В первой части публикации
Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката была представлена тридцатка самых кассовых лент отечественного кинематографа. Но так как в то время хороших и любимых зрителями фильмов было снято не мало, я решил не останавливаться на тридцатке и продолжить рейтинг, данные о котором я нашёл у пользователя
kinanet в посте
Отечественные фильмы в советском кинопрокате.
Итак, перед вами вторая тридцатка самых кассовых фильмов нашего кино.
Открывает вторую тридцатку художественный фильм «Офицеры», поставленный в 1971 году режиссёром Роговым.
53,4 млн зрителей. Инициатором создания фильма был министр обороны СССР Гречко и слова «Есть такая профессия - защищать Родину» были сказаны именно им. Фильм заказывался как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён, но вышел далеко за поставленные задачи. По факту получилось неформальное повествование об истории нашей страны, показанной на примере одной взятой семьи, на примере судеб нескольких людей начиная с их юности и до старости. Первоначальный вариант сценария был рассчитан на две серии; первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт. Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, он настоящий - Юматов был ранен во время войны
«Приключения Али́-Бабы́ и сорока разбойников» - советско-индийский художественный фильм по мотивам восточных сказок.
Фильм изобилует впечатляющими степными и архитектурными городскими пейзажами Средней Азии, индийскими песнями, танцами и батальными сценами. Снимался в Индии и нескольких союзных республиках СССР. Натурные съемки проходили в Самарканде, Душанбе и Ташкенте. В главных ролях - актёры разных национальностей, звезды индийского, российского, армянского, узбекского, грузинского, туркменского и киргизского советского кино. В 1980 году фильм был в числе лидеров советского кинопроката (5 место), собрав 52.8 миллиона зрителей и находится на 32-месте в истории советского кинопроката. Версия, вышедшая в Индии - на 14 минут длиннее советской. В индийской больше песен (5 вместо 3), больше боевых сцен и взрывов. В советском фильме Али-Баба убивает разбойников, сбрасывая их в реку, в индийском - с помощью Фатимы сражается с ними на саблях и врукопашную.
«Всадник без головы»
вестерн, детектив, снятый Владимиром Вайнштоком в 1973 году по мотивам одноимённого романа Майна Рида. Совместное производство СССР и Кубы. 51,7 млн. зрителей.
«Тремби́та» - музыкальная кинокомедия (1968) по одноимённой оперетте Юрия Милютина.
Лидер проката 1969 года (4 место), 51,2 миллиона зрителей. Плеяда известных советских актеров-Е.Весник, О.Аросева, Н.Трофимов, С. Крамаров и др., а также талантливая молодежь, своей игрой доставили истинное наслаждение, сделав фильм весёлой и искромётной комедией.
«Любовь земная» - художественный фильм, снятый в 1974 году режиссёром Евгением Матвеевым.
Социальная мелодрама по мотивам романа Петра Проскурина «Судьба». Лидер проката 1975 г. - 5-е место (50.9 млн зрителей). Несмотря на то, что фильму уже более 35 лет, некоторые фразы из него не теряют свою актуальность до сих пор. Чего стоят, например, высказывания Захара: «Скоро начальников будет больше чем пахарей» или «У кого воруем - у себя же воруем. Так и Россию растащить недолго». Каково?
«Челове́к с бульва́ра Капуци́нов» - комедия-вестерн Аллы Суриковой.
50,6 млн. зрителей. «Человек с бульвара Капуцинов» - последний фильм Андрея Миронова, если не считать незаконченного актером «Следопыта». Уже только поэтому он мог бы стать фильмом уникальным, легендой - после неожиданной смерти актера многие смотрели эту комедию заново по нескольку раз, пытаясь разглядеть в лице Миронова какое-то предчувствие, предвестие печального финала. Хороший режиссер, отличные актеры, талантливый композитор. Что еще надо для удачного фильма? Во время съемок была совершена экскурсия на один из крымских коньячных заводов. Сурикова, Дуров и оператор картины Дугин потащили с собой и невыспавшегося Миронова. Но во время дегустации от сна не осталось и следа. Зал следовал за залом, вино за вином, коньяк за коньяком. Режиссеру еле удалось вернуть представителей съемочной группы из винного русла в съемочное. Действительно, это было нелегко: алкоголь был качественный и к тому же бесплатный.
«Даурия» -художественный фильм, поставленный в 1971 году режиссёром Виктором Трегубовичем по одноименному историческому роману Константина Седых
49,6 млн. зрителей. Хроника жизни небольшого поселка в Забайкалье накануне первой мировой войны и в годы Октябрьской революции. Съёмки проходили в 1969-71 годах, в Сибири, и под Нарвой, где построили казачью станицу, в которой актеры своими руками доделали удобства и прожили с коллегам по съемочной группе два года, как казаки. Фильм «Даурия», который до сих пор мелькает на экранах, смотрится свежо и выходит за рамки советского варианта истории России.
«Бабье царство» - социальный кинороман Алексея Салтыкова 1967 года.
49,6 млн. зрителей. Фильм о простой колхознице, прожившей трудную жизнь, пережившей все ужасы фашистской оккупации...
«Невероя́тные приключе́ния италья́нцев в Росси́и» - совместный советско-итальянский кинофильм, снятый в 1973 году режиссёрами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери.
Фирма «Дино де Лаурентис» задолжала «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Этим фильмом и стали «Итальянцы». Фильм Эльдара Рязанова пародирует множество известных на тот момент зарубежных гангстерско-приключенческих фильмов. Например, эпизод с посадкой пассажирского лайнера на шоссе пародирует французский фильм «Сицилийский клан», а взрыв бензоколонки - фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт». Сюжет фильма Рязанова напоминает фильм «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (на что указывает его итальянское название - «Безумная, безумная, безумная гонка в России») и ряд других аналогичных комедий про поиски сокровищ. Фильм вышел на экран в 1974 году и занял 4 место в годовом прокате (49,2 млн.зрителей)
«Гуса́рская балла́да» -художественный фильм-кинокомедия, поставленный в 1962 году режиссёром Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно».
Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском, ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц. Также запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги, первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной, великолепный Игорь Ильинский в роли Кутузова, не менее великолепный Антоний Ходурский в роли графа. И музыкаТихона Хренникова тоже замечательная. Фильм занимает по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката (48,6 млн. зрителей)
«Путь в „Сатурн“» - художественный фильм Виллена Азарова по документальной повести Василия Ардаматского «„Сатурн“ почти не виден».
48,2 млн. зрителей. Первый фильм кинотрилогии о советском разведчике Крылове, который по заданию командования внедрился в немецкий разведцентр «Сатурн».
«Тегеран-43» (СССР-Франция-Швейцария-Испания, 1980)
детектив, фильм совместного производства студий: «Мосфильм», «Mediterraneo Cine», «Pro Dis Film», - c советскими звёздами (Игорь Костолевский, Наталья Белохвостикова, Армен Джигарханян) и звёздами мирового кино (Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад). «Среди ярких и, право же, необычных для нас актёрских дуэтов - Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причём очень важно, что западные кинозвёзды не просто блистают на небосклоне „Тегерана“, а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.» (Андрей Зоркий / «Советский экран» № 5, 1981). 47,5 млн зрителей
«Ч. П. - Чрезвычайное происшествие»
советский чёрно-белый фильм (совместное производство киностудий им. Горького и им. Довженко, 1958). Лидер кинопроката 1959 года - 47,4 миллионов зрителей.
Основа фильма - реальные события, связанные с захватом советского танкера «Туапсе» в 1954 году. В 1954 году танкер «Полтава», следовавший с керосином в Китай, был захвачен чанкайшистами. При этом моторист Райский случайно убил одного из солдат. Танкер с экипажем был доставлен на Тайвань, где всех стали уговаривать добровольно перейти на сторону «подлинной свободы и демократии», обращаясь исключительно хорошо: поселили на роскошной вилле, поили, кормили. Когда уговоры не подействовали, в ход пустили совсем другие меры: концлагерь, лишения. Далее были героические приключения. Одни вернулись на Родину через несколько месяцев, другие только через годы, а некоторые не вернулись вовсе.
«Достоя́ние респу́блики» - двухсерийный советский приключенческий художественный фильм 1971 года режиссёра Владимира Бычкова о событиях Гражданской войны в России.
В 1971 году фильм посмотрели 47,14 млн зрителей. На съемках Спартак Мишулин едва не погиб. В одном из эпизодов они с циркачом должны были пройти по натянутому тросу, высоко над землей. Но канат провис и актеры упали - к счастью, не на землю, а на монастырскую крышу. Циркача со множеством переломов отправили самолетом в Москву, а Мишулин долго отлеживался в местной больнице. У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой и он должен был заниматься с группой каждый день, но актер отказался от тренировок, мотивируя тем, что он «с трех лет на лошади». Через несколько дней, в качестве доказательств, Миронов привез на съемки свои фотографии, где он верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов». Снимавшийся верблюд, которого за вредный характер прозвали Китайский провокатор, не возлюбил Миронова и норовил его или укусить, или заплевать. Причину неприязни подсказали циркачи: чтобы отбить животные запахи, чистюля-актер выливал на себя литры дорогого одеколона. Когда его уговорили отказаться от парфюма, верблюд сменил гнев на милость.
«Тихий Дон» - фильм-эпопея по одноимённому роману Михаила Шолохова о непростой судьбе донского казачества России в начале двадцатого века.
В прокате 1958 года фильм собрал 46,9 млн зрителей, заняв первое место. Благодаря фильму приобрели всесоюзную известность три артиста: Элина Быстрицкая, Пётр Глебов и Зинаида Кириенко. Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов. Просмотрев все три серии, живой классик сказал: «Я рад, что фильм идёт в одной дышловой упряжке с моим романом». Не думаю, что когда-нибудь и где-нибудь можно поставить экранизацию «Тихого Дона» лучше, чем это сделал Сергей Герасимов. Потому что на экране мы видим не просто игру актеров, а по-настоящему проживаемую драму героев. Это полная самоотдача работе, полное «вживание» персонажа в самого себя - и так практически у каждого исполнителя своей роли.
«Не мо́жет быть!» - советский кинофильм Леонида Гайдая 1975 года.
Фильм состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: по комедии «Преступление и наказание», рассказу «Забавное приключение» и комедии «Свадебное происшествие». (46,9 млн. зрителей).Гайдай экранизировал три рассказа Михаила Зощенко. Сделал он это очень ярко и очень смешно. У Гайдая был свой неповторимый стиль. Он умел делать, так что его фильмы запоминали надолго. Гайдай был удивительным режиссером. Помимо профессиональной режиссуры у фильма очень сильный актерский состав. Гайдай собрал самых лучших советских актеров, например Михаил Пуговкин, Олег Даль, Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Сергей Филиппов, Вячеслав Невинный и др. Все они сыграли просто великолепно.
«Простая история» социальная повесть-мелодрама Юрия Егорова) 1960 года.
46,8 млн. зрителей. Казалось бы, данный фильм, который благополучно вышел на экран и даже пользовался огромной (и заслуженной) зрительской любовью (занимает 48-е место за всю историю советского кинопроката), надо по методу ряда отечественных критиков воспринимать с определённым пренебрежением. Жанр - социальная повесть-мелодрама, тема - женщина-председатель колхоза, чей муж погиб на войне, истово посвящает себя общественно полезному труду, пока однажды не влюбляется, причём в секретаря райкома. Однако есть в этой вовсе не такой уж простой истории, поведанной режиссёром Юрием Егоровым на основе сценария Будимира Метальникова, неистребимая правда жизни и словно стихийная природа неоднозначных характеров, которые не исчерпываются своими социальными ролями и рабоче-крестьянским происхождением. И - что совсем необъяснимо - присутствует в ленте «Простая история», вроде бы отсутствуя непосредственно в кадре, чувство безграничной женской любви, истинно бабьего, так и неосуществлённого стремления к нормальному человеческому счастью. «Жить без любви, наверно, просто, но как на свете без любви прожить» - песня Марка Фрадкина на стихи Николая Доризо стала по-настоящему народной.
«Любо́вь Ярова́я»
художественный широкоформатный фильм 1970 года по одноимённой пьесе Константина Тренёва. 46,4 млн зрителей. Годы Гражданской войны. Учительница Любовь Яровая, помогающая подпольному революционному комитету, неожиданно встречает своего мужа, считавшегося погибшим во время первой мировой войны поручика Ярового...
«Оптимистическая трагедия»
широкоформатный художественный фильм. Экранизация одноимённой пьесы Всеволода Вишневского. Лучший фильм года. Маргарита Володина - лучшая актриса года по опросу журнала «Советский экран».
Лидер проката (1963, 1 место) - 46 млн зрителей. 1918 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак, от ЦК партии большевиков назначена комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт. Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?»
«Полоса́тый рейс» - советский художественный фильм, поставленный в 1961 году режиссёром Владимиром Фетиным.
Эксцентричная кинокомедия. Лидер советского кинопроката (1961, 1 место) - 45,8 миллион зрителей. Фильм получил «Серебряный приз» международного кинофестиваля детских фильмов в Калькутте (1973). В основе сценария фильма лежит реальная, хотя и трансформированная история. Вообще-то, тигры, сбежавшие из клеток на корабле посреди открытого моря - задел скорее для боевика с элементами ужастика, чем для комедии. Так и представляется мужественный герой-старпом, с голыми руками пробивающийся сквозь тигриный заслон ради спасения красавицы буфетчицы… страшные смерти второстепенных персонажей… финальная битва с самым огромным тигром… Но получилась Великолепная комедия для всех возрастов, лёгкий юмор, многие знаменитые фразы, впоследствии ставшие крылатыми…
«Над Ти́ссой»
советский художественный шпионско-героический фильм, снятый в 1958 году по одноимённой книге Александра Авдеенко режиссёром Дмитрием Васильевым. 45,7 млн. зрителей. История разоблачения агента иностранной разведки, попавшего под подозрение бдительных колхозников и работников правоохранительных органов. Для участия в съёмках впервые в жизни фотопробы проходил Владимир Высоцкий, но отбора не прошёл.
«Карнава́льная ночь» - комедийный музыкальный фильм Эльдара Рязанова.
Это первый его фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко (после дебюта в фильме «Дорога правды»). Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн экземпляров. Об этом фильме рассказывать что-то по моему не надо )))
«Свадьба с приданым»
советский музыкальный комедийный фильм-спектакль, киноверсия спектакля Московского театра Сатиры, поставленного режиссёром Борисом Равенских. 45,3 млн. зрителей. Два бригадира соседних колхозов влюблены друг в друга. Она - известная на весь район ударница труда - ссорится с возлюбленным из-за его непомерного тщеславия. Казалось бы, разрыв неминуем, но, соревнуясь друг с другом, они добиваются такого богатого урожая, что тут уж и до свадьбы недалеко.
«Последняя реликвия»
историко-приключенческий художественный фильм. Снят по мотивам романа эстонского писателя Эдуарда Борнхёэ «Князь Гавриил, или Последние дни монастыря святой Бригитты». Лидер проката (1971 год, 2-е место) - 44,9 млн зрителей.
«Самая обаятельная и привлекательная»
советский художественный фильм 1985 года, поставленный режиссёром Геральдом Бежановым с Ириной Муравьёвой в главной роли Нади Клюевой. Снят на заре Перестройки и является одним из самых популярных фильмов того времени (44,9 млн. зрителей). По словам режиссёра Геральда Бежанова, Ирина Муравьёва наотрез отказывалась сниматься в фильме, так как хотела отойти от своего амплуа милой дурнушки и сняться в более серьёзном фильме. Муравьёвой сценарий поначалу не понравился совершенно. По её собственным словам, в тот период ей хотелось «авторского кино, вдумчивого, серьезного». А зарисовки из жизни конструкторского бюро казались чем-то слишком мелким, очередным советским фильмом про ударников производства. Только спустя годы актриса, увидев фильм, пришла от него в восторг. Бежанов говорит, что тогда, много лет назад, он буквально умолял актрису сняться в картине, карауля её у театра им. Моссовета и пытаясь повлиять на актрису через её мужа. К тому же, Муравьёва к тому времени прославилась ролями в картинах «Карнавал» и «Москва слезам не верит», а Бежанов был молодым начинающим режиссёром.
Первой претенденткой на роль Сусанны была Любовь Полищук, затем роль была предложена Инне Чуриковой, но режиссер отдал предпочтение Татьяне Васильевой, которая и сыграла подругу главной героини фильма.
«Заста́ва в гора́х» - художественный фильм о пограничниках режиссёра Константина Юдина.
Лидер проката (1953, 3 место) - 44,8 млн зрителей. «Застава в горах» - второй фильм режиссера Константина Юдина на героико-патриотическую тему после замечательной кинокартины «Смелые люди». Действие фильма происходит в начале 1950-х гг. на одной из пограничных застав, расположенной на южных рубежах Советского Союза. На эту заставу прибывает новый заместитель начальника старший лейтенант Лунин (В. Давыдов). В связи с болезнью начальника заставы молодому офицеру приходится с первой же минуты своего нахождения на заставе активно включиться в руководство вверенного ему подразделения. А ведь враг, окопавшийся на той стороне границы, не дремлет…
«Иван Бровкин на целине»
советский комедийный художественный фильм; цветной, звуковой. Сиквел фильма «Солдат Иван Бровкин». Съёмки фильма производились на целинных землях Оренбургской области в совхозе "Комсомольский". Занимает по посещаемости 58-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката (44,6 млн зрителей).
«Несовершеннолетние»
художественный фильм кинорежиссёра Владимира Рогового, лидер советского кинопроката 1977 года (44,6 млн зрителей). Евгений вернулся из армии, а его друг Костя Сила - из исправительно-трудовой колонии. Встретившись, герои решили уехать из города: одного не дождалась любимая девушка, другой не хочет видеть сочувствующих взглядов прежних знакомых. Но встреча с майором милиции - талантливым педагогом - изменила их намерения. Все лето герои посвятили тому, чтобы вырвать из-под влияния хулигана группу мальчишек.
«Любо́вь и го́луби»
советская лирическая комедия, снятая в 1984 году на киностудии «Мосфильм» Владимиром Меньшовым по одноимённой пьесе, написанной театральным актёром Владимиром Гуркиным в 1981 году. (44,5 млн. зрителей). Им же был написан и сценарий фильма. В основе фильма - реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора сценария фильма Владимира Гуркина - в г. Черемхово (Иркутская область). Во время съёмок эпизода, когда Василий выпадает из дверей своего дома в море, актёр чуть не погиб. Эпизод снимался так: актёр падал с пирса, под водой его раздевали водолазы, и он выныривал рядом с Гурченко уже в семейных трусах. Первый дубль показался режиссёру медленным, решили снять второй. Во время его съёмок, под водой, возникли проблемы с галстуком, актёр чуть не утонул, галстук пришлось разрезать. В итоге в фильм вошёл третий дубль, в котором разрезанный ранее галстук просто сшили парой стежков.
В бой идут одни «старики»
советский художественный фильм, снятый актёром и режиссёром Леонидом Быковым в 1973 году, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. Выйдя на экраны в 1974 году, фильм собрал 44,3 миллиона кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей. Многочисленные фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и пост-советского фольклора. Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Несмотря на то, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось культурной жизни. Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика и русской девушки, привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали»
Наше старое кино. Лидеры советского кинопроката. Часть 1