ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Личность Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина настолько грандиозна, что
не знаешь, с какой стороны подступиться. Сказать «гений» - ничего не
сказать! Титан, колосс, гигант мысли, пророк. Таких в мире единицы, и
сегодня, вглядываясь в черты величайшего сатирика, ощущаешь всю мощь и
величие Человека как такового.
Жизнь Щедрина показала, как он нужен сейчас России. Будь он с нами -
думается, страна двинулась бы по иному пути. Что важно: он не только
великий писатель, владеющий богатейшей палитрой русского языка, но в
значительной мере исключительный государственный деятель, опередивший не
только своё время, но и будущее. «Да, были люди в наше время!»
«Это…
писатель, ничуть или мало уступающий Льву Толстому, а в энергичной,
страстной борьбе со злом, в той силе анализа, с которой он умел
разбираться в разных общественных течениях, может быть даже
превосходящий Толстого», - отмечал писатель А. Эртель.
Публицист Н. Шелгунов признавал: «Салтыков был истинный мудрец,
которому были ясны все тончайшие пружины и нити личных и общественных
отношений; он только об этих отношениях и говорил; только о них он и
напоминал… Сила ума Салтыкова заключалась в редкой проницательности, в
способности вдруг, сразу, моментально приникнуть в самую суть
человеческой души или в суть сложного явления, созданного множеством
подобных душ. Потому-то потеря Салтыкова так и громадна, что у нас нет
другого, равного ему крупного человека… у нас нет другого писателя,
который бы мог воздействовать на ту именно совесть, на которую
воздействует Салтыков».
Горький отмечает, что «он был умен, честен, суров и никогда не
замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна». Драматург А.Н.
Островский тоже считал Щедрина пророком, а Глеб Успенский называл
«радетелем о русской земле». Современники единогласно отмечали, что
никто из писателей не знал России лучше него.
Общественная деятельность Михаила Евграфовича началась бурно. В апреле
1848 г. он был сослан в Вятку за повесть «Запутанное дело». 22-летний
автор подражал «Бедным людям» Достоевского, но цензура усмотрела дерзкое
покушение на состояние России. Позднее Щедрин признавался, хмурясь: «И
чёрт меня знает, зачем я написал эту чепуху!»
Известно, что в Вятке, а затем Рязани, Туле и Твери, где будущий сатирик
занимал высокие посты, он задавал шороху всем. Прямой и резкий, он не
выносил лицемерия, подхалимства, взяток и скудоумия. Его откровенность и
жесткость бросали в дрожь, многие взгляды, выражаемые Щедриным открыто,
было не принято высказывать в глаза. Даже голос Михаила Евграфовича
напоминал рычание льва, а уж взгляд больших, суровых, направленных в
упор глаз, приводил в трепет и ужас. Казалось, вся мощь его натуры,
несгибаемый дух и сила исходили из самого облика Щедрина. Круто
посоленные, яркие и сочные русские слова дополняли «убийственную»
картину при появлении нашего героя.
Так, поэт С. Надсон боялся сатирика заочно и просил выбрать солнечный
день и минуту хорошего настроения Щедрина, а затем уж «поосторожнее
поклонитесь ему от меня». Советник Рязанской казенной палаты, узнав
о назначении Щедрина в их город, упал в обморок. Однако Михаил
Евграфович был строг и непримирим на службе, но в отношении младших
чинов и бедного люда был мягок, ровен и деликатен. Сравнить с
сегодняшней канцелярско-министерской шушерой и политиками - никакого
сравнения. Всё так же процветают тупость, равнодушие и откровенная
ненависть к собственному народу.
Царствие помпадуров
…В Рязань Щедрин приехал без всякой помпы, в тарантасе, отметили, что
вид у него был хмурым и суровым. Зажил очень скромно. Однако чиновники
встретили писателя весьма враждебно, знали, что автор «Губернских
очерков» ненавидит взяточничество и воровство, хотя утешали себя тем,
что Щедрина, как человека неопытного, можно будет облапошить
казуистикой. Приём, кстати, используемый канцелярскими крысами и
сегодня.
Однако надежды их оборвались, причём сразу. На первом же приёме, обводя
чиновников пасмурным взглядом, Щедрин заявил:
-
Брать взяток, господа, я не позволю… Кто хочет служить со мною, - пусть
оставит эту манеру и служит честно. К тому же, господа, я должен сказать
вам правду: я обстрелянный уже в канцелярской кабалистике гусь, и
провести меня трудно.
Правда, даже ему победить чиновничью братию было нелегко. Такие бумаги
подсовывали они Михаилу Евграфовичу, что тот хватался за голову:
-
Господи,- крикнет он иногда, - ну и дураки же! Господи, какие дураки!
Впрочем, слава создавшему их такими! Будь они поумней, всю губернию
слопали бы! Ей богу, слопали бы!
Прочтёт такую бумагу, прочтёт другой раз, плюнет, зачеркнёт и начнёт
составлять сам.
Война велась и с губернаторами, особенно яростно она шла с тульским
головой М. Шидловским, который постоянно жаловался на Щедрина и в 3
отделение, и даже царю. Вспоминают, как сатирик почти бежал по улицам
Тулы на почту, держа напоказ жалобу министру на Шидловского, при этом
громко возглашая знакомым: «Иду травить Мишку!».
…И
вот наш взгляд туманится, дивная картина встаёт пред глазами, когда
некто вызывает к себе банду министров-капиталистов: «Господа, я хочу
сообщить вам наиприятнейшее известие: будем гнать Мишку-поганца
(Зурабкина-Тяпкина). Кое-кто визжит от радости, а иные и задрожали, в
обморок упали. Бр-р… Но, чу, братья и сестры, померещилось…
Умению работать мы все могли бы поучиться у Салтыкова-Щедрина. Явившись
на службу, он тщательно просматривал все бумаги и, если замечал
«медленность в исполнении» (!!), тотчас же вызывал виноватого и делал
строгое внушение, сопровождая криком и бранью. Иногда на полях помечал:
«Что за чушь?!», «Какая путаница!», «Галиматья!» и т.п. перлами
Правда, все знали, что за крутой и непримиримой натурой Щедрина, его
крепкими, сногсшибательными выражениями таился добрый и честный человек,
в высшей степени порядочный и совестливый. Чего, увы, сегодня и днём с
огнём не сыщешь. «Покойней будет на душе, когда сам в подлеца камень
бросишь», - говорил Щедрин. Особенно блистательны были его слова,
пущенные в адрес чиновников: «Да я вас всех расшвыряю!».
Не выносивший сплетников и интриганов, клеветников, Щедрин заявил:
«Тогда я окончательно убедился, что это - негодяй... счёл долгом
выбросить его из палаты, как вредную гадину!».
«И как живо кипела у него всякая работа! - вспоминает современник. -
Как свободно передавал он на бумагу свои мысли! Бывало, вздумает что
написать в министерство, потребует лист бумаги и, не далее как через
десять минут, выносит его весь исписанный без помарок, тогда как
переписать этот лист не успевали так скоро даже бойкие писцы. И вообще
затруднений в делах для него как бы не существовало: самые сложные и
запутанные дела, которые несколько лет не могли распутать комиссии… он
один решал в несколько дней».
Время мотыльков
Однажды в кабинете Щедрина оказалось зеркало, и он приказал чиновнику:
-Уберите подальше это воронье пугало, чтобы его тут не было. В этой
комнате должен быть мой кабинет, а не какое-то мифическое присутствие.
И
вновь подчеркнём. Русским языком Щедрин владел гениально. Без его
блистательных выражений и мыслей наша литература обеднела бы на порядок.
Однажды спросили, что он хотел означить словом «хвец». Щедрин отвечал,
что значение слова легче понять, чем объяснить. «Хвец» - и шарлатан, и
пройдоха, и подлец, и непонятный человек, и человек себе на уме, и проч.
Доставалось от Щедрина и литературе. Раздраконил поэзию и поэтов. «Мотыльковою
эта поэзия называется по имени мотылька, самого резвого, но вместе с тем
и самого легковерного из насекомых… Вся эта поэзия есть не что иное, как
стихотворное применение приятных манер к случайно встречающимся на пути
предметам. Сами поэты (по крайней мере, огромное их большинство) очень
серьёзно мнят себя служителями безграничного, прорицателями неведомого и
на указания науки, здравого смысла и опыта смотрят как на что-то такое,
что подрывает поэзию в самом её корне и существенно противоречит
провиденциальной их миссии.
Одним словом, это народ, живущий вдохновенно-бессознательной жизнью,
восторгающийся и проклинающий под игом первого и притом всегда
случайного впечатления, а потому в высшей степени непостоянный и
малосообразительный… И не знаю я, что буду петь, но только песня зреет».
А
как метко поиздевался над литераторами - заплачешь от точности красок. В
«Бродящих силах», 1867 г. отмечает: «Чтобы написать повесть, роман,
комедию, драму вроде «поветрия», нужно только сесть у окошка и
пристально глядеть на улицу. Прошёл по улице франт в клетчатых штанах -
записать; за ним прошла девица с стрижеными волосами - записать; а если
она при этом приподняла платье и показала ногу - записать дважды; потом
проехал извозчик и крикнул на лошадь: «Эх ты, старая!» - записать.
Посидевши таким образом у окна суток с двое, можно набрать такое
множество наблюдений самых разнообразных, что затем остается только
бежать в типографию».
Расчехвостил и науку, всяких учёных щеглов, медицину. В фантастических
по расцвету и ясности мысли очерках «За рубежом» сатирик превзошёл сам
себя. Описывая, например, двух стариков, которые подсчитывали прохожих у
писсуара Комической оперы в Париже, Щедрин высмеивает псевдонаучные
изыскания-искания-томления. Не отрываясь от битков в сметане, время от
времени учёные ежи бросали:
-127-й! На что другой кратко отзывался: «Однако! сегодня что-то уж не на
шутку»…
Выяснилось, что уже пять месяцев учёные сверчки живут в Париже, с утра
до ночи подсчитывая количество посещающих клозет. Научные данные
показали: утром гостей меньше, к вечеру наплыв сильнее, а уж ночью, по
выходе из театров, господа - почти целая оргия. Финансировал сию
операцию «Ы» капиталист Губошлёпов.
«Я
взглянул на этих трудолюбивых и скромных стариков, и сердце моё вдруг
умилилось, - пишет сатирик. - «Вот люди! - воскликнул я мысленно,
- которые наверное не знают ни уныния, ни вопросов, кроме того, который
им задан Губошлёповым!.. И благо им! Именно так и можно жить в наше
смутное время!».
А
вот дятел из «Орла-мецената» чудо как похож на наше сегодняшнее «всё».
Это был скромный учёный, который вёл уединённую жизнь, многие даже
думали, что он запоем пьёт, как и все серьёзные учёные. Однако наш сидел
целыми днями на суку и всё долбил. И надолбал целую кучу исследований:
«Родословная лешего», «Была ли замужем Баба-Яга», «Каким полом надлежит
ведьм в ревизские сказки заносить?» и проч. Но сколько бы ни долбил
дятел, издателя для своих книжиц найти не мог. А вот сейчас бы ух как
прославился!!
Кончилась история с дятлом-прощелыгой весьма грустно: нарядили в кандалы
и заточили в дупло навечно, где его съели муравьи. Затем последовал
разгром в академии де сиянс (научной, то бишь). Коршун, гад, спросил:
«Де сиянсы-то зачем?» и они, учёные, на сей вопрос не ответили, ибо не
ждали. «Тогда их поштучно распродали огородникам, а последние, набив
из них чучелов, поставили огороды сторожить».
Так и зарыдаешь, позавидовав. А вот у нас-то все, родимые, на месте -
петросяния, шоутокия, казусы кукоцкие и бандитские-турецкие и прочая
дребедень. Все не только на своём святом месте пришпандорены, да ещё и
цветут цветом махровым, да в больших-малых теантрах ставятся.
«Читатель!
Подивись! Я совершенно без всякой иронии утверждаю, что нигде жизнь не
представляет так много интересного, как в нашем бедном, захудалом
отчестве. Конечно, это интерес своеобразный, как говорится, на охотника,
но всё-таки интерес».
Наши и ваши
«Нас
одолела глупость, - пишет Щедрин, - и она теперь до того
сгустилась в воздухе, что хоть топор повесь». И далее в «Пёстрых
письмах», 1886 г.: «Пёстрое время, пёстрые люди. Оттого и жить трудно
стало: не на кого положиться, не во что верить: везде шатание,
простодушие, пестрота. Чего не ждёшь, то именно и случится; от кого не
чаешь - тот именно и стукнет тебя по темени. Дурное, спутанное время.
Проворовались людишки, остатки совести потеряли… Нет места для работы
здоровой мысли, нет свободной минуты для плодотворного труда! Мелочи,
мелочи, мелочи - заполонили всю жизнь!»
Хороши и наши, не-наши. Будучи за границей, сатирик ясно понимает, что
жизнь там тоже не блещет свежестью ума и духа, пример нам брать явно не
с них. «Уже подъезжая к Берлину, иностранец чувствует, что на него
пахнуло скукой, офицерским самодовольством и коллекцией неопрятных
подолов». Затем по ходу дела Щедрин отмечает безвкусие колбасы немецкой,
от которой желудочные боли взыграют и которую в массовом порядке шлют в
Россию - Пензы, Тулы, Курски - все слопают.
Кругом движется толпа праздношатающихся (вспоминаются нынешние
Карловы-Вары, Ницца, Куршавель, Арбат), которая сама не сознаёт, к чему
стремится и чего желает. Кроме праздных мыслей, праздных слов и
поступков, говорит Щедрин - ничего не проглядывает. Шатание, слоняние,
парад жилетов и декольте. Сонливая простота воззрений во Франции,
пугливое шараханье француза при одной мысли о личном самоотвержении, ибо
давно уже понято, что горизонты могут быть расширены лишь в ущерб ему.
Щедрин критикует и Золя, который главным лицом романов избрал «сильно
действующий женский торс, не прикрытый даже фиговым листом,
общедоступный, как проезжий шлях» (каков эпитет!). И «какой
железный организм нужно иметь, чтобы выдержать труд,.. необходимый для
подобной экскрементально-человеческой комедии!» (Привет пейсателю В.
Сорокину, любителю субстанции, которой Ильич обозвал интеллигенцию,
супермену, очаровавшему Большой, а вскорости и малыя театры).
«Мы
во Франции, - замечает герой Щедрина, - с утра до вечера говорим,
говорим да говорим, а иногда что-нибудь и скажем».
Наши тоже недалеко двинулись. Сатирик признаётся: «Скажу вам
откровенно: тридцать лет сряду стараюсь я отличить русские язвы от
русских добродетелей - и, убей меня бог, ничего понять не могу!»
Да уж, батенька, это вопрос на засыпку. Все мучались - и Толстой, и
Достоевский, и Гоголь с Пушкиным - да закопались в ответах. Так странен
наш человек, что и концов не соберёшь. Русь, матушка, куда несёшься ты?
А в ответ тишина, и только мёртвые с косами…
Заслуживают внимания и другие пассажи насчёт нас. «Общество
погрузилось с некоторых пор в такую смуту, что и само не разберёт, пьяно
оно или трезво. К кому обращаться с словом-то? - вот ведь к какому мы
вопросу пришли. Будь слово самое трезвенное, всё-таки найдутся пьяницы,
которые перетолкуют его в пьяном смысле». И далее: «В том суть-с,
что наша интеллигенция не имеет ничего общего с народом, что она жила и
живёт изолированно от народа, питаясь иностранными образцами и проводя в
жизнь чуждые народу идеи и представления; одним словом, вливая отраву и
разложение в наш свежий и непочатый организм».
-Ну, уж времечко! - говорит купец Колупаев соседу своему купцу
Разуваеву, удивляясь, что оба они сидят на воле, а не в остроге.
-
Такое время, Иван Прокофьевич, что только не зевай!..
Итак, что же делать? - спрашиваем мы у великого пророка и честного
человека Земли русской Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Увы, он не
даёт нам приятного ответа на вечный вопрос. Пустяки заполонили нашу
жизнь, «безнадёжное вращение в пустоте, сопровождаемое всякими
трусостями, отступничествами, малодушиями». В одних пустяках человек
чувствует себя легко, они убивают в нём способность интересоваться чем
бы то ни было, кроме собственных низменных страстей. «Является
неудержимая потребность потонуть в пустяках, развеять жизнь по ветру,
существовать со дня на день, слоняться от одного предмета к другому, ни
во что не углубляясь».
Хотя крепостное право, говорит сатирик, в своих прежних формах не
существует с 19 февраля 1861 года, оно остаётся единственным живым
местом в нашем организме. «Оно живёт в нашем темпераменте, в нашем
образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Всё, на что бы мы ни
обратили наши взоры, всё из него выходит и на него опирается»
(«Отечественные записки», №1, 1869). И заключает (в письме к А. Н.
Островскому от 1880 г.):
-
Истинно Вам говорю: несчастные люди мы, дожившие до этой страшной эпохи…
Наталья ЕРМОЛАЕВА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200729/?29_7_1