта, организация УВД способна упереть в стену любое развитие и остается надеяться, что уже не пожелания, а отчаянные крики профессионалов о необходимости обновлении этой сферы наконец услышат (на пользу все трем портам МАУ). Но то, что "внучка" займет свою достаточно самобытную нишу, свое конкурентноспособное место в узле - сомнений нет никаких.
Удачи, Внуково!