ДВА КОДЕКСА
Не является
сенсацией утверждение, что сущность
каждого государства лучше всего выявляется
во время войны. Однако войны бывают
относительно редко. Но есть война, которую
каждое государство ведет непрерывно. Это -
война с нарушителями законов. Здесь
государственный строй проявляет себя не
менее конкретно, чем в «обыкновенной» войне.
Уже давно
демократическая общественность
беспокоится по поводу “возвращения
советской эпохи” (точнее, ее символов).
Вернули гимн, делают жесткие заявления на
международной арене. Есть за этим что-нибудь,
кроме слов? Вдруг найдется какая-нибудь
преемственность? Вдруг Путин - это Сталин
сегодня?
У меня есть
возможность сравнить два Уголовных кодекса.
Один - советский, принятый «Третьей
сессией Верховного Совета РСФСР пятого
созыва 27 октября 1960 г. (Ведомости Верховного
Совета РСФСР, 1960, №40, ст. 59)», но неоднократно
менявшийся - некоторые статьи вводились,
некоторые, наоборот, исключались. У меня
издание 1983 года. Второй - российский, «принятый
Государственной Думой 24 мая 1996 года,
одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 года»,
но также не раз менявшийся. У меня издание
2002 года, то есть уже путинского периода.
Между ними
вроде бы должна сохраниться некоторая
преемственность - ведь современный кодекс
принимали (по крайней мере разрабатывали -
несомненно) наверняка многие из тех, кто
вносил «изменения и дополнения» в старый,
советский кодекс. В то же время интересно
пронаблюдать, как изменения в жизни страны
сказались на умах законодателей, на
миропонимании населения.
Итак, что же
преемственного? Как ни странно,
преемственности почти нет. Да, остались
статьи, карающие за кражу, изнасилование,
убийство - но так ведь они еще в Ветхом
Завете есть (правда, там не указаны срока -
тогда больше специализировались на
побивание камнями).
Начнем со
стиля и определений. Разумеется, стиль у
обоих документов очень похож - так ведь это
не художественные произведения. Здесь
адвокаты и прокуроры будут на свой лад
толковать каждую букву и запятую, поэтому и
стиль таков, чтобы свести к минимуму
возможность толкования, отличного от того,
которое изначально подразумевали авторы
кодекса.
Определения
отличаются радикально. Например, что такое
“преступление”?
По Советскому
кодексу, это - “...предусмотренное
уголовным законом общественно опасное
деяние (действие или бездействие),
посягающее на общественный строй СССР, его
политическую и экономическую системы,
социалистическую собственность, личность,
политические, трудовые, имущественные и
другие права и свободы граждан, а равно иное,
посягающее на социалистический
правопорядок общественоопасное деяние,
предусмотренное уголовным законом” (Статья
7).
В ельцинском
законе определение несколько иное: “Преступлением
признается виновно совершенное
общественно опасное деяние, запрещенное
настоящим Кодексом под угрозой наказания (Статья
14 часть 1).
В Советском УК,
когда говорится о преступлении,
указывается, против кого оно направлено. “Не
является преступлением действие...
совершенное в состоянии необходимой
обороны, то есть при защите интересов
Советского государства, общественных
интересов, личности или прав...” (ст. 13). “Не
является преступлением действие...
совершенное в состоянии крайней
необходимости, то есть для устранения
опасности, угрожающей интересам Советского
государства, общественным интересам,
личности или правам данного лица или других
граждан...” (ст. 14).
Статья о
необходимой обороне в ельцинском кодексе
почти такая же, как и в Советском, только на
первое место поставлена личность, а
общество и государство - на последнее (ст.
37). Вообще это одно из характерных различий:
так, Особенная часть Советского УК
начинается со статьи “Измена Родине” (64), а
ельцинского - с “Убийства” (105).
Статья 39
современного УК “Крайняя необходимость”
выглядит так: “Не является преступлением
причинение вреда охраняемым уголовным
законом интересам в состоянии крайней
необходимости...“ Получается, что при
советской власти были под охраной интересы
народа и государства, а при “демократической”
- просто “интересы”. Штрих маленький, но
показательный. Ведь Уголовный кодекс - не
художественное произведение,
предназначенное для услады разума, а
документ, по которому людей лишают
имущества, свободы и жизни. Поэтому в нем
каждая буква имеет смысл. И из
вышеприведенных строк следует вывод: если
деяния наносят вред стране, но не
противоречат закону, они являются
правомерными. Хотя зачем слова? Министр
обороны и начальник Генштаба разрушают
армию, министр промышленного развития
гробит промышленность и науку, главный
энергетик уничтожает энергосистему - а
перед действующим законодательством все
почти чисты.
Что было в
старом кодексе характерно советским? Это -
статьи, защищающие не только человека или
группу лиц, но весь народ - все население и
потомков, все государство. Это - статьи 69 (вредительство),
70 (антисоветская агитация и пропаганда), 101 (преступления
против государственной или общественной
собственности других социалистических
государств). Сюда можно отнести также
статью 164 - «Незаконный промысел котиков и
бобров», - защищающую конкретный вид
ценных промысловых животных (за другие виды
браконьерства есть другие статьи). Кстати,
наказание за это не такое уж мягкое -
лишение свободы до года, исправительные
работы на тот же срок либо штраф до 1000
рублей и конфискация добытого и орудий лова.
Современный
Кодекс с виду гуманнее. Из него исключена
статья о вредительстве, снижены сроки за
браконьерство, из многих статей удалена
смертная казнь как вариант наказания;
введены некоторые «политкорректные»
статьи - так например, статья 245 (жестокое
обращение с животными), а то, что в советском
кодексе называется «тоталитарно» - «государственными
преступлениями», в новом разбито между «преступлениями
против государственной власти» и «преступлениями
против мира и безопасности человечества».
Это - от государственной измены и шпионажа
до пропаганды войны.
Однако
внешность обманчива. Дело в том, что даже по
самым жестким статьям смертная казнь
назначается редко. Оправдывают тоже редко
- чаще всего дают срока. А вот сроки в
российском кодексе по тяжким статьям много
больше, чем в советском.
Если по
советскому кодексу предельный срок по
одной тяжкой статье - 15 лет, то в “демократическом”
кодексе - 25. А по совокупности приговоров
суд вообще может дать до 30 лет. Советский
суд не мог дать больше 15 лет. По 20-25 лет
получали только отъявленные враги народа (троцкисты,
шпионы, полицаи, лица, сотрудничавшие с
фашистами на временно оккупированных
территориях, и т.д.) - да и то только в тяжелое
послевоенное время.
Я составил
таблицу и внёс в неё то, что указано в
Советском УК как тяжкие преступления, и их
эквиваленты в современном кодексе.
Оказалось, что
некоторые статьи из тяжких попали в легкие
и средней тяжести - за них дают меньше 10 лет.
На самом деле не все так просто. В
демократическом кодексе добавились такие
статьи, как, например, “вооруженный мятеж”
- до 20 (ст. 279), “посягательство на жизнь
государственного или общественного
деятеля” - в пределе расстрел или
пожизненное лишение свободы (ст. 277).
Смягчение же идет в основном за счет статей
по воинским преступлениям: дело в том, что
по Советскому кодексу воинские
преступления в мирное время считались
преступлениями небольшой и средней тяжести,
а в военное время сразу попадали в число
тяжких и особо тяжких. В общем-то, это
соответствует здравому смыслу: в мирное
время дезертир - обычный преступник, и его
надо перевоспитывать в исправительно-трудовом
лагере. В военное время - это почти
вражеский агент, и его надо расстреливать,
чтобы другим неповадно было.
Но почему так
изменилось мировосприятие законотворцев?
Будь они четырежды подонками - но если бы
идея не витала в воздухе, не смогли бы они
ничего написать. В чем причина? Причина, по
моему глубокому убеждению, - деградация
общества, отказавшегося от более
прогрессивного общественного строя (социализма)
в пользу менее прогрессивного (капитализма).
Капитализм
вообще странная вещь. Он крайне нестабилен.
Что рабовладельческая модель, что
феодальная, что социалистическая (иногда их
называют “традиционными”) в своем
существовании вполне обходятся без
кризисов. У капитализма кризисы -
неизменный признак существования и
развития. Откуда эта нестабильность?
Вероятно, капиталистический строй является
своеобразным распутьем цивилизации - к
этому моменту человечество в массе своей
накапливает знания и опыт, которые
позволяют ему сделать выбор: идти вперед, к
социализму, или возвращаться назад - в
феодализм, в рабовладельческий строй. Те,
кто отвергают социализм и коммунизм,
неизбежно встают на путь деградации. Даже
если они не хотят этого - кто сказал А, тот
должен сказать и Б.
Если в СССР и
был “железный занавес”, то он только мешал
видеть правду о капиталистическом строе. А
ведь это очень интересно.
Почему в США
дают, может быть, и справедливые, но в целом
- абсурдные сроки по 500 лет, заведомо
превышающие продолжительность
человеческой жизни? Видимо, американский
судья, оценив совершенное преступление
данной суммой лет, просто взыскивает ее с
человека, как взыскивает деньги кредитор.
Жизнь для него является разменной монетой,
причем не в романтическо-трагическом
смысле, а в экономическом: есть вещи, за
которые надо платить деньгами, есть вещи, за
которые надо платить годами.
И российское
законодательство приближается к этому!
Советское
законодательство считало так: если человек
совершил преступление, то надо его по
возможности перевоспитать. Чем тяжелее
преступление, тем дольше надо
перевоспитывать. Начинающему вору хватит и
3 лет, убийцу надо перевоспитывать подольше
- лет 12-15. Разумеется, количество лет
советский законодатель зачастую брал “с
потолка”; но он, видимо, понимал, что есть
какой-то предельный срок изоляции от
общества, после которого человек не сможет
адаптироваться к жизни на воле. То есть
дольше перевоспитывать его не имело смысла.
Тогда назначалась смертная казнь .
Буржуазное
восприятие права придерживается иного
подхода. Все можно оценить. Преступник
должен не перевоспитываться, а
расплатиться с владельцами собственности
тем, что у него есть. А самой универсальной
валютой являются все же не деньги, а годы
жизни.
Формально
такое различие в отношении к преступнику у
социалистической и капиталистической
систем правосудия вполне объяснимо. Для
социалистического судьи преступник -
заблудшая душа, которую надо наставить на
путь истинный. Для буржуазного - человек,
сделавший сознательный выбор и обязанный
заплатить за это. Человек, не сумевший
реализоваться в рамках закона и
вынужденный выйти за эти рамки. К нему, по
большому счету, нельзя применить даже
категорию “вины”. Невиновного нельзя
убивать (казнить); его не надо
перевоспитывать; ему нечего внушать. Но
должник обязан расплатиться по
установленным расценкам1.
Кстати, это
объясняет, почему ужесточение наказания
редко приводит к снижению уровня
преступности.
С.Г. Кара-Мурза
заметил, что так называемый “прогресс”
общества на деле оборачивается его
регрессом. Чего стоит весьма обидное
утверждение, что интеллект современного
ученого-обществоведа не превосходит
интеллект рабочего активиста 30-х годов.
Правда, это говорится об Испании (в книге “Манипуляция
сознанием”). А что можно сказать о России?
Летом 2003 в
одном из номеров газеты “Известия” была
опубликована заметка о фирме, которая сдает
в аренду дорогие скоростные автомобили,
разгоняющиеся до 300 км/ч и более (типа “Ламборджини”),
и клиенты гоняют на этих машинах на
предельных скоростях по подмосковным
скоростным магистралям и МКАДу. На
замечание корреспондента, что эти скорости
сильно превышают предельную разрешенную
скорость и у клиентов могут возникнуть
проблемы с ГАИ, владелец фирмы резонно
заявил, что его клиенты - достаточно
обеспеченные люди, чтобы быстро
урегулировать такие проблемы.
Со страниц
довольно крупной газеты по сути дела было
оскорблено законодательство и освящен
принцип взятки. Вызвало это у кого-нибудь
возмущение? Видимо, нет. Видимо, быдло
молчаливо согласно с тем, что денежный
откуп может быть вполне реальной и даже
законной альтернативой лишению свободы (в
данном случае - всего лишь водительских
прав, но ведь надо уметь видеть в малом
часть большого!). Это уже попахивает
раннефеодальным сознанием. Ведь по кодексу
“Русская правда” Ярослава Мудрого у
преступника тоже была альтернатива: либо
расплатиться деньгами, либо пойти в кабалу (видимо,
аналог ИТК; были ли тогда тюрьмы, не знаю).
Сознание определяет общественный строй.
Какая революция возможна в раннефеодальном
обществе? Да никакой не получится. Возможен
либо крестьянский бунт, либо дворцовый
переворот. Может, Зюганов и прав со своим “лимитом
на революции”? По крайней мере, теперь - он
ведь и сам немало усилий положил на то,
чтобы сознание наших граждан скатилось от
здравого мышления первой половины ХХ века
до “нового мышления” Горбачева и
раннефеодального мышления, которое активно
культивируется сейчас.2
Какой можно
сделать вывод? Раз сознание населения
определяет государственный строй, для
возрождения народа и государства надо
начинать восстановление способности
мыслить, учиться находить закономерности,
идти от простого к сложному (хотя этот
процесс вследствие снижения уровня жизни и
идет самопроизвольно, но надо его всемерно
ускорять - народ вымирает быстрее). Одним
из первых шагов на этом пути является
осознание того, что ни с действующим
правительством, ни с любым другим, идущим
этим же курсом, НИЧЕГО позитивного сделать
невозможно. Вот это будет подлинной
революцией в сознании. Хотя, конечно,
нелегко это будет понять людям, четвертый (или
пятый?) год считающим Путина “темной
лошадкой”. Но это необходимо. Дело в том,
что в раннефеодальном государстве бывают
не только крестьянские войны и дворцовые
перевороты. В них нет ничего из того, что нам
столь привычно, вроде медицины или науки, но
зато там бывают голод, эпидемии и прочие
малоприятные вещи. И еще их завоевывают, и
происходит это не так уж редко.
А. Ц.
P.S. Статья
предназначена НЕ для “любителей
баварского пива”.
1 Эта разница в
восприятии смысла законов хорошо заметна
по книге американца Д. Донована, бывшего
адвокатом Р. И. Абеля, “Незнакомцы на мосту”.
Говоря об осуждении в СССР летчика Пауэрса
на 10 лет, автор удивляется жестокости этого
приговора: еще бы, ведь человека лишили
свободы! Когда он пишет о том, что Абелю дали
30 лет, он считает приговор хотя и суровым, но
справедливым. Человек просто платит по
счетам.
2 Одна из
причин медленного продвижения в массы
абсолютно здравой идеи АВН.
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200404/?04_3_2