ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ
Мир погибает не от разбойников и воров, пишет
Чехов, а от скрытой ненависти, вражды между хорошими людьми; от всех этих мелких
дрязг.
Энгельс заявил, что «всё учение Дарвина о борьбе за
существование является просто-напросто перенесением из общества в область живой
природы учения Гоббса о войне всех против всех (bellum omnium contra omnes) и
учения буржуазных экономистов о конкуренции… Они переносят эти же самые теории
из органической природы в историю и утверждают, будто доказано, что они имеют
силу вечных законов человеческого общества. Наивность этой процедуры бросается в
глаза».
Воистину, когда слепой ведет слепых, все падают в
пропасть. И тем не менее, борьбой всех против всех выстлана дорога в Ад.
Впрочем, и Рай, придуманный человечеством, суть Ад. Ибо наш Рай при ближайшем
рассмотрении есть место, где роскошные сады, красивые бабы, пиры, танцы-шманцы,
кисельные берега, амаретто. Опять блаженство, опять наслаждения - услады
«спасенного» на земле тела. Ну и фантазия у человека! Ну и ум, запорошенный
песком, ну и горизонты! Основной инстинкт как ублажение себя и выгода - вот он,
смысл, цель и суть земной и загробной жизни. Как говорил новобранец, за хорошую
работу меня наградили доской почета.
Конечно, не все стремятся к телесному блаженству.
Есть аскеты, которые отказываются от мирских благ и умерщвляют плоть во имя
Бога. Так называемый институт монашества создал вокруг аскетов ореол святости.
Такие молились, постились, соблюдали обет безбрачия, истязали себя разными
способами. Они имели некое целомудрие, но оно было узким, ущербным. Ведь
целомудрие, в конце концов, не в том, что ты не смотришь на женщин и ешь только
черствый хлеб с водой. Аскетизм - другая сторона наслаждения, крайность. Святые
отцы - дело довольно опасное, ибо для понимания не обязательно двигаться в
Тибет, пещеры, скиты. Достаточно войти вглубь себя, только там убежище. Снаружи
ничего нет. Посты-бдения или казино-игрища ничего не меняют. Единственный путь
для человека - заглянуть внутрь себя, в собственные темные глубины.
Две тысячи лет учат священники спасению, но Иисус
не смог спасти даже себя - его тоже распяли. Конечно, трансцендентно он
спасенный, т.е. свободный человек, но физически и морально - как все. Наш враг,
единственный враг - мы сами. Индийские мыслители Дж. Кришнамурти и Ошо ( Шри
Раджниш) призывали человека отрицать всё - знания, традиции, авторитеты,
мораль общества в целом, все учения, достижения, принципы, теории. Подобное
отрицание и есть настоящая свобода, ибо путы, связавшие человечество, более
невыносимы.
Иисус принял страдания и смерть за грехи всех людей
и, согласно церковным догматам, «искупил» вину человечества. Его страдание по
идее должно было подтолкнуть нас к пробуждению, к совести, к ужасу от того, что
творим, распиная лучших, себя и близких и далеких. Но - ничего не изменилось.
Один вознёсся, а искупления не произошло, совесть не проснулась, спящие спят.
Для чего нужна была эта жертва, кому она выгодна? Этот вопрос - кому выгодно? -
и является опорой сущности и смысла человека. Даже в высоком, в духовном человек
использовал Христа в своих целях. Тот якобы умер ради нашего/ моего блага, но
блага (кроме материального у некоторых, что вовсе не благо) не видать нигде.
Мессия выгоден, ибо он отрывает человека от самого
себя, он зовёт верить, надеяться, ждать, но не искать, двигаться, находить
самому. Мессия выгоден как авторитет, на которого всегда можно указать пальцем,
кем пугнуть. Христом машут как пугалом, проповедуя его любовь к ближнему, но
кого должно любить? Не умея любить и уважать себя, еще и требуют щеку
подставлять. Так, с подставленной рабски щекой, смиренной головой, взглядом
испуганного кенгуру, жалкой походкой лакея, мы и поддерживаем весь этот аппарат
насилия, имя которому государство, власть, церковь, личное Я.
Так, стращая мессиями всех рангов, они управляют
нами, ибо край пуганых идиотов бескраен, океан «глупых пингвинов» безбрежен, а
животу всегда мало. Как говорил Наполеон, вся беда из-за брюха… Из-за головы
тоже, точно как в том анекдоте, где чукча стоит на посту. Кто-то проходит, чукча
спрашивает:
- Пароля!
- Пошёл на…!
Чукча: «Однако, сколько лет стою, а пароля не
меняют».
* * *
Всё разделено, продано и куплено. Пока «мессии»
ставят на путь истинный, на Земле и клочка свободного не осталось. Вода, воздух,
леса, овраги - всё чьё-то, везде таблички «моё», «не входить», «злая собака»,
«частная собственность». Многим негде жить, потому что нет крыши над головой, но
масса домов стоят пустыми десятки лет, так как их владельцы не хотят снижать
цены на квартиры, землю, право дышать. Полезные ископаемые - собственность всех
(по идее), но никогда ею не были. Всё схвачено, замётано, пришпандорено. Это и
есть цивилизация, которую мы построили, жизнь, которую потеряли.
Алчность, непомерное больное вожделение, потакание
личным прихотям, когда каждый год нас призывают менять автомобили, мебель,
одежду, стиральные порошки на всё лучшее и лучшие, как будто без них человек уж
и не человек вовсе, а петушья нога, делают наше существование отчаянные,
бессмысленным и ненужным.
Норвежский священник Х. Поллестад констатирует, что
в Норвегии, стране всеобщего благоденствия, есть всё. Однако главное, что в
конечном счете является смыслом жизни - общность людей, способность ощущать себя
и окружающих «братьями и сёстрами во Христе» - это полностью, безнадёжно
отсутствует. А коль скоро нет этой главной взаимосвязи, то всё остальное
утрачивает значение, ибо материальное - слишком малый пластырь для такой
огромной раны. Жизнь человека, лишенная своего лейтмотива, то есть братской
солидарности, приходит в полный беспорядок.
Норвежцы охотно рассуждают о людской солидарности,
пишет священник, лишь бы им это ничего не стоило. Довольные, сытые, сидя в своих
тёплых домах, мы позволяем себе требовать ещё больших благ, но то, в чём мы
действительно нуждаемся, - это нормальное человеческое общение, взаимопомощь,
доброта. Не дополнительных вкладов в банк не хватает, но искренности, участия,
поддержки друг друга как братьев.
Совесть, о которой ныне не принято говорить, всегда
требует от нас мужества, совесть ценна тем и тогда она совесть, что заставляет
человека бороться с самим собой, преодолевать сопротивление, когда вокруг
преступают и борются друг с другом, идут на сделки с жизнью. Приходится выбирать
по большому счёту. Но, как видим, наш выбор циничен и пошл. Быть как все, не
высовываться, хата с краю. Человеку открыты горизонты, но он предпочитает
являться свинья свиньёй. Так удобнее…
Всё это Большая Чёрная Дыра - человечество, в ней
утонули благие порывы, ибо воистину свершить не дано. Много ли надо бедному
еврею? Кусочек белого хлебца, а икра - да уж бог с ней, пусть будет чёрной.
Некрасов писал Толстому: «Человек создан быть
опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как
единицу - и вы придёте в отчаяние. Вот основание хандры в порядочном человеке.
Думайте, что и с другими происходит то же самое, и спешите им на помощь».
Иначе как позором не назовешь то, что происходит.
Угроза выживанию человечества исходит от самого человека! Битва всех времен за
эго, основные и неосновные инстинкты привели к краху всего, что когда-то
зарождалось на планете Земля. Зачем все эти динозавры, птеродактили, когда разум
восторжествовал в одном: в убийстве жизни человеческой, как, выходит, ненужного
придатка в какой-то там эволюции. Животные, птицы, цветы с рыбами ничего не
испортили на планете, но только человек прошёл развязной походкой варвара, и всё
сгинуло.
Да что там прошёл! Ныне все ездят на автомобилях,
чтобы быстрее и удобнее было рушить и крушить, не ползти же, в самом деле,
пешком. Только беда - машин стало так много, что они уже не едут, а стоят и
аварий со смертями дают столько, что прозвали автомобиль «странствующим гробом».
И тут осечка, провал, всё у сапиенса наперекосяк, враскоряку, бездарно…
Английский мыслитель А.Тойнби считает, что алчность
человеческая есть зло само по себе, но эта животная черта в нашей природе имеет
нечто сверх животного начала. Потворствуя собственной алчности, мы утрачиваем
человеческое достоинство. Стимулирования алчности путем рекламы является
причиной всеобщего загрязнения.
Однако алчность, как и всё остальное, нельзя
стимулировать извне. Если эта грязь сидит в человеке, она рано или поздно
всплывет. Не реклама, в конце концов, виновата, но мы сами, каждый из нас,
любитель сладко попить и сытно поесть-покушать. Человек в идеале на то он и
человек, чтобы оставлять после себя не кости, объедки и гробы повапленные, но
чистоту и свет.
* * *
Двуногий всегда слишком, чересчур занят, чтобы быть
мудрым. Он действует как та мамуля, которая жалуется доктору:
- Доктор, скажите, почему у моей дочки глаза
навыкате, а улыбка до ушей?
Тот внимательно рассматривает ребенка и говорит:
- Советую вам, мамаша, не затягивать так туго
косички.
Подумать самому, почему у тебя мозги набекрень,
времени нет никогда. Нужно варить борщи, наводить макияж, бренчать кольцами,
играть в войну, шляться по кабакам. На это время и деньги всегда найдутся. Нет
его на главное - подумать,почему и зачем родился, что делаешь на этом свете,
какую пользу принёс, что дальше…
Герой романа Франсуа Нурисье «Вперёд, спокойно и
прямо» - простой честный человек, учитель верховой езды Гектор Вашо. Он решил
уйти от влияния общества в ту жизнь, которую понимает как сохранение достоинства
и собственной личности в целом. Его кодекс чести - не суетиться, не подличать,
не совершать дурных поступков, всегда быть независимым. Однако как ни старался
сей скромный человек избежать грязи и зависти всеобщей атмосферы, это ему не
удалось.
Отгородиться от жалкой, хаотичной и безумной жизни
Вашо решает в конном манеже, где, по наивности, он думал, царит дух
благородства, рыцарства и порядочности. Не тут-то было. Вашо раздавили
интригами, подлостью, сплетнями, этот маленький человек сжимается, он смят, его
считают жалким неудачником, никем, одиноким. Всеми покинутый, одиночка Вашо
умирает в бедности.
Такова судьба тех, кто идёт своим путём, против.
Впрочем, жалки и одиноки те, кого считают богатым, удачником, счастливчиком, кто
обманывает ближнего и участвует во всеобщей пошлой игре. Тут все на равных.
Только одним есть что терять, у других - почти ничего за душой. Итог тот же, а
со смертью вообще всё будет утрачено. Вечно лишь умение жить достойно, честно,
спокойно и прямо, жить вперёд, а не назад. Как гласит мудрость, стрела, пущенная
в другого, облетит земной шар и вонзится тебе в спину.
Можно ли жить вперёд, спокойно и прямо, не выпуская
изо рта жвачку? Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» отмечают, что американцы
по своей природе - жующий народ. Они жуют всё - резинку, кончики сигар, их
челюсти постоянно двигаются, хлопают. Они едят очень быстро, они не едят, а
заправляются едой, как мотор бензином. Они не любят и не умеют разговаривать…
Они никогда не засиживаются за столом - им не о чем говорить. Они танцуют или
играют в бридж, предпочитая виски. Выпил три стопки - и сразу опьянел. Так что и
разговаривать незачем.
Средний американец, отмечают писатели, терпеть не
может отвлечённых разговоров и не касается далёких от него тем. Его интересует
только то, что непосредственно связано с его домом, автомобилем или ближайшими
соседями.
Такие поведение и сознание весьма показательны. Эти
так называемые демо-кратические ценности в принципе не стоят и выеденного яйца.
Конечно, есть кое-что полезное и хорошее, но в основе сей парадигмы -
удовольствие, наслаждение и комфорт, личное благополучие, принцип «али мне чаю
не пить? Пить!»
Настоящий американец, отмечают Ильф и Петров, готов
отнестись юмористически практически ко всему на свете, но только не к деньгам.
Кто пользуется в Америке действительно большой, всенародной славой? Люди,
которые делают деньги. Быть богатым лучше, чем бедным. И человек, вместо того
чтобы терять время на обдумывание причин, которые породили бедность, и
уничтожить эти причины, старается всеми возможными способами добыть миллион.
Миллион, а затем миллиард. И вот миллионер, нет, чтобы всё бросить и
наслаждаться своим богатством, сидит в офисе, без пиджака, потный и делает
миллиард.
Но бумажку в сто долларов не кладите, где попало,
предупреждают сатирики, ее непременно украдут. Начиная от ста, нет, даже от 50
долларов, американцы так же любят воровать, как всё остальное человечество.
Американское кино - ниже уровня человеческого
достоинства ( как и наше сегодняшнее, впрочем). «Нам кажется, что это
унизительное занятие для человека - смотреть такие картины. Они рассчитаны на
птичьи мозги, на тяжелодумность крупного рогатого человечества, на верблюжью
неприхотливость… Сюжет пьесы такой, какой бог послал. Если бог ничего не послал,
играют и без сюжета. Сюжет неважен. Важны дуэли, казни, пиры и битвы», -
замечают сатирики. Что бы они сказали, увидев наше сегодняшнее кино, а также
бесконечный Аншлаг с оскалом Регины Дубовицкой.
Да, рыба-фиш гниёт с головы. Украл миллиард - и ты
финансовый гений. Толкуешь, как Фрейд, сновидения - гений всех времен и народов.
Нарисуешь чёрный квадрат на холсте - и тебе памятник поставят нерукотворный, а
«шедевр» продадут за миллион. Вот баба американская курила всю жизнь сигареты,
заболела раком лёгких, подала в суд на сигаретную фирму - и выиграла 26 млрд.
долларов! Ну не абсурд ли, не дурдом, не палата № 666 ?
«Дело Америки - делать бизнес», - сказал когда-то
американский президент К.Кулидж. Здесь делают деньги из воздушных пузырей. Вот
знаете ли вы, что такое правильная музыка? Это музыка, которая помогает…
продавать, утверждают американские маркетологи Дж.Эйнджел, Р.Блэкуэлл и
П.Миниард, авторы книжонки «Поведение потребителей». А мы-то, дураки, думали,
это Бетховен и Чайковский! Так вот, в этом психоанализе бизнеса торгаши пишут,
что медленная музыка по сравнению с быстрой на 50 % увеличивает время,
проводимое клиентом в магазине или ресторане, и на 25% - оставленные там
средства.
Что ж, они продумали до мелочей: принесли стул,
веревку, мыло… Некая Татьяна работала финансовым аналитиком во Всемирном
Торговом Центре в Нью- Йорке, который приказал долго жить, чудом осталась жива,
поседев в один день от ужаса. Она говорит, что теракт нанёс удар по молодым и
честолюбивым, как она, яппи, тем, кто воплотил великую американскую мечту и
получил работу в крупной компании. Американская трагедия - гибель идеалов
доллара, духовная связь с алчностью как смыслом жизни…
Но Танюша рано поседела, ведь оно, мечтательное и
сладкое, восстало из пепла, и яппи не резон плакать. Ещё есть много мест, где
можно поживиться насчёт денег, отдать поклоны Маммоне, бросить цветы в костёр
заката.
«Я помню,- говорила героиня Чехова, - один
гимназист хотел застрелиться из-за меня. У него не хватило денег на пистолет, и
он купил сетку для перепелов»… Они, видите ли, потеряли смысл жизни, у них
отняли великую мечту всех идиотов мира - делать деньги, жить ради денег,
молиться на деньги - так купите пистолет и застрелитесь, в конце концов, зачем
мучиться и страдать?
Но всё дело в том, что такие не застрелятся, ибо
сделать оное тоже нужно мужество. Нас, таких, не задушишь, не убьёшь. Совокупное
состояние наиболее обеспеченных бизнесменов мира, по данным журнала «Форбс»,
составляет 1540 триллионов долларов. Эту цифру даже не выговоришь. Если
разделить на 6 миллиардов жителей Земли - всем, кажется, хватит на скромную
трудовую мещанскую жизнь.
А им всё мало! Годовой доход фармацевтических фирм
- 400 млрд. долларов, мы болеем - они богатеют. Болеть выгодно, братки, болейте
и дальше. Если вы здоровы, как лось, мы придумаем для вас новые болезни,
лекарства, эпидемии, чуму на все ваши дома. Все - против всех.
Вот рекламный агент сообщил, что деньги от рекламы
пива идут в сельское хозяйство, спорт, на развитие ТВ и другие добрые дела. Он
обосновал мысль теоретически: лучше пить пиво, чем водку. И развил: хорошо,
когда мужчина придёт домой, а вместо водки сядет у телевизора с кружкой пива.
Заметим: сядет, и у телевизора, и не с умной
книжкой и не возле умного ТВ, место которого с его перхотью и мордобоем в
преисподней. Главное - всё хорошо и умно обосновать, чтобы дурак поверил. Умных
мало, на них опоры никакой, а вот глупых - вагон и маленькая тележка. На таких и
работают все фрейды вселенной. И они будут процветать, ибо наше маленькое
насекомое счастье в пиве и тёплых тапочках у телеящика.
Когда обыватели Лаевские размножатся, говорил фон
Корен из чеховской «Дуэли», цивилизация погибнет и человечество выродится
совершенно. Он предлагал отстреливать хилых душой и негодных, что
малоэффективно. Во-первых, таких повальное большинство, подобные отстрелы и
отборы уже делали неоднократно. Говорили даже, что приходил Мессия и своим
примером «улучшил» человечество, что тоже не факт, во-вторых.
Итог: проворные на коне, посвящённые на троне, пыль
в глаза пущена, мозги запудрены, спагетти навешаны, а противник, говоря словами
К.Чапека, предпринял гнусные попытки обстрелять наши самолёты, мирно бросавшие
бомбы на его города. Мы подошли к той черте, когда война, как в Осетии, ведётся
взрослыми мужиками и бабами против грудных детей. Вот он и есть распад
цивилизации, в который мы вляпались по самые помидоры. Это и есть итог
человеческой эволюции.
Наталья ЕРМОЛАЕВА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200442/?42_1_2