"БРИГАДА"
Размышления после просмотра
Не так давно
государственной телерадиокомпанией «Россия» в очередной раз, в «праймтайм», продемонстрирован 15-серийный эпос о жизни российского
преступного мира под названием «Бригада». Сага о приключениях Саши Белова,
которая многими расценена как российский вариант «Однажды в Америке». Хотя с
момента премьерного показа прошло уже более 15 месяцев, но всё, что связано с
«Бригадой», - мелодии для мобильников от Александра Шелыгина, композиция группы
«Триплекс» в вершинах хит-парадов, компакты с саудтреками к фильму, наряды
неразлучных «братков», мгновенно ставший культовым статус занятых в фильме
актёров - по-прежнему идёт, что называется, «на ура». Сериал действительно стоит
того, чтобы обратить на него внимание. Начнём, как водится, с плохого.
Несмотря
на то, что фильм снимался почти полтора года (первое сообщение о начале съёмок
прошло в петербургском журнале «Стиль» за декабрь 2000 года), а к съёмкам было
привлечено множество консультантов, «ляпы» и проколы, тем не менее, шли почти в
каждой серии. То у Саши Белого при обыске летом 1989 года из дембельского кителя
извлекают пистолет ”Walther 88” (оцените крутость!) и, ничтоже сумняшеся,
обзывают его пистолетом «ТТ», да ещё и калибра 9 мм, то «братаны» разъезжают на
автомобилях, которые появятся только через год-два, а то и три после описываемых
событий (ещё большая крутость!), то герои расплачиваются друг с другом и в
казино в 1993 и 1995 годах долларами образца 1996 года (круче уже просто
некуда!), то прилетевший из США в 1993 году Саша Белый смотрит репортаж о
событиях октября по телевизору с плоским экраном, которые появятся только в 1998
году, то вдруг Космос, который не расставался с пистолетом ТТ, на драке в
Раменском «кладёт Муху» из «Макара» и так далее. Но как ни верти, подобные
«нескладухи» совершенно не портят общего впечатления от сериала. Авторам ленты
удалось точно схватить дух времени в каждой серии - истеричная атмосфера торжищ
89-го, напряжение 93-го, черномырдинская «стабильность» 95-го.
Теперь о
хорошем.
Студией «Аватара»
создано то самое редкое кино, в котором почти нет положительных героев, а если
они и появляются, то играют второстепенные и проходные роли, как актёр и
каскадёр Александр Иншаков, играющий самого себя, мать Саши Белова, родные и
близкие героев, владелец питомника по разведению породистых барбосов. Здесь
омерзительны все - суетливый и нервный подонок опер Володя, направо и налево
подбрасывающий улики, фабрикующий дела и «пишущий» всех подряд; торчащий на
кокаине Космос, возомнивший себя богом и расстреливающий чёрную кошку из
«Стечкина» посреди оживлённой улицы; чиновник из Белого дома Виктор Петрович,
который своими повадками и замашками очень сильно напоминает недостреленного в
1946 году Фокса; работники «Конторы», которые предали СССР в 1991 году и
принялись «крышевать» Саш Белых и отмазывать их от «дороги дальней и казённого
дома»; ОМОНовцы, врывающиеся куда им хочется и не соблюдающие абсолютно никаких
процессуальных норм; продюсер-педераст Кордон, выговаривающий Филу за то, что «…
из-за каких-то паршивых ста штук «зелени» ты меня под стволы поставишь?», но без
тени сомнения попытавшийся взорвать Фила из-за тех же самых «паршивых ста штук»;
Макс, который 9 лет проработал в команде Белова, но по команде «фас»,
последовавшей от своего кукловода, без тени сомнения и жалости раскромсавший
безоружных людей, своих вчерашних товарищей; наконец, сам Белый («Волчара ещё
тот», - как метко заметил, сидя на бутырских нарах, опер Володя), ошалевший от
безграничных возможностей рулить чужими судьбами и жизнями.
Несмотря
на ранее высказываемые обвинения в романтизации и героизации жизни «братвы»,
лично я считаю, что создатели «Бригады» своим повествованием вынесли суровый
приговор не только нашим доморощенным донам Корлеоне и Аль Капоне, но и всему
россиянскому государству, наглядно продемонстрировав, что за всё надо платить и
платить по самому высокому счёту. Платить за роскошные дворцы на Рублёвке, в
которых поместился бы не один детский сад, за дома во Флориде, за «Мерседесы»
S-класса и навороченные джипы, за чемоданы валюты и шмотки от «Версаче», платить
постоянным страхом за свою жизнь, жизнь своих близких, жизнь своих детей,
ежесекундно ждать, что тебя предадут твои же друзья, личный телохранитель,
кураторы из «органов», что не «вор в законе» Лука, а ты окажешься в прицеле
крупнокалиберной снайперской винтовки. По человечески жаль едва уцелевшего
Александра Белова, в течение часа потерявшего четырёх друзей: Пчёлкина,
Холмогорова, Филатова и его ни в чём неповинную жену, но умом понимаешь - этот
финал закономерен, по другому и не может быть. Это вам, товарищи братки не 37
год, когда расстреливали только по приговору суда! Здесь штабелями кладут по
решению «толковищ» и «сходняков», в ходе «стрелок» и «разборок» и тут уже не
поможет даже самый дорогой адвокат. В государстве, где не работает закон,
неизбежно приходится жить по «понятиям» - с «тёрками», «разводками»,
«стрелками», «наездами», «непонятками», «приблудами», «рамсами», «счётчиками», «попадаловами»
и прочими, как говорят в «чисто конкретных кругах», «фишками». И пусть никого не
смущает ковбойский финал последней серии, где Саша перестрелял всех врагов и
воздал должное Иуде-Максу - в нынешней России, которая ещё в 1991 году убила
талантливого организатора Александра Белова, финансиста Пчёлкина, спортсмена и
каскадёра Валеру Филатова, философа Фару, студента МГУ Космоса Холмогорова,
подобный конец всё равно неизбежен.
Дмитрий БОГДАНОВ
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200415/?15_7_2