Контрабанда товаров в РФ существовала и существует,по сведениям от "моих китайских друзей", которым я имею право полностью доверять, под полным прикрытием силовых структур России. Больше двух десятков лет.
Каждый год мои друзья жаловались, что по месяцу два раза в год вставало так называемое "серое" карго в Китае (особенно в самые денежные месяцы - перед 8 марта и новым годом). До утряски величины взятки с новым руководством Таможни и ФСБ.
Одним из крупнейших игроков на рынке была пекинская компания "Карго 301", аффилированная с "Аэрокосмической корпорацией Китая", которая работала, насколько я понимаю, напрямую через ФСБ. В каждом почти их офисе в качестве заманки для клиентов висела фотография ВВП на стенде их головной компании на выставке.
Цена плавно росла от 8 долл./кг еще в 2006 году до 18.5-22 долл./кг в начале этого года. Разница с белой расстаможкой стала незначительна. Пара долларов, но сколько головной боли снималось сразу...
Это привело к тому, что многие российские и китайские компании начали отказываться от практики т.н. "серого" импорта и переходить на легальное "белое" таможенное оформление...Пора бы возрадоваться? Вот оно, долгожданное счастье - заплати налоги и спи спокойно...
Сообщаю: после закрытия "Черкизона" стоимость "серой" доставки товаров в РФ снова упала до 11.5-12.5 долл. /кг...Т.е. разница с "белой" растаможкой снова достигла 100-200%...Что прикажете делать тем, кто ушел в белую растаможку? Снова заниматься контрабандой? Договариваться? Рисковать? Зависеть от оборотней в погонах, у которых между собой коммерческие войны за "оброк"?
Никто же не повезет товар, зная, что у конкурентов будет в 2 раза дешевле? Кому нужно это издевательство над бизнесом? Понятно, что многие позиции товара в РФ произвести не то что дороже, а просто невозможно. И сами коммерсанты готовы платить все официально. Но дыр (расстаможки по "главному" телефону) быть не должно...Чтобы у А было в 2 раза дешевле, чем у Б, при прочих равных исходных...
Так зачем все это было надо?!
А вот, между прочим, отношение к русским на китайских фабриках заметно ухудщилось...
Китайцы в прессе
называют сумму своих прямых потерь в 40 миллиардов юаней (это почти два новых
пекинских терминала Т3), т.е. 5.88 миллиардов долл., а в разговорах опять же с людьми, информации, которых я могу верить прозвучали цифры 8.8 миллиардов долл. только по Нинбо. А потом около 30% оборота Иу, плюс Фуцзянь и Гуандун... Т.е. даже грубо рассуждая, на круг должно быть примерно 20 миллиардов долл....Пострадало минимум 30 тысяч предприятий. На каждом в среднем по 200-300 человек - итого - от 6 до 9 миллионов китайских рабочих над праздничном столом не забудут упомянуть Россию-благодетельницу. Плюс их знакомые и семьи...Т.е. порядка 100 миллионов людей недоброжелательно настроенных к России создано...
Даманский, Даманский.....
Нельзя было это сделать по-другому?
Китайские предприятия в принципе в своей основной массе не готовы работать официально с российской таможней, там слишком высокие транзакционные издержки. Они бы плавно и сами ушли с рынка. Без хлопанья дверьми...Либо отдали это на откуп представительствам русских компаний, и опять мы были бы в плюсе.
Говорить благомудрости на высшем уровне, заверять о взаимном сотрудничестве, объявлять год Китая в РФ и прочее - на это много ума не надо. А вот испортить таким широким жестом все, что было сделано до этого - реально. Это же не просто миллиарды долл., которые не получили китайские коммерсанты, это люди, которые лишились работы (и между прочим, не получили "зряплаты", по банкротству). И которые знают из-за кого они ее лишились. Конкретно.
Китайцы свое слово сказали - "российское руководство не занимается расследованием внутренних причин "серой" расстаможки, а спускает собак на китайцев".
Пацанский стиль работы - это хорошо. Но Китай - это не Ходорковский.