Первая версия этой записи, к сожалению, была утеряна, в связи с чем пришлось ее "перепедалить на качественно новом уровне". (Я надеюсь.)
Я решила посетить это святилище, потому что регулярно проезжала мимо на поезде. Экспрессы там не останавливаются, но зазывающую рекламу видно очень хорошо. Потом, как можно не посетить красивый красный храм?
Святилище Iwashimizu Hachimangu начали строить в середине IX века в ответ на пророчество, что божество хочет быть поближе к столице. Второе пророчество некого влиятельного буддийского монаха определило точное местоположение.
Hachiman - изначально бог воинов, в частности лучников, и защитник Японии и японского народа, поэтому ему поклонялись и самураи (в особенности клан Minamoto), и императорский дом. В дальнейшем он стал еще и божеством крестьян и рыбаков, отвечающим за обилие урожая и добычи. В буддийской же трактовке он входит в пантеон великих бодхисатв, так что Hachiman - божество синкретическое.
Само имя его означает "божество восьми флагов". По легенде рождение сына императрицы Jingu, который впоследствии стал императором Ojin, сопровождалось знамением из восьми небесных флагов, откуда можно вычислить, что божеству поклоняются как минимум с III века. Это конкретное святилище императоры регулярно посещали вплоть до XIII века, когда верховный правитель решил вести более уединенную жизнь. Божественным посланником считается голубка, и на табличках на храмовых тории в виде иероглифа 八 (hachi, восемь) часто изображают двух голубей.
Синтоистские святилища очень часто строят на вершине холма, и тут тоже пришлось карабкаться. Со склона открывается примерно такой пейзаж.
На деле же большая часть дороги (с этой стороны) идет через бамбуковый лес.
Идет-идет-идет, но потом все-таки появляются первые признаки святилища. Если задрать голову, местами можно разглядеть части красных храмовых строений, только солнце светит прямо в глаз.
И вот, наконец, верхние большие тории, "третьи" по счету, только я не знаю, откуда считалось.
Дорожка с фонарями ведет к главным храмовым воротам.
Какое-то техническое сооружение.
Еще фонари, я их люблю.
И еще несколько технических сооружений. Через дальнее, как я понимаю, можно пройти в сад камней.
Там же наблюдаются цветы, которые у меня в голове именуются "древесный ландыш". Еще они бывают розово-сиреневые. Ассоциация прямолинейная: по-английски это может зваться lily of the valley bush, еще andromeda, а вообще это пиерис японский.
Все ведет нас к цели.
У ворот, как водится, источник для омовения рук.
Напротив - традиционные алкогольные приношения.
А вот сами главные "южные" ворота поближе. Теперь можно посмотреть, что там внутри.
Слева обитает администрация и торговля оберегами. Рядом "нечто, смахивающее на площадку для ритуальных танцев". Так и есть, это Kagurado.
А вот и само святилище, в смысле, главное его здание Hondo. Паломников - ни души.
Вход тоже считается воротами и имеет отдельное название Sakuramon.
Здесь можно получше рассмотреть божественных голубей.
И чуточку собственно Hondo, где проводятся все службы.
Галереи тоже ничего; фонари, опять же.
Всякие мелкие детали. Наблюдается много пионов.
С левой стороны маленькое, но очень милое второстепенное святилище. За ним "нобунагская" глинобитная стена с повышенной устойчивостью к поджогам и ружейным пулям.
Здание вроде сруба из прямоугольных брусьев - это местная сокровищница и хранилище молитвенных свитков и других важных документов. Сопутствующие ему мелкие святилища, к сожалению, никак не обозначены на карте, кроме упоминания о том, что они являются важными культурно-историческими достояниями.
Северные ворота в дальней стене закрыты.
Эти обветшалые древности, к сожалению, тоже никак не обозначены, хотя выглядят очень интересно.
В дальнем правом (северо-восточном) углу - еще одна кучка святилищ, маленьких, но важных.
Оригинальные браслетики. Приношений в таком формате я пока нигде не встречала.
Восточные ворота тоже закрыты. Возможно, именно их видно с дорожки на подходе к святилищу.
С этой стороны тоже неплохо. Бронзовые фонари - дары даймё примерно эпохи Эдо.
А слон у них тут синий. То есть это, похоже, не слон, а кто-то копытный. И с рогами. И с угрожающе разинутой пастью. Вероятно, дракон.
И светильничек на закуску.
Интересное явление: на местных табличках эма изображен не кто-нибудь, а сам Томас Эдисон. У подножия холма и памятник ему имеется в бамбуковой рощице. Я сначала не поняла, в чем именно фишка, а потом выяснилось вот что. Когда Эдисон работал над своей лампочкой накаливания, его задачей было обеспечить практичность, иначе говоря, долговечность этой самой лампочки. Экспериментировал он с разными материалами, от хлопковой нити до бумаги и дерева, но результат его не устраивал. По легенде, к идее использовать угольную нить из бамбука он пришел, когда разглядывал удилище на рыбалке; по другой легенде это был случайно оказавшийся в лаборатории японский веер, привезенный в качестве сувенира. Так или иначе, сайт святилища Iwashimizu Hachimangu утверждает, что именно здесь рос самый правильный бамбук для лампочек накаливания, поэтому к Эдисону тут относятся весьма положительно.