Спецэффекты и комбинированные съемки в истории советского фантастического кинематографа

May 20, 2014 13:00

Вероятно, многие удивятся, что в разбросанном по Евразии Союзе Советских Социалистических Республик на спецэффекты в фильмах тратились баснословные деньги и лучшие умы кудесников и мастеров комбинированных съемок создавали на экране нереально правдоподобные картины для своего времени.


Под таким мысленным гнетом у Михаила Вершаля родилась идея вспомнить, как это было, пересмотреть старые советские фантастические фильмы и собрать их воедино в видеоролике. Чтобы современный зритель смог своими глазами увидеть, на что мы были способны в прошлом веке, и сравнить, какое место мы занимаем сейчас, в веке настоящем.

Что касается фантастических картин, тут в первую очередь хотелось акцентировать внимание на работах более известного за рубежом, чем у себя на родине, режиссера П. В. Клушанцева. Если вы вдруг решите пересмотреть научно-фантастический киноочерк «Дорога к звездам», киноленту «Планета бурь» и другие фильмы Клушанцева, обратите внимание, насколько плавно и слаженно движутся в них динамические объекты. Что-то похожее Стэнли Кубрик реализовал в своем культовом фильме «Космическая одиссея 2001 года», только в 1968 году, спустя пять лет после того, как все это уже было сделано Клушанцевым.

Период 70-х годов запомнился такими шедеврами советской киноиндустрии, как «Солярис» Тарковского с его безумно реалистичной планетой-океаном и немного детская «Москва - Кассиопея» Ричарда Викторова с потрясающими сценами, создающими иллюзию нахождения героев фильма в состоянии невесомости. Тут же нельзя обойти вниманием неоднозначный, но весьма интересный фильм, снятый на «Талиннфильме» совместно с польской студией ПРФ «ЗФ», - «Дознание пилота Пиркса».

А вот начиная с первой половины 80-х, наши кинематографические спецэффекты в тщетной погоне за «Звездными войнами» Джорджа Лукаса стали сдавать позиции. Фильм «Петля Ориона», к примеру, стоит пересмотреть, чтобы убедиться в том, что в этот период времени советская школа комбинированных съемок сделала огромный шаг назад. И даже поистине кульминационный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам», который, несмотря на проблемы с финансированием, я уверен, навсегда отложился в памяти не одного поколения зрителей, не спас положения.

Можно сказать, что со второй половины 80-х годов, когда и у нас стали прорываться на экраны первые ласточки совсем не цифровых «цифровых спецэффектов» (в таких фильмах, как «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и «Конец вечности»), ситуация не ухудшилась. Только вот голливудская школа спецэффектов все это время не топталась на месте, и в те же годы ее последователи явили миру самого первого «Терминатора», непревзойденный «Полет навигатора» и начальную часть трилогии «Назад в будущее».

Последними по счету, но не последними по содержанию для видеоряда были выбраны фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Они, в свою очередь, уже были продуктом новой российской школы спецэффектов, к сожалению, так и не перенявшей секреты и магию волшебников комбинированных съемок прошлого века...

image Click to view



Источник

Мои предыдущие посты:
















Отечественные мобильники 50-х годов XX века. Забытая сенсация космической эры
Малоизвестные фотографии известных людей. Часть 7
Советская мультипликация к Олимпиаде-80 или как мультипликаторы олимпийцами стали
А вы знаете с чего "Электроника" в СССР скопировала свои электронные изделия?!
Памятники мультипликационным персонажам и героям сказок. Часть 1

фантастика, По волнам нашей памяти, СССР, кино

Previous post Next post
Up