ДВА КОДЕКСА

Jan 27, 2004 12:49


ДВА КОДЕКСА

Не является сенсацией утверждение, что сущность каждого государства лучше всего выявляется во время войны. Однако войны бывают относительно редко. Но есть война, которую каждое государство ведет непрерывно. Это - война с нарушителями законов. Здесь государственный строй проявляет себя не менее конкретно, чем в «обыкновенной» войне.

Уже давно демократическая общественность беспокоится по поводу “возвращения советской эпохи” (точнее, ее символов). Вернули гимн, делают жесткие заявления на международной арене. Есть за этим что-нибудь, кроме слов? Вдруг найдется какая-нибудь преемственность? Вдруг Путин - это Сталин сегодня?

У меня есть возможность сравнить два Уголовных кодекса. Один - советский, принятый «Третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, №40, ст. 59)», но неоднократно менявшийся - некоторые статьи вводились, некоторые, наоборот, исключались. У меня издание 1983 года. Второй - российский, «принятый Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 года», но также не раз менявшийся. У меня издание 2002 года, то есть уже путинского периода.

Между ними вроде бы должна сохраниться некоторая преемственность - ведь современный кодекс принимали (по крайней мере разрабатывали - несомненно) наверняка многие из тех, кто вносил «изменения и дополнения» в старый, советский кодекс. В то же время интересно пронаблюдать, как изменения в жизни страны сказались на умах законодателей, на миропонимании населения.

Итак, что же преемственного? Как ни странно, преемственности почти нет. Да, остались статьи, карающие за кражу, изнасилование, убийство - но так ведь они еще в Ветхом Завете есть (правда, там не указаны срока - тогда больше специализировались на побивание камнями).

Начнем со стиля и определений. Разумеется, стиль у обоих документов очень похож - так ведь это не художественные произведения. Здесь адвокаты и прокуроры будут на свой лад толковать каждую букву и запятую, поэтому и стиль таков, чтобы свести к минимуму возможность толкования, отличного от того, которое изначально подразумевали авторы кодекса.

Определения отличаются радикально. Например, что такое “преступление”?

По Советскому кодексу, это - “...предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок общественоопасное деяние, предусмотренное уголовным законом” (Статья 7).

В ельцинском законе определение несколько иное: “Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания (Статья 14 часть 1).

В Советском УК, когда говорится о преступлении, указывается, против кого оно направлено. “Не является преступлением действие... совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав...” (ст. 13). “Не является преступлением действие... совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан...” (ст. 14).

Статья о необходимой обороне в ельцинском кодексе почти такая же, как и в Советском, только на первое место поставлена личность, а общество и государство - на последнее (ст. 37). Вообще это одно из характерных различий: так, Особенная часть Советского УК начинается со статьи “Измена Родине” (64), а ельцинского - с “Убийства” (105).

Статья 39 современного УК “Крайняя необходимость” выглядит так: “Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости...“ Получается, что при советской власти были под охраной интересы народа и государства, а при “демократической” - просто “интересы”. Штрих маленький, но показательный. Ведь Уголовный кодекс - не художественное произведение, предназначенное для услады разума, а документ, по которому людей лишают имущества, свободы и жизни. Поэтому в нем каждая буква имеет смысл. И из вышеприведенных строк следует вывод: если деяния наносят вред стране, но не противоречат закону, они являются правомерными. Хотя зачем слова? Министр обороны и начальник Генштаба разрушают армию, министр промышленного развития гробит промышленность и науку, главный энергетик уничтожает энергосистему - а перед действующим законодательством все почти чисты.

Что было в старом кодексе характерно советским? Это - статьи, защищающие не только человека или группу лиц, но весь народ - все население и потомков, все государство. Это - статьи 69 (вредительство), 70 (антисоветская агитация и пропаганда), 101 (преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств). Сюда можно отнести также статью 164 - «Незаконный промысел котиков и бобров», - защищающую конкретный вид ценных промысловых животных (за другие виды браконьерства есть другие статьи). Кстати, наказание за это не такое уж мягкое - лишение свободы до года, исправительные работы на тот же срок либо штраф до 1000 рублей и конфискация добытого и орудий лова.

Современный Кодекс с виду гуманнее. Из него исключена статья о вредительстве, снижены сроки за браконьерство, из многих статей удалена смертная казнь как вариант наказания; введены некоторые «политкорректные» статьи - так например, статья 245 (жестокое обращение с животными), а то, что в советском кодексе называется «тоталитарно» - «государственными преступлениями», в новом разбито между «преступлениями против государственной власти» и «преступлениями против мира и безопасности человечества». Это - от государственной измены и шпионажа до пропаганды войны.

Однако внешность обманчива. Дело в том, что даже по самым жестким статьям смертная казнь назначается редко. Оправдывают тоже редко - чаще всего дают срока. А вот сроки в российском кодексе по тяжким статьям много больше, чем в советском.

Если по советскому кодексу предельный срок по одной тяжкой статье - 15 лет, то в “демократическом” кодексе - 25. А по совокупности приговоров суд вообще может дать до 30 лет. Советский суд не мог дать больше 15 лет. По 20-25 лет получали только отъявленные враги народа (троцкисты, шпионы, полицаи, лица, сотрудничавшие с фашистами на временно оккупированных территориях, и т.д.) - да и то только в тяжелое послевоенное время.

Я составил таблицу и внёс в неё то, что указано в Советском УК как тяжкие преступления, и их эквиваленты в современном кодексе.

Оказалось, что некоторые статьи из тяжких попали в легкие и средней тяжести - за них дают меньше 10 лет. На самом деле не все так просто. В демократическом кодексе добавились такие статьи, как, например, “вооруженный мятеж” - до 20 (ст. 279), “посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля” - в пределе расстрел или пожизненное лишение свободы (ст. 277). Смягчение же идет в основном за счет статей по воинским преступлениям: дело в том, что по Советскому кодексу воинские преступления в мирное время считались преступлениями небольшой и средней тяжести, а в военное время сразу попадали в число тяжких и особо тяжких. В общем-то, это соответствует здравому смыслу: в мирное время дезертир - обычный преступник, и его надо перевоспитывать в исправительно-трудовом лагере. В военное время - это почти вражеский агент, и его надо расстреливать, чтобы другим неповадно было.

Но почему так изменилось мировосприятие законотворцев? Будь они четырежды подонками - но если бы идея не витала в воздухе, не смогли бы они ничего написать. В чем причина? Причина, по моему глубокому убеждению, - деградация общества, отказавшегося от более прогрессивного общественного строя (социализма) в пользу менее прогрессивного (капитализма).

Капитализм вообще странная вещь. Он крайне нестабилен. Что рабовладельческая модель, что феодальная, что социалистическая (иногда их называют “традиционными”) в своем существовании вполне обходятся без кризисов. У капитализма кризисы - неизменный признак существования и развития. Откуда эта нестабильность? Вероятно, капиталистический строй является своеобразным распутьем цивилизации - к этому моменту человечество в массе своей накапливает знания и опыт, которые позволяют ему сделать выбор: идти вперед, к социализму, или возвращаться назад - в феодализм, в рабовладельческий строй. Те, кто отвергают социализм и коммунизм, неизбежно встают на путь деградации. Даже если они не хотят этого - кто сказал А, тот должен сказать и Б.

Если в СССР и был “железный занавес”, то он только мешал видеть правду о капиталистическом строе. А ведь это очень интересно.

Почему в США дают, может быть, и справедливые, но в целом - абсурдные сроки по 500 лет, заведомо превышающие продолжительность человеческой жизни? Видимо, американский судья, оценив совершенное преступление данной суммой лет, просто взыскивает ее с человека, как взыскивает деньги кредитор. Жизнь для него является разменной монетой, причем не в романтическо-трагическом смысле, а в экономическом: есть вещи, за которые надо платить деньгами, есть вещи, за которые надо платить годами.

И российское законодательство приближается к этому!

Советское законодательство считало так: если человек совершил преступление, то надо его по возможности перевоспитать. Чем тяжелее преступление, тем дольше надо перевоспитывать. Начинающему вору хватит и 3 лет, убийцу надо перевоспитывать подольше - лет 12-15. Разумеется, количество лет советский законодатель зачастую брал “с потолка”; но он, видимо, понимал, что есть какой-то предельный срок изоляции от общества, после которого человек не сможет адаптироваться к жизни на воле. То есть дольше перевоспитывать его не имело смысла. Тогда назначалась смертная казнь .

Буржуазное восприятие права придерживается иного подхода. Все можно оценить. Преступник должен не перевоспитываться, а расплатиться с владельцами собственности тем, что у него есть. А самой универсальной валютой являются все же не деньги, а годы жизни.

Формально такое различие в отношении к преступнику у социалистической и капиталистической систем правосудия вполне объяснимо. Для социалистического судьи преступник - заблудшая душа, которую надо наставить на путь истинный. Для буржуазного - человек, сделавший сознательный выбор и обязанный заплатить за это. Человек, не сумевший реализоваться в рамках закона и вынужденный выйти за эти рамки. К нему, по большому счету, нельзя применить даже категорию “вины”. Невиновного нельзя убивать (казнить); его не надо перевоспитывать; ему нечего внушать. Но должник обязан расплатиться по установленным расценкам1.

Кстати, это объясняет, почему ужесточение наказания редко приводит к снижению уровня преступности.

С.Г. Кара-Мурза заметил, что так называемый “прогресс” общества на деле оборачивается его регрессом. Чего стоит весьма обидное утверждение, что интеллект современного ученого-обществоведа не превосходит интеллект рабочего активиста 30-х годов. Правда, это говорится об Испании (в книге “Манипуляция сознанием”). А что можно сказать о России?

Летом 2003 в одном из номеров газеты “Известия” была опубликована заметка о фирме, которая сдает в аренду дорогие скоростные автомобили, разгоняющиеся до 300 км/ч и более (типа “Ламборджини”), и клиенты гоняют на этих машинах на предельных скоростях по подмосковным скоростным магистралям и МКАДу. На замечание корреспондента, что эти скорости сильно превышают предельную разрешенную скорость и у клиентов могут возникнуть проблемы с ГАИ, владелец фирмы резонно заявил, что его клиенты - достаточно обеспеченные люди, чтобы быстро урегулировать такие проблемы.

Со страниц довольно крупной газеты по сути дела было оскорблено законодательство и освящен принцип взятки. Вызвало это у кого-нибудь возмущение? Видимо, нет. Видимо, быдло молчаливо согласно с тем, что денежный откуп может быть вполне реальной и даже законной альтернативой лишению свободы (в данном случае - всего лишь водительских прав, но ведь надо уметь видеть в малом часть большого!). Это уже попахивает раннефеодальным сознанием. Ведь по кодексу “Русская правда” Ярослава Мудрого у преступника тоже была альтернатива: либо расплатиться деньгами, либо пойти в кабалу (видимо, аналог ИТК; были ли тогда тюрьмы, не знаю). Сознание определяет общественный строй. Какая революция возможна в раннефеодальном обществе? Да никакой не получится. Возможен либо крестьянский бунт, либо дворцовый переворот. Может, Зюганов и прав со своим “лимитом на революции”? По крайней мере, теперь - он ведь и сам немало усилий положил на то, чтобы сознание наших граждан скатилось от здравого мышления первой половины ХХ века до “нового мышления” Горбачева и раннефеодального мышления, которое активно культивируется сейчас.2

Какой можно сделать вывод? Раз сознание населения определяет государственный строй, для возрождения народа и государства надо начинать восстановление способности мыслить, учиться находить закономерности, идти от простого к сложному (хотя этот процесс вследствие снижения уровня жизни и идет самопроизвольно, но надо его всемерно ускорять - народ вымирает быстрее). Одним из первых шагов на этом пути является осознание того, что ни с действующим правительством, ни с любым другим, идущим этим же курсом, НИЧЕГО позитивного сделать невозможно. Вот это будет подлинной революцией в сознании. Хотя, конечно, нелегко это будет понять людям, четвертый (или пятый?) год считающим Путина “темной лошадкой”. Но это необходимо. Дело в том, что в раннефеодальном государстве бывают не только крестьянские войны и дворцовые перевороты. В них нет ничего из того, что нам столь привычно, вроде медицины или науки, но зато там бывают голод, эпидемии и прочие малоприятные вещи. И еще их завоевывают, и происходит это не так уж редко.

А. Ц.

P.S. Статья предназначена НЕ для “любителей баварского пива”.

1 Эта разница в восприятии смысла законов хорошо заметна по книге американца Д. Донована, бывшего адвокатом Р. И. Абеля, “Незнакомцы на мосту”. Говоря об осуждении в СССР летчика Пауэрса на 10 лет, автор удивляется жестокости этого приговора: еще бы, ведь человека лишили свободы! Когда он пишет о том, что Абелю дали 30 лет, он считает приговор хотя и суровым, но справедливым. Человек просто платит по счетам.

2 Одна из причин медленного продвижения в массы абсолютно здравой идеи АВН.

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200404/?04_3_2

200404, ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА, А. Ц.

Previous post Next post
Up