Цитирую:
«Этот флешмоб создан для того, чтобы заполнить свои блоги произведениями искусства в противовес раздору и ругани среди общественности. Правила очень простые: каждый желающий принять участие, получит имя художника, затем выберет одно или два его произведения которые он должен разместить на своей странице с этим текстом»
Выбрать картину И.Левитана мне предложила моя тёзка Натали
natali_ya Я нисколько не возражаю. Картины этого художника гениальны, любимы, думаю, почти всеми, мною в том числе , хотя наиболее известным из них сослужило дурную службу огромное тиражирование их репродукций и копий не лучшего качества в школьных учебниках, на стенах гос.учереждений, ресторанов, столовых, колхозных клубов и на конфетных коробках. Картины не виноваты, но не возможно, посмотрев на "Золотую осень" или "У омута", не вспомнить с содроганием учебник "Родная речь" для второго класса или общепитовские заведения с их съестными запахами и грязными скатертями. Пардон, что-то меня не туда повело. Возвращаюсь к искусству. Вот картина, которая потрясла меня в юности на всю жизнь. Увидев её в Третьяковке, я превратилась в соляной столп. Она захватила меня и не отпускала от себя. Прошло много времени, а у меня не было сил от неё отойти.
НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ
Я пыталась подобрать стихотворение к ней, но не нашла ни одного, которое бы могло передать ощущение огромности её пространства, поглощения( нет у меня слов) души (душ) Природой, слияния с Творением, с сотворённым Миром. Хорошо, что это полотно, а не видеоролик, что всё застыло над кладбищем, даже само движение ветра и туч. Всё нависло над ним. В изображении кладбища нет ни грамма присущей кладбищенской лирике или живописи сентиментальности. Это деревенское кладбище с покосившимися крестами - неотъемлемая часть мира.
Сколько смыслов! Смотришь и смотришь - и горизонт как бы раздвигается, то покой ощущаешь, то при взгляде на чёрную тучу тяжесть на душе, не в первую секунду видишь свет в окошке и начинаешь думать о живущем там священнике: философ он, вероятно.
Сам Левитан писал о ней Третьякову: "Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!»и добавлял, что чувствует себя "одиноким с глазу на глаз с громадным водным пространством, которое просто убить может…». У меня не возникло страха перед этим пространством. но величие картины захватило.